ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1710
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы преподавателя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться.
В общении используются открытые или закрытые позы. Закрытые позы, когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеоновская» поза), воспринимаются как знак недоверия и несогласия. Наоборот, открытая поза – широко раскинутые руки ладонями вверх – является экспрессией доверия, эмоционального расположения к собеседнику.
Прямая, напряженная спина, широко развернутые плечи, поднятый подбородок расшифровываются как стремление к утверждению своего статуса.
Диалогическая инциативность предполагает пантомимическую энергичность, очевидную волевую собранность. Телесная расслабленность, не контролируемость внешнего рисунка поведения – круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте – критически осмысливаются обучаемыми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.
Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением труднопреодолимых психологических барьеров.
Характерен перечень экспрессивных проявлений, способствующих, по А.А. Леонтьеву, сближению коммуникантов: высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориентация. Негативное впечатление производит малый контакт глаз, слабая пантомимическая и жестикуляционная экспрессия, отклонение торса от собеседника, отрицательные движения головой.
К невербальным средствам общения относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу, объединяющиеся понятием такесики. Такесические способы выражения эмоций, символизируя об определенном уровне близости собеседников, требуют особой культуры и такта.
Каждый человек учится языку жестов, обретает умение координировать свои движения в пространстве. Высокая пластическая культура, которой обладают актеры, формируется в процессе специального тренинга. Вероятно, в профессиональном обучении студентов педвузов подобные занятия также необходимы. Пока, к сожалению, в жестах многих преподавателей доминирует интуитивное начало. Поэтому нередко столь шокирующими бывают их манеры: экспрессивная скованность или мимическая и жестикуляционная избыточность, неоправданность, неуместность телодвижений.
Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией. Сложилась особая отрасль психологического знания – проксемика (от лат. «proximus» – «ближайший»), предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.
На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое пространство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное – видеть, тактильное – физически ощущать и обонятельное – чувствовать запахи.
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15–46 см), личная (45– 75 см), социальная (75–100 см) и публичная (3,5–7,5 м). Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная – между малознакомыми и незнакомыми. Обычно люди избегают подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной автономии.
Неоправданное приближение постороннего, как правило, вызывает настороженность, желание удлинить дистанцию. Имеются контактные и неконтактные нации, различающиеся по особенностям тактильного общения. К первым относятся арабы, латиноамериканцы, жители Юго-Западной Европы, ко вторым – население Азии, северных областей Западной Европы, индейцы, пакистанцы.
С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между преподавателем и обучаемыми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение расстояния между преподавателем и аудиторией снижает воздейственную силу его слова.
Пространственная организация речевого общения предполагает учет ориентации, т. е. угла поворота собеседников друг к другу. В диадном общении приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напротив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави.
В диаде полемику ведут напротив, сотрудничают под углом, выполняют совместную работу рядом. Круглый стол создает атмосферу равноценности сидящих. При проведении дискуссии целесообразно рассаживание обучаемых полукругом, так им удобнее видеть преподавателя и друг друга. Подобная организация пространства стимулирует взаимное эмоциональное заражение и взаимопонимание. Невежливо во время разговора стоять к собеседнику боком или спиной.
Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения учителя, можно выделить следующие основные показатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре:
1. Интонация (разнообразная, монотонная, подвижная).
2. Дикция (ясная, нечеткая).
3. Темп речи (быстрый, медленный, умеренный).
4. Регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний).
5. Сила голоса (сильный, слабый, умеренный).
6. Тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).
7. Мимика (статичная, подвижная, выразительная).
8. Контакт глаз (соблюдается, не соблюдается).
9. Доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность).
10. Жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная).
11. Позы (расслабленные, напряженные, свободные, скованные, естественные).
12. Дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей).
13. Адекватность использованной экспрессии ситуации общения.
14. Артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления).
15. Национальные особенности.
В овладении экспрессивной культурой можно выделить следующие уровни:
– интуитивный, когда самовыражению учителя характерна спонтанность, неосознанность;
– стереотипный, когда педагогическая экспрессия осознается, но не отличается самобытностью и мастерством;
– творческий, когда самовыражение осознанно, нестандартно, импровизационно, артистично.
Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер преподавателя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.
Комплекс используемых экспрессивных средств – лексических, фонационных, кинетических и проксемических, их сочетание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной. В торжественных случаях оправдана некоторая приподнятость, в повседневном урочном общении – деловитость, в беседе с глазу на глаз – интимная доверительность тона.
Внешнее самооформление
Внешнее самооформление – прическу, макияж, одежду, обувь – можно рассматривать как своеобразную форму личностной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления о преподавателе. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение.
О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний – имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внешних проявлений – стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имиджмейкера и визажиста, знатоков искусства оформления внешности, совершенствования манер поведения.
Сегодня без консультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстрады, но и политик, бизнесмен, т. е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлением. Вероятно, определенная информированность в вопросах имиджиологии необходима и учителю, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к самовыражению.
Психолого-педагогические причины неблагополучия в сфере речевого общения с учащимися многообразны. Основная – его технократическая направленность на передачу предметной информации или организацию предметно-практической деятельности. Сказывается недооценка непосредственных речевых коммуникаций воспитательного значения, свойственных живому педагогическому общению и не поддающихся жесткой регламентации.
Установлению благоприятных взаимоотношений с учащимися препятствует авторитарность речевого поведения учителя, тяготение к диктату и монологу, использование коммуникативных средств на интуитивном уровне. Отрицательно отражается на внешнем рисунке поведения пластическая невыразительность, порой не эстетичность жестов.
Для любого преподавателя профессионально значимы вербальные способности: лексическое богатство, развитая оперативная память, обеспечивающая речевую активность и находчивость, языковая оригинальность и самобытность.
Речевое поведение преподавателя в значительной мере детерминирует коммуникативную культуру обучаемых. Использование ими различных моделей речевого поведения зависит от экспрессивного репертуара педагогов. Исследователи констатируют стереотипность экспрессии многих из них. Причем более выразительными оказываются проявления негативного отношения к обучаемым и значительно менее выразительными – положительного.
Повседневное общение с преподавателем можно рассматривать как естественный тренинг, в процессе которого у обучаемых формируются определенные коммуникативные умения и навыки. Именно поэтому речевое поведение преподавателя как руководителя педагогического общения призвано быть эталонным.