ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1793
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическое общение не исключает стратегии доминирования, основанной на одностороннем отстаивании педагогом собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности.
В сложных случаях затяжных конфликтов педагогу приходится творчески сочетать различные технологии, комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т. д. Например, приспособление и уклонение позволяют выиграть время, необходимое для принятия взвешенных решений.
Чтобы выяснить частоту использования того или иного типа стратегий в учебной практике, был применен ретроспективный метод аутосоциометрии, предполагающий измерение взаимоотношений самими субъектами общения на основе прошлого опыта (Л. Росснер, Я.Л. Коломинский).
Если проанализировать педагогические технологии, позволяющие преодолеть межличностные конфликты, нельзя не заметить решающего значения «Я-позиции» педагога.
Педагогу нередко приходится выступать в роли «третейского судьи», помогая преодолевать межличностные и личностно-групповые конфликты, время от времени возникающие в среде обучаемых. Выполнение миссии посредника в нормализации взаимоотношений обучаемых отличается сложностью, предполагая соблюдение педагогического такта.
В сложных проблемных случаях от педагога требуется психологическая зрелость, собранность, взвешенность, адекватность решений, принятие осознанной ответственности за последующее развитие межличностных отношений.
Успех преодоления межличностных конфликтов обусловлен восприятием любого рассогласования взаимоотношений с обучаемыми как достаточно серьезной психолого-педагогической проблемы.
Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является актом педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств.
К ним относятся:
1) индивидуальное, возрастное своеобразие личности обучаемого, уровень его культуры;
2) актуальное эмоциональное состояние, склонность к невротическим реакциям;
3) мотивы конфронтации (непосредственные, глубинные);
4) объект конфликта и конкретные условия его протекания;
5) длительность и характер сложившихся отношений;
6) общественное мнение коллектива;
7) личностные психологические и профессиональные возможности педагога и уровень его авторитетности.
Конструктивность педагогических реакций в кризисные моменты
Под кризисом понимают перелом, предопределяющий исход того или иного процесса, – положительный, отрицательный или нейтральный. Развитие взаимоотношений педагога и обучаемых также обусловлено характером поворотных моментов.
Кризисный момент предшествует непосредственному конфликтному взаимодействию. Исход возникшего противоречия обусловлен первыми реакциями педагога. Кризис в отношениях с обучаемыми, как правило, проявляется внезапно и воспринимается как неожиданная угроза реализации педагогических целей. Порой для принятия решения требуются не часы, а минуты и секунды и решающую роль играют импровизаторские способности.
Случается, что преодоление коммуникативного кризиса требует кардинального изменения педагогической позиции, приведения ее в соответствие с новыми реалиями. Именно в такие моменты с очевидностью проявляется профессиональная культура преподавателя.
Своими действиями и поступками он может снять накал негативных эмоций или, наоборот, усилить остроту переживаний, превратив самое невинное столкновение интересов, желаний в трудноразрешимое противоречие, каким является конфликт.
Реакции педагога по отношению к цели педагогического взаимодействия могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивные действия и поступки способствуют реализации учебно-воспитательных целей, выполняя мотивационную, мобилизующую, психотерапевтическую функцию, обогащая коммуникативный опыт обучаемого культурными поведенческими эталонами, поднимая межличностные отношения на более высокий нравственно-этический уровень, усиливая в конечном итоге положительное личное влияние.
Основными показателями конструктивного разрешения педагогических конфликтов являются:
1) устранение объективных и субъективных причин;
2) гармонизация общения на основе позиционного сближения сторон;
3) повышение эффективности предметного взаимодействия за счет усиления положительной мотивации.
Деструктивные акции усиливают эскалацию эмоционального напряжения, провоцируя конфронтацию. Они могут создавать лишь иллюзию примирения, ибо сводятся к внешнему дисциплинированию обучаемых, загоняя противостояние вовнутрь, придавая ему скрытый характер. Они приводят к разрыву внутренних связей, отчуждению обучаемых, потере личного авторитета преподавателя.
В эмоциогенной обстановке, свойственной межличностному противостоянию, педагогу приходится преодолевать ряд психологических трудностей. Прежде всего ему надлежит справиться с эффектом неожиданности, внезапности, овладеть собой и ситуацией, не подчиняясь эмоциональному порыву, например чувству обиды на обучаемых, поведение которых нередко не укладывается в рамки привычной корректности.
Деструктивность решений бывает связана с авторитарностью педагогической позиции, неспособностью к равнопартнерскому диалогу с обучаемыми.
В кризисные моменты оправдывает себя «техника амортизации». Она снимает психическое напряжение и агрессивность обучаемых, предупреждая перерастание противостояния в ссору и скандал.
Устранение разногласий начинается с эмпатийного слушания. Готовность принимать доводы оппонента, уважительное воспроизведение его точки зрения перед тем, как оспаривать ее, снижает риск восприятия критики как личной нападки.
В условиях накопившегося рассогласования общения творчески работающие педагоги заботятся не только о конструктивности речевых реакций, но и всего комплекса профессиональных действий. В этом убеждает поведение педагога в сложной ситуации под условным названием «Голубь».
Учебно-воспитательный процесс отличается интеллектуальной напряженностью и эмоциональной насыщенностью. Выявлено многообразие психических состояний, переживаемых обучаемыми (бодрости, апатии, печали, веселья, страха, злости, интереса, скуки, горя, счастья и др.) и педагогом (азарта, обиды, волнения, раздражения, досады, замешательства и др.).
Причем психические и физические состояния изменяются в течение занятия.
Положительно окрашенные переживания связаны с организацией продуктивной предметной деятельности. Эмоциональная неудовлетворенность учебной работой провоцирует у обучаемых негативные поведенческие реакции. К сожалению, специальные исследования выявили преобладание в учебном процессе отрицательных эмоций, инициированных педагогом, в то время как успешная реализация педагогических целей связана с переживанием положительных эмоций.
Палитра непосредственных педагогических реакций педагога на проступок обучаемого бывает самой различной – от молчаливого укора до открытого возмущения. Не всегда требуется сиюминутное снятие возникшего напряжения. Порой обучаемому нужно дать время осмыслить свои опрометчивые действия, иногда – отреагировать сразу.
В сложных конфликтах ценностей, при столкновении принципиальных позиций трудно ждать немедленного эффекта. Какой бы выход из сложной ситуации ни выбрал педагог, главное – избежать соблазна воспользоваться властными санкциями, сохранить отношения сотрудничества, совместного преодоления возникших трудностей.
Переключить внимание, создать благоприятный эмоциональный фон для позиционного сближения субъектов конфликта помогает юмористическое восприятие сложившейся ситуации. Юмор является эстетической формой критики, обращенной на себя и других. В считанные минуты исчезает эмоциональная напряженность, преодолевается ощущение подавленности, приглушается конфронтация. Смех как реакция на остроумную шутку снимает психическую зажатость, «зацикленность» на своих обидах, помогая обрести душевную гармонию, заряжая энергией созидания.
Беззлобная шутка педагога воспринимается как своеобразное приглашение обучаемых посмотреть на сложившуюся ситуацию отвлеченно, со стороны. Умение шутить в эмоциогенной обстановке является убедительным выражением профессиональной находчивости педагога, его стрессоустойчивости, позволяя мгновенно трансформировать отрицательные эмоции в положительные. Особенно эффективной оказывается ирония, обращенная на себя, а не на других.
Положительной действенной силой обладают не столько разящие стрелы сарказма, сколько легкая ирония, комический намек, допускающий преувеличение (гиперболу) или преуменьшение (литоту), добродушное обыгрывание подмеченных несуразностей, необидное сравнение, меткая метафора и аллегория.
Подчеркивая важность конструктивных решений, упреждающих острые столкновения с обучаемыми, следует признать уязвимость тактики упорного «тушения» конфликта в любом случае и любой ценой. Если истоки противостояния не исчезают, то конфронтация может усиливаться и принимать хроническое течение.
Малоэффективен отказ от отстаивания стратегических педагогических целей. Такая тенденция воспринимается обучаемыми как личная и профессиональная несостоятельность педагога. Нетерпима и тактика уступок в ситуациях, когда оскорбляется личное достоинство педагога.
Итак, конструктивность профессиональных действий и поступков педагога в кризисные моменты педагогического общения характеризуется:
1) оперативностью;
2) гибкостью;
3) нестандартностью;
4) нравственно-психологической целесообразностью.
ГЛАВА 8.
Педагогическое мастерство
8.1. Характеристика личностных качеств педагога, влияющих на эффективность педагогической деятельности
Недооценка личностных качеств педагога отрицательно сказывается на результатах его труда. Более того, выпадает один из определяющих компонентов, эффективно взаимодействующий в психологической структуре деятельности педагога, в системе межличностных отношений «педагог – обучаемый».
В самом деле, в педагогике основное внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Разумеется, важность тех и других умалять нельзя. Однако известно, один и тот же метод в деятельности разных педагогов рождает далеко неадекватный результат.
Методы обучения взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога.
На занятии эти качества проявляются в следующих его умениях:
– видеть и утверждать возможности обучаемых, видеть в нем личность, вселять веру в успех;
– сжимать, концентрировать информацию, но так, чтобы она была доступной для более слабых обучаемых и достаточной для сильных;
– быть гибким и уметь композиционно перестраивать занятие с учетом складывающихся ситуаций;
– быть доброжелательным, но и требовательным;
– мобилизовывать внимание и поддерживать интерес обучаемых в учении;
– предвидеть затруднения в учебе, нацеливать на преодоление этих затруднений;
– видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления.
Чувствительность педагога при формировании умений обучаемых проявляется в том, что он ищет (находит) в каждом его ответе что-то положительное, особенное или примечательное. Педагог понимает, что каждый обучаемый – это неповторимая индивидуальность.
Умение педагога ставить обучаемого в ответственное положение осуществляется не с помощью окрика, приказа или морализации, а с помощью веры в его успех.
Во взаимодействующей системе педагогической деятельности позволительно выделить группы этих качеств (опорные составляющие).
К первой относяться его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать.