ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1725
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большинство исследований, посвященных кооперированному обучению, свидетельствует, что в аудиториях, где преподаватели используют те или иные его формы, уровень достижений обучаемых существенно выше, чем в аудиториях, где используются исключительно традиционные методы.
Доказано, что кооперированное обучение дает хороший результат при обучении самым разным предметам (включая математику, общественные науки, язык и литературу), причем как в работе с «одаренными» обучаемыми, так и в работе с обучаемыми с более скромными способностями.
Исследования также показывают, что просто организовать обучаемых для работы в группах еще недостаточно. Чтобы кооперированное обучение имело желаемый эффект, необходимы еще два компонента: система группового поощрения и механизм стимулирования личной ответственности.
Поощрение всей группы способствует тому, чтобы обучаемые помогали другим членам группы в освоении материала. Если групповые вознаграждения недостаточно весомы, члены группы начинают менее внимательно относиться к познавательным потребностям своих товарищей.
А индивидуальные проверки, стимулирующие личную ответственность за получение знаний, помогают каждому обучаемому увидеть, чего именно он достиг. Если для некоторых обучаемых индивидуальные поощрения покажутся недостаточно существенными, они могут попытаться «прокатиться» за счет других членов команды.
Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Одна из моделей получила название STAD (Student Teams-Achievement Divisions: «команды обучаемых – бригады для повышения результатов»). Согласно этой модели, преподаватель делит аудиторию на группы по четыре человека в каждой. Каждая группа имеет смешанный состав, т. е. включает в себя обучаемых обоих полов, с разными способностями.
Сначала преподаватель объясняет какой-то материал, а затем приступают к работе команды, стремясь сделать так, чтобы материал был понят и усвоен всеми их членами. На контрольной работе по изученному материалу все обучаемые работают индивидуально.
Результат, показанный каждым обучаемым, сравнивается с его же собственным предыдущим средним результатом, и полученная разница оценивается в баллах. «Личные» баллы суммируются для подсчета командного результата. Команды, которым удается набрать нужное (согласно критериям) количество баллов, получают какое-то вознаграждение или сертификат.
Другая модель называется TGT (Teams-Games-Tournament: «команды – игры – турнир»). В этом случае проводятся те же первые шага, что и при использовании модели STAD: создание команд по тому же принципу, объяснение преподавателя и командная работа для обеспечения усвоения материала. Однако
вместо контрольной работы проводится турнир, в ходе которого обучаемые соревнуются с членами других команд и зарабатывают очки в командную копилку.
Третья модель – это так называемый метод «мозаики» (Jigsaw). При этом подходе преподаватель разбивает обучаемых на команды по шесть человек. Каждая команда получает задание изучить какой-то материал, состоящий из шести разделов. Каждый член команды назначается ответственным за изучение какого-либо одного раздела.
Члены разных команд, получившие тот же самый раздел, собираются вместе и работают в так называемых «экспертных группах», разбирая подробно свою часть задания.
Затем обучаемые возвращаются из экспертных групп в свои исходные команды и по очереди обучают своих товарищей соответствующим разделам. Мотивация к тому, чтобы внимательно слушать и поддерживать своих товарищей по команде, создается у участников за счет того, что это для них единственный доступ к изучаемому материалу. Кроме того, у каждого есть стимул для того, чтобы точно и подробно представлять «свой» материал, поскольку он несет ответственность за то, как этот материал освоят его товарищи по команде.
Еще одна разновидность кооперированного обучения – это модель Learning Together («Учимся вместе»). Согласно этой модели, обучаемые должны заполнить «рабочие листы», объединившись в группы по 4–5 человек. От группы сдается один заполненный лист, и оценивается общий результат группы.
Метод кооперированного обучения предполагает, что ответственность за усвоение учебного материала возлагается на самого обучаемого. Существует множество экспериментальных данных, свидетельствующих об эффективности кооперированного обучения.
Исследования показывают, что правильное использование этого метода дает лучший когнитивный эффект, чем традиционные методы, и что в процессе таким образом структурированной работы между обучаемыми складываются позитивные отношения друг с другом. Критика метода кооперированного обучения сводится к трем основным моментам.
Первая проблема связана с системой группового поощрения. «Сильные» обучаемые могут не получить высоких оценок из-за того, что более «слабым» обучаемым из их группы не удалось усвоить материал так же хорошо, как и им.
Во-вторых, кооперированное обучение сводится к тому, что участники обучают друг друга, однако никто из них не владеет содержанием предмета настолько глубоко, чтобы учить других. Оппоненты этого метода полагают, что в ситуации, когда нужно дать какой-то новый материал, основную роль в обучении может играть только преподаватель, глубоко и хорошо понимающий содержание предмета.
И, в-третьих, мало кто из преподавателей точно придерживается правил, которые предусмотрены различными моделями кооперированного обучения. Многие преподаватели рассматривают кооперированное обучение просто как работу в группах. Однако для хорошего усвоения теоретического материала этого далеко не достаточно.
Кооперированное обучение в большинстве случаев предполагает специальную организацию учебного пространства. Преподаватели в Соединенных Штатах используют различные модели кооперированного обучения. Занятия предусматривают работу в группах и проведение групповых упражнений, которые легко могут быть доработаны и использованы для организации кооперированного обучения.
В этом случае в описание занятия должны войти дополнительные инструкции для преподавателя: ему следует проинформировать обучаемых, что им предстоит работать в группах, тщательно сформулировать задачу; проверить понимание обучаемыми поставленной задачи; установить временные рамки для выполнения работ, организовать возможность обратной связи при работе в группах и, наконец, провести основательное обсуждение в конце занятия (для анализа проделанной группами работы и подведения итогов).
ГЛАВА 5.
Педагогическая этика
5.1. Профессиональная мораль и этика
Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.
Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.
Сбор и первичная систематизация фактов нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история нравов и социология морали. Кроме этого, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее происхождение, необходимость, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этической теории выполнять эту задачу определяется практическими потребностями социального прогресса, состоянием нравственности на данном этапе развития общества.
Этика – нормативная наука, она не только отражает нравы, но и дает их критически-ценностный анализ, обосновывает предпочтение тех или иных норм поведения.
Этика как наука и способ осознания общественного бытия включена в нравственное сознание. Выступая в качестве ценностно-ориентирующего фактора, она берет на себя функции морали. Поэтому этика представляет собой одновременно науку о морали и элемент моральной культуры общества.
Так, наиболее общие понятия морального сознания складываются и получают формулировку в научной этической теории. Моральная аргументация получает развитие и обоснование в этике. Моральное сознание фиксирует, систематизирует нравственные требования к поведению, формулирует то, на что следует ориентироваться. Это, по существу, аналитическая задача этики, которая решается на уровне теоретического осмысления действительности.
Еще одна нормативная задача этики – подвергать критике реальное моральное сознание, выявлять степень его соответствия действительным нравственным отношениям. Таким образом, этика дает описание морали, объясняет мораль и учит морали.
В соответствии с этим можно назвать три ее функции: 1) эмпирически описательную; 2) философско-теоретическую; 3) нормативную.
Кроме того, морали присущи следующие уникальные свойства:
– безличность нравственного закона;
– всеобщий характер и универсальность нравственного требования;
– не заинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели;
– нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода;
– свободная причинность.
Содержание морали как общественного явления представляется в виде системы, состоящей из четырех компонентов: 1) нравственные отношения; 2) нравственные мотивы действия; 3) нравственные чувства; 4) моральное сознание.
Обоснованием морали занимается моральная философия, или нормативная этика, объектом обоснования служат для нее не только частные нормы и оценки, но и общие универсальные принципы нравственности.
Вместе с тем мораль составляет объект исследования для целого ряда теоретических и описательных наук: социологии, этнографии, истории, социальной и общей психологии, лингвистики, логики, теории познания, риторики и др.
Предметом научного интереса становится, в частности, моральное рассуждение, язык и логика морали, а значит, и нравственная аргументация, обоснование моральных суждений. Сложилась особая научная дисциплина, исследующая эти стороны морального сознания, – метаэтика.
Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.
В общественных отношениях действует ряд механизмов саморегуляции. Это экономические механизмы, социальные институты, государство, право, мораль. Ориентирами человеческого поведения выступают моральные ценности. Развитие нравственности связано с социальным движением.
Вместе с тем мораль характеризуется следующими особыми зависимостями от социально-экономического основания:
1. Мораль – особый способ ориентации в мире ценностей, следовательно, она прямо зависит от системы ценностей, выдвигаемой обществом, от ее изменения.
2. Мораль отражает интересы социальных общностей, поэтому она зависит от направленности интересов, от их столкновения и развития.
3. Мораль содержит определенные нормы, образцы, приспособленные к конкретным жизненным ситуациям, значит, изменение этих ситуаций как объективное условие морального выбора воздействует на мораль.
4. Мораль регулирует поведение людей, следовательно, она зависит от состояния способов социальной регуляции (правовых, государственно-административных и др).