ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1816
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инсентивная функция заключается в умении педагога побуждать обучаемых к овладению прогнозируемой им учебной информацией. Не владея при этом рефлексивным и проективным уровнями педагогических способностей (что свидетельствует о профессиональной компетентности педагогов), творческое (заинтересованное) взаимодействие в педагогической деятельности определенно не сложится.
Тем более что инсентивная функция теснейшим образом переплетается с процессом озарения (инсайт), что, в свою очередь, порождает синергию (гр. «synergeia» – «сотрудничество», «содружество») и, стало быть, сотворчество.
Корректирующая функция состоит в исправлении и сопоставлении качественных показателей в деятельности и процессе на пути к ним. Диагностические показатели складывающихся отношений между педагогом и обучаемыми, между руководителем системы и педагогами, а также между руководителем и обучаемыми – основа для творческого переосмысления деятельности тех и других.
При этом следует иметь в виду, что от того, в какой мере занимает ведущее место та или иная функция, зависит характер творческого взаимодействия между педагогом и обучаемыми, между руководством системы и педагогами. Если, например, педагог (или руководитель системы) делает акцент на инсентивной функции, то побуждение обучаемых (или педагогов руководством) может осуществляться средствами проблемных вопросов или катехизических (гр. «katechesis» – «наставление», «поучение») нравоучений.
Если в деятельности педагога (или руководителя) равномерно акцентируются презентативная, инсентивная и корректирующая функции, то процесс их взаимодействия может осуществляться к тому же в виде творческой беседы (вербальная форма) или в виде мысленного диалога (эвристическая или сократическая форма) с прогнозом на творчество.
Характеристика основных структурных компонентов педагогического творчества
Творческий педагог – думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Но, как известно, «пустая» голова не мыслит. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения в первую очередь современной психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта.
Исследования показывают, что новые знания, новый или усовершенствованный опыт формируются не аддитивным путем (т. е. не простым суммированием, наложением новых знаний на уже имеющиеся), а через реконструирование уже известного, путем отказа от сложившихся или традиционных представлений, через постановку новых вопросов, выдвижение и проверку гипотез.
Под широтой кругозора педагога подразумевается не только активный запас его знаний, но и «наполненность» подсознания, т. е. развитость его интуиции. Понимая же последнюю как мостик между подсознанием и сознанием и учитывая, что подсознание наполняется также в процессе всей жизнедеятельности человека, интуицию мы рассматриваем как мостик в творческий процесс.
Структурным компонентом творчества является неординарность и мобильность мышления педагога в сочетании с тонкостью наблюдения. Известно, что многие великие открытия совершались благодаря дивергентности мышления творца. Он в своем творении шел от алогичного, от парадоксального, от абсурдного.
Тонкость наблюдения непременно предполагает концентрацию внимания, тренировки и избирательное запоминание существенного, главного. Умение выделять главное, видеть в науке и опыте инновационные идеи обеспечивает успех в самотворчестве педагога, делает его мудрым и более совершенным интеллектуально, эмоционально, чувственно, духовно.
Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества, а также исходя из рассмотренных структурных компонентов, можно выделить основные признаки творчества педагога.
К ним относим следующие:
– владение приемами научного анализа и синтеза;
– умение внедрять науку в практику;
– видение основополагающих идей внедрения;
– способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;
– способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;
– умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
– способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
– прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);
– умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
– способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;
– проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
– выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);
– умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;
– умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
– способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.
Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. А поскольку педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью (качества педагога на каком-то этапе его деятельности становятся качествами его обучаемых), то в педагогическом труде весьма важно различать объективную и субъективную стороны творчества.
Объективность творчества оценивается по конечным результатам педагогической деятельности (глубина знаний учащихся их интересы и ценностные ориентации, степень подготовленности к самообразованию, к самосовершенствованию). Субъективная же сторона творчества основывается на его процессе.
Разумеется, процесс деятельности на пути к заданному продукту постоянно совершенствуется, поэтому «конечное» в нем рассматривается как постоянно корректируемое и усложняемое.
Исходя из этого, объективная точка зрения о творчестве непременно обусловливается научной новизной или открытием в деятельности либо в исследовании, изобретением или рационализацией процессов, оптимальностью решения педагогических задач. Иными словами, содержание творчества (его объем или масштаб) может быть различным, но социальная ценность в нем и новизна обязательны.
Поскольку субъективная точка зрения о творчестве определяется самим процессом, то новизна здесь может и не присутствовать: качественные показатели получены на основе уже имеющихся педагогических открытий. Однако при этом следует учитывать и тот факт, что творчески работающий педагог мог прийти к результату собственным путем, не зная о том или ином известном открытии до него. В таком случае он, безусловно, характеризуется как творческая личность.
Отмечается также в оценках процесса и такое, когда в нем отдельные методы не всегда правильно оцениваются современниками: бросается тень и на полученный конечный продукт (речь идет об отношении к опыту А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, неприятие опыта педагогов-новаторов и т. п.).
Вот почему, характеризуя различные стороны (структуру) творческого процесса, мы в нем выделяем и ряд дополнительных:
постановка вопроса, требующего творческого ответа (нацеленность респондента на видение проблемы);
систематизация необходимых знаний (личного или обобщенного опыта) для обоснования гипотезы;
видение стратегии продуктивной педагогической деятельности (предвосхищение, экстраполяция, осмысление в процессе прогнозирования сверхзадач и т. п.);
обобщение знаний в виде выводов и гипотез (в условиях наблюдения и эксперимента);
оформление возникших идей в виде логических и графических структур или шкал;
проверка ценности полученных результатов в различных ситуациях и в различных образовательных системах.
Нетрудно заметить, что при определении характеризуемых сторон мы постоянно делаем акцент на «скачке вперед». И делаем это преднамеренно и не без основания, т. е. в силу ряда причин: во-первых, потому, что творчество педагога и его прозорливость проявляются в неразрывном единстве, а во-вторых, потому, что объект деятельности (обучаемые), являясь одновременно субъектом (он способен понимать, принимать или сопротивляться педагогу), успешнее формируется при условии, если чувствует (видит) собственный интеллектуальный и моральный рост. В противном случае – стояние на месте, без скачка (движения) вперед личность как бы затухает, а то и деградирует. Это относится не только к учащемуся, но и к педагогу.
Подчеркиваем, все стороны творчества тесно взаимосвязаны между собой, хотя во времени могут быть и отдалены. В реальном же процессе большую роль в творчестве играет не только «скачок вперед», «скачок в неизвестное», не только интеллект, но и личность педагога, такие его качества, как решительность (не останавливаться на полпути), смелость мысли (не следовать за сложившимся подходом, например к определению понятий, а находить собственный), именно заглядывать дальше предшественников или коллег, мужество (педагоги экстракласса умели сопротивляться педагогическому консерватизму, идти против течения, сломать то, во что верит большинство современников). Творческой личности, как правило, также не присущи нерешительность, робость, малодушие.
Степень проявления творчества, его «наращивание» в деятельности измеряется в условиях продвижения педагога (или образовательной системы) к высшим уровням профессионализма.
Проявление педагогического творчества на различных уровнях педагогической деятельности
Уровни педагогической деятельности в значительной мере обусловливаются уровнями подготовленности педагога. Известно, что педагогическое творчество на различных уровнях педагогической деятельности проявляется по-разному. Однако оно непременно обусловливается целями и способами решения бесчисленного ряда педагогических задач. Умение формулировать цели и находить оптимальные способы решения педагогических задач мы избрали в качестве основания (или критериев и признаков) для определения уровней педагогической деятельности в соотнесенности с уровнями педагогического творчества. Почему?
Во-первых, потому, что выбор критериев или основания – главный вопрос и непременное условие сравнительной оценки альтернатив. А во-вторых, потому, что цели любой деятельности всегда прогнозируются на достижение определенного в ней результата. В педагогической деятельности, повторяем, это приближение учащихся к самообразованию и самосовершенствованию. В свою очередь, качественные показатели в деятельности достигаются способами решения определенного ряда педагогических задач.
В то же время известно, что педагогический труд на пути к результату характеризуется исключительным многообразием, динамичностью и направленностью. Стало быть, в процессе педагогической деятельности постоянно важно иметь в виду где, когда, как и почему прежде всего проявляются качественные показатели в деятельности педагога или образовательной системы в целом.
При таком подходе уровни творчества в соотнесенности с уровнями деятельности характеризуются по-разному. Например, творчество педагога на уроке Ю.К. Бабанский сводит к четырем уровням.
Первый уровень творчества, по Ю.К. Бабанскому, определяется как элементарное взаимодействие педагога с классом. Однако при этом учитель уже использует обратную связь и, действуя «по методичке» или опыту других, корректирует свою работу на пути к результату.
Второй уровень Юрий Константинович обусловливает оптимизацией деятельности на уроке, начиная с его планирования: творчество проявляется в выборе целесообразного сочетания уже известного учителю содержания, методов и форм обучения учащихся с целью подготовки последних к самостоятельному анализу продуктов деятельности.
Третий уровень он определяет как эвристический: педагог умелой постановкой вопроса использует творческие возможности обучаемых. Они же на основе собственных наблюдений, знаний и жизненного опыта осмысливают генетическое обоснование новых понятий.