ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Доклад по Экологическому праву
На тему: Вводные объекты как объекты экологического права
Выполнен: учащейся 3 курса АОЮ2\20
Селезнёва Ярослава
Проверен: Савченко Ю.В.
2023
Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Правовыми основами соблюдения водного законодательства являются Водный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем эти законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:
обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
поддержания оптимальных условий водопользования;
качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;
защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;
сохранения биологического разнообразия водных экосистем.
Контроль за соблюдением водного законодательства строится на основании действующих нормативных документов как федерального уровня (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ), так и соответствующих субъектов РФ.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты:
моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
водотоки — реки, ручьи, каналы;
водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
болота;
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
ледники, снежники;
2) подземные водные объекты:
бассейны подземных вод;
водоносные горизонты.
Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.
В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.
Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.
Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).
Водное законодательство классифицирует право водопользования на несколько видов с различным правовым режимом.
В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоохранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая первоочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.
Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов его санитарной охраны.
Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключительных случаев.
Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.
Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.
Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве муниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты общего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).
Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в установленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государственными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.
Перечень видов специального водопользования утверждается Министерством природных ресурсов РФ.
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием(забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.
Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование
. Совместное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид водопользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов.
Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользованиепо решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).