Файл: Практическое задание Колтунова Анна Игоревна Методика исследования социальных сетей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 6. Колтунова Анна Игоревна

Методика исследования социальных сетей

Цель: выяснение  количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.

Испытуемый:  О Софья К.

Возраст: 14 лет (многодетная семья)

Дата: 20. 03.2023



Первый блок опросника

1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?

Папа, мама, дедушка Гена, бабушка Фая, кока(крестная), Андрей, бабушка Тоня

2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой?

Мама, бабушка Эля

3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца?

Мама, бабушка Эля, сестра, брат

4. С кем вы проводите свободное время?

мама,брат, сестра,папа, Алиса

5. Кого вы считаете лучшим другом?

папа,мама, Полина, Алиса, брат,Даша, сестра,Костя

6. С кем вы обсуждаете личные проблемы?

мама

7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений?

Мама,папа,бабушка Эля

8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег?

Не требуется.

9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете?

мама, Эля, брат, сестра,бабушка Фая, дедушка Гена.

Второй блок опросника

1.Пол каждого упомянутого человека.

4 чел. – мужской пол

9 чел. – женский пол

2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.).

Мама - папа-сестра- брат,бабушки-дедушки-крестная и я.

Подруги –я

3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?

Мама, папа, бабушка Эля,дедушка Гена,бабушка Фая,брат, сестра.

4. Кто из них живет близко, а кто далеко?

Все живут близко, только несколько человек, по папиной линии в другом городе.

5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством?

Мама, папа, бабушка Эля, брат, сестра

6. . Кто из названных людей учится вместе с вами?

Полина, Алиса

7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию?

Все друзья и родственники верующие, все исповедуют одну религию.

8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы?

Мама,папа, брат,сестра,Полина, Алиса, Даша,бабушка Эля.



 

Третий блок опросника

1. Как вы познакомились с этим человеком?

С подругами Алисой и Полиной – вместе учимся с первого класса.
Остальные-мои родственники.

2. Как долго вы с ним знакомы?

8 лет

3. Как часто вы с ним встречаетесь?

Ежедневно в школе и иногда на прогулках. Мама,папа,брат,сестра-ежедневно. Остальные родственники-на выходных.

4. Как далеко от вас он живет?

Подруги -на соседней улице, родственники-за городом. Мама,папа,брат и сестра-в одной квартире. Бабушка Света и дедушка Саша- в другом городе.

5. Его возраст.

13 и 14 лет; бабушкам-55, прабабушке 74, прадедушке-78, мама-32,папа-34, брату-2 года,сестре-7.

6. Его род занятий.

Работают. Учатся.




Качественный анализ взаимодействий

 

мама

папа

Бабушка Эля, Фаина,дедушка Гена

сестра

брат

Подруги Полина и Алиса

Бабушка Света и дедушка Саша,дядя Костя и тетя Вика

Кока (крестная) и Андрей

Даша

Частота контактирования.

ежедневно

ежедневно

2 раза в неделю

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 раз в год

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Эмоциональная окраска взаимоотношений.

(желтый )

Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению

(синий)

Представляет собой свободный от раздражения покой.

Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.)

черный цвет выражает идею "ничего".


(фиолетовый)

Это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности.

(серый)

спокойствие, уравновешенность и прагматизм. Серый цвет позволяет справляться с сильными эмоциями, причем как отрицательными, так и положительными. Ведь нередко из колеи выбивает не только большое горе, но и большая радость. Одновременно с тем, что он успокаивает чувства, серый цвет усиливает интеллектуальную деятельность.

(Зеленый)

В психологии означает спокойствие, нежность, умиротворение, свежесть. Этот цвет объединяет с природой, помогает стать ближе людям друг к другу. 

(фиолетовый)

Это выражение идентификации. Такая идентификация - это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности.

(красный)

Если красный цвет стоит на первом- втором  месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность.

(коричневый)

Коричневый внушает миролюбие и стабильность, добавляет уверенности и снимает стресс. 
 

(зеленый)

Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление

Вынужденность контактов.

Развитый контакт, потребность в общении

Развитый контакт

Развитый контакт

установление контакта

установление контакта

Развитый контакт, потребность в общении

Вербальное общение по телефону. Иногда по видео связи.

Установленный контакт

Установленный контакт

Оказание конкретной материальной помощи.

Не требуется 

 

 

Симметричность взаимодействия.

Социальные контакты:

Устойчивые отношения на микроуровне

формы взаимодействия: · Устойчивые отношения на микроуровне.

Социальное взаимодействие вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: микроуровень

Социальное взаимодействие: микроуровень

Социальное взаимодействие: развитый контакт и необходимость в общении

Социальное взаимодействие: частичные или временные

Социальное взаимодействие: · вербальное, или словесное.

Социальное взаимодействие: хорошо развитый контакт.


Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, папой, братом, сестрой, бабушкой Элей, дедушкой, подругами. Бабушка Света, дедушка Саша, дядя Костя, тетя Вика очень редко-из-за их местоположения.

     • Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой,папой, Дашей, сестрой,братом и подругами. Девочка открыта к общению.

     • Оказание конкретной материальной помощи.    Необходимости брать в долг у подростка не было.

     • Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены на микроуровне.

Параметры социальной сети подростка: 

            Размер сети: Респондент нарисовала 20 лиц, хотела более, но остановилась. Размер сети для здоровых, нормально адаптированных подростков 10-30 человек, поэтому можно судить о расширенной социальной сети.

            Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е.  людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входят почти все родственники и подруги (11 человек). Так же отличные и доверительные отношения с подругами. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки  (15) деленное на число потенциально возможных связей (20). В результате получилось 15/ 20 = 1, 666. Этот показатель выше единицы.

            Число родственников:  в социальной сети больше половины, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.

            Количество инструментальных поддержек:  В поддержке этой девочки – подростка родители участвуют в достаточной для этого периода мере. Она справляться с домашними делами со своей сестрой, братом, мамой. Людей,  участвующих  в обсуждении учебных и профессиональных проблем подросток обозначила только маму. 

            Количество эмоциональных поддержек: Чаще принимает советы и прислушивается к маме.

            Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с подругой Алисой и Полиной, с которыми она знакома более 8 лет и учится в одном классе. Мама и папа, также играют огромную роль в жизни подростка. Количество приятелей у подростка достаточно, но она не захотела их рисовать из-за ограничения по времени.


Вывод:

            В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть ученицы не ограничена и является полной. Это подтверждают 20 лиц, которых обозначила девочка. В окружении ребенка больше половины родственников, что говорит о несамостоятельности  подростка.. Школьница утвердительно говорит, что денег в долг брать не требуется. Очевидно, что в семье достаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами семьи, особенно доверительные отношения с мамой, которой она может доверить свои секреты и проблемы по учебе. Важными для себя людьми школьница выделяет свою маму, папу, брата, сестру, подруг, с которой проводит большую часть времени.

            На схеме (рисунке) девочка – подросток для своего изображения взяла красный цвет.  По методике М. Люшера красный цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его энергичен, хочет успеха и победы.

            Выбор зеленого цвета (брат,Даша, подруга) на первом месте свидетельствует о желании преодолеть препятствия сильной волей.

            Желтый цвет на первом месте (мама, Костя), свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья всегда ориентировано в будущее.

            Папа, прорисованный синим цветом, по методике М. Люшера  выражает идею спокойствия, покоя.

            Таким образом, подросток имея достаточно большое количество сетей, все равно находится в обществе, которое характеризуется, как не совсем благоприятным условием социализации подростка, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.