Файл: Наглядность как принцип обучения (Специфика психологических процессов учащихся начальной школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того чтобы вызвать интерес к содержанию учебного материала, учителю следует продумывать ход урока. Здесь имеет значение отбор материала, составление плана проведения занятия, порядок использования времени, форма подачи материала, учет индивидуальных особенностей учащихся. И разумеется, вид, форма и конкретное время демонстрации наглядного пособия.

Большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Это тоже свидетельствует в пользу применения наглядных пособий.

Совершенно очевидно, что сегодня педагогика уже не может не считаться с тем, что процесс интеграции нашего общества в общеевропейское образовательное пространство потребовал, помимо всего прочего, и переориентации отечественной образовательной системы на компетентностный подход.

Нельзя отрицать, что образование есть процесс социализации индивида, в идеале обуславливающий формирование всесторонне и гармонически развитой личности, раскрывающей свои способности в трудовых и творческих процессах.

В этом смысле образование понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности. По-настоящему образование продолжается у человека всю жизнь. Но основы его закладываются в школе, что и входит в основную задачу учителей начальных классов.

Новые государственные образовательные стандарты предъявляют особые требования к оценке качества образования, нацеливая педагогов на развитие универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций обучающихся.

Именно на начальном этапе обучения ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознатель­ность, потребность в познании.

Принцип наглядности облегчает получение новых знаний, закрепляя в учащемся уверенность в своих способностях и тягу к познанию.

Сам ход развития познавательных процессов младших школьников с момента поступления в первый класс и до окончания начальной школы показывает, что развитие ребенка происходит не спонтанно, а благодаря целенаправленной работе, компетентности учителя, особой логике построения и характеру преподнесения учебного материала в учебниках для начальных классов. Этот процесс будет наиболее эффективен, если учитель глубоко знает и в своей работе учитывает возрастные особенности своих учеников, а этот учет непременно потребует использования наглядных пособий на уроке.

Кроме того, получение новой информации и ее закрепление с помощью принципа наглядности, облегчающего эти процессы, будет способствовать получению хороших оценок, что тоже немаловажно для стимулирования деятельности младшего школьника, который рассматривает оценку, получаемую им от взрослых, как мерило его личности, а оценки полученные одноклассниками – как свидетельство их состоятельности или несостоятельности. Поэтому в этом возрасте большое значение придается и школьным отметкам, и словам учителей и родителей, оценивающим личные качества и успехи младшеклассника.


2.2.Влияние наглядных методов обучения на познавательную активность младших школьников

Следует отметить, что школьный урок, являясь неотъемлемой частью учебного процесса, имеет свои особенности, и очень важно их соблюдать для эффективной реализации учебно-воспитательных и развивающих задач обучения.

Например, при введении (в любой школьной дисциплине) новой терминологической лексики необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению предмета. Чтобы повысить интерес учащихся к изучению нового материала, прежде всего, необходимо ставить четкие цели.

Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.

Предоставление в единстве теории и практики, предполагает смену вида деятельности в течение урока, а связь излагаемого материала с разнообразными вопросами делает обучение интересным, такое занятие отличается содержательностью и вызывает удовольствие учащихся от приобретения новых знаний.

Выше уже говорилось о возможностях применения интерактивной доски, которое позволяет уйти от чисто презентационной формы подачи материала в учебном процессе. С помощью интерактивной доски педагог может демонстрировать в качестве наглядных пособий аудио-, видео- и анимационные фрагменты или графические изображения, а также организовать групповую работу (или групповую игру). На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

Нельзя не отметить педагогические возможности интерактивных средств обучения, позволяющих ученику активно оперировать с учебным содержанием среды. Это не только интерактивные доски, но и образовательные порталы Интернета, системы дистанционного обучения.

Веб-сайты в Интернете также представляют собой инструменты познания, в разной степени пригодные для обучения. Применение подобных мультимедиа-технологий приводит к формированию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.

В отличие от линейного способа представления данных (т.е. их представления в строго заданном порядке) мультимедиа-технологии дают возможность интерактивного, нелинейного способа демонстрации учебного материала.


Наибольшей степени интерактивности позволяют достичь компьютерные обучающие программы, доступные и для понимания учащихся начальной школы, благодаря возможностям варьирования способов и форм представления учебного материала.

С их помощью можно реализовать на уроке принцип наглядности, используя текстовые описания с иллюстрациями, звуковое сопровождение, презентации и т.п. Наглядность повышается за счет наличия интерактивных объектов (иллюстрации, модели), а также выделения кадров с основным и дополнительным материалом.

Речь идет о создании среды обучения, имеющей выраженный обучающий эффект в отношении участников процесса обучения, даже если это учащиеся начальной школы.

Формирование познавательного интереса на уроках с использованием интерактивных технологий привносит в процесс обучения видовое разнообразие, связанное с совершенствованием системы предлагаемых знаний, с расширением и уточнением задач, направленных на их освоение.

Интерактивные технологии обеспечивают предлагаемому на уроке материалу, прежде всего, наглядность, как правило – визуальную. Построенные с использованием визуальной наглядности уроки имеют различные цели и задачи и содержание, в зависимости от поставленных целей и задач.

Влияние наглядных методов обучения на познавательную активность младших школьников позволяет увидеть описание так называемого «метода пометок», основанного на полученных из наглядных пособий и интерактивных технологий новых для учащихся знаний.

Интерактивная система пометок предназначена для эффективного чтения и мышления. Процедура начинается с выявления предыдущих знаний и опроса для пометок в тексте и затем для обобщения различных видов информации, найденных в тексте. Чаще всего метод пометок используется перед осмыслением темы урока на этапе «Побуждение к деятельности», когда учащихся просят подумать о том, что им уже известно по данной теме и что оказалось новым или неясным. Процесс познания не ограничивается кругом: «Знаю» – «не знаю». Он идет дальше – «об этом я хотел бы узнать больше!» [17, c. 178].

В результате такой технологии обучения переосмысливаются знания учеников, возникают новые стимулы. Этот метод позволяет уйти от пассивного чтения, когда читающий совершенно не может вспомнить то, что только что прочитал. Когда учащиеся имеют собственное мнение, они сопоставляют новую информацию с уже известной, устанавливая связь нового со старым. Освежению этой информации в их памяти способствуют наглядные пособия.


Реализация принципа наглядности с помощью интерактивных технологий позволяет не только учитывать особенности усвоения информации младшими школьниками, но и влиять на усиление их познавательной активности посредством создания следующих условий:

а) взаимодействие и общение школьников друг с другом и организацию образовательного пространства учителем;

б) вовлечение в учебный процесс всех без исключения присутствующих в классе;

в) организация познавательной, социальной и коммуникативной активности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период глубоких и еще не законченных социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании, касающихся и начальной школы.

На наших глазах происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Однако все эти новации сопровождаются необходимостью использования давно известных в психологии приемов активизации внимания, начиная с обращения к учащимся, и далее – при изложении материала, когда учитель должен наблюдать за учащимися и применять приемы активизации внимания при его ослаблении. Это может быть смена вида деятельности, или даже в некоторых случаях отступление от непосредственной темы речи педагога. К этой теме он вернется, как только вновь овладеет вниманием своей аудитории, чему в начальной школе весьма способствуют различные наглядные пособия.

При этом принцип наглядности наилучшим образом отвечает возрастным особенностям восприятия и мыслительных процессов младших школьников.

Проведенное нами исследование, позволило выяснить, что реализация принципа наглядности на уроках в начальной школе позволяет достигать следующего:

- развивать креативность младших школьников;

-создавать благоприятные условия для межличностных коммуникаций в системах «ученик-учитель» и «ученик-ученик»;

- обеспечивать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

-повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности обучающихся;

- развивать универсальные учебные действия (УУД);

- формировать учебную мотивацию младших школьников.

Кроме того, активизируя с помощью принципа наглядности использование системы ранее усвоенных учащимися понятий и знаний, учитель способствует и сохранению элемента наслаждения получением новых знаний, что в свою очередь побуждает школьников стремиться к их приращению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // http://school98.info/fgos/FC7/ (дата обращения 06.03.2019)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] // https://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 06.03.2019).
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: МПГУ, 2015. – 392 с.
  4. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания. – М.: Дрофа, 2016. – 141 с.
  5. Бордовская Н.В. Лекции по педагогике и психологии. – СПб.: Питер, 2014. – 219 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология // под ред. А.В. Петровского. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 627 с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 1997. – 96 с.
  8. Гингель Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.- М.: Вагриус, 2017. – 87с.
  9. Зимина А. С. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука, 2017. № 2 (12). С. 89-91.
  10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. – 88 с.
  11. Ильин Е.Н. Формирование личности школьника (целостный процесс). – М.: Мысль, 2015. – 144 с.
  12. Князьков А.А. О суггестивности педагогического голоса // Педагогическое образование. – М.: Прометей. 2011. – 67-70.
  13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.- М: Дрофа, 2010. – 167 с.
  14. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: ЭКСМО, 2009. – 267 с.
  15. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения – М.: ИНФРА-М, 2015. – 245 с.
  16. Кунисова Л.В. Современные образовательные технологии и методы обучения в начальной школе // Акмеология, 2013, № 3 (27). С. 67-69.
  17. Лебедева М.А. К вопросу о содержании и технологии межпредметной интеграции на уроках литературы // Культура письменной речи. – М.: Айрис-Пресс. 2013. –175-179.
  18. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. – М.: Владос, 2014. – 395 с.
  19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, Питер, 2016. – 529 с.
  20. Миронов В.Б. Век образования. – М.: Вагриус, 2011. –186 с.
  21. Никифорова О.И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы. – М.: Дрофа, 2018. – 154 с.
  22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Дрофа, 2012. – 165 с.
  23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Аcademia, 2012. – 512 с.
  24. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы: – М.: НОРМА, 2009. – 436 с.
  25. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый. 2016. № 27-1. С.35-39.
  26. Раковчена С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников // Акмеология, 2013, № 2(46). С. 87-89.
  27. Реан А.А., Бордовская Н.В, Розум С.Ю. Психология и педагогика. –СПб: Питер, 2014. – 435 с.
  28. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Алетейя, 2015. – 576 с.
  29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Дрофа, 2010. – 288 с.
  30. Толстова Ю.А. Специфика профессионального дискурса педагога: некоторые аспекты проблемы. – М.: НОРМА, 2012. – 164 с.