Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, или управление, от которого во многом зависит как эффективность производства, так и качество обслуживания населения.

Управление в упрощенном понимании – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент в русском языке «менеджмент» – это функция, вид деятельности по управлению людьми в самых разных организациях.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает в себя: управление производством, управление маркетингом, финансовое управление, управление персоналом, бухгалтерский учет, контроль и анализ бизнеса.

Предмет менеджмента как науки управления включает изучение прав и закономерностей жизнедеятельности организации и отношений между сотрудниками в процессе управления.

Любая новая организация потерпит неудачу, если ей не управлять должным образом. Любая существующая организация – компания, профсоюз или больница – быстро распадается, будучи невосприимчивой к инновациям. Каждой организации необходимо разработать систему управления для получения прибыли и развития бизнеса.

Целью курсовой работы является анализ взаимосвязи и различий таких понятий, как менеджер и предприниматель.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

  • Рассмотреть определение понятия менеджер;
  • Выявить функции менеджера;
  • Рассмотреть сущность понятия «предприниматель», его роль и функции;
  • Изучить понятие предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;
  • Выявить взаимосвязь сущности и функций менеджера и предпринимателя;
  • Рассмотреть различия предпринимателя и менеджера.

Объект исследования: предпринимательство и менеджмент. Предметом исследования выступает анализ различий между предпринимательством и менеджментом.

Методы исследования состоят в изучении научной литературы, анализа, синтеза, обобщения, индукции и систематизации данных.

Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика менеджера


1.1 Определение понятия менеджер

Основная движущая сила менеджера – использование доступных ресурсов. Он обязан выбрать критерии оценки деятельности организации, наладить систему планирования и контроля.

Менеджер – это человек, который обеспечивает руководство, направляет, принимает решения.

Основная движущая сила менеджера – использование доступных ресурсов. Он обязан выбрать критерии оценки деятельности организации, создать систему планирования и контроля.

При реализации собственного или чужого плана для руководителя характерно множество мнений и учитываемых факторов, стремление снизить риски. Их восприятие эволюционно и ориентировано на долгосрочную перспективу.

При реализации своего или чужого плана менеджер отличается множеством мнений и продуманных факторов, готовностью снижать риски. Его восприятие развивается и ориентировано на долгосрочную перспективу[1]4.

Менеджер в современном понимании – это лидер или менеджер, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать решения о конкретных направлениях деятельности компании, работающей в рыночных условиях. Предполагается, что управленческие решения разумны и разработаны на основе использования новейших методов управления: многомерных расчетов с использованием информационных технологий.

Термин «менеджер» довольно широко распространен и используется для обозначения:

  • организатор отдельных видов работы в рамках конкретных отделов или целевых групп программ;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (отделений, филиалов, отделений);
  • лидер по отношению к подчиненным; администратору на каждом уровне управления, организуя работу в соответствии с современными методам[2]5 .

Высокие требования предъявляются к менеджерам всех уровней, в частности:

  • общие знания в области управления бизнесом;
  • компетенции в области технологии производства в отрасли, к которой принадлежит компания, в зависимости от вида и характера ее деятельности;
  • наличие не только управленческих навыков, но и предприимчивости, умение контролировать ситуацию на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы компании в наиболее прибыльных сферах применения;
  • принятие обоснованных и грамотных решений на основе согласования с руководителями и сотрудниками низшего звена и распределением участия каждого в их реализации;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, в которых он уже работает или собирается работать;

умение анализировать деятельность и действия конкурирующих фирм.

Но самое главное требование к менеджеру любого уровня - умение управлять людьми. Оно включает:

  • знание в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их умений и возможностей выполнять возложенную на них конкретную работу;
  • знание условий, связывающих компанию и сотрудников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
  • устранение недееспособных с целью сохранения единства и правильного функционирования компании.

Основная движущая сила менеджера – использование доступных ресурсов. Он обязан выбрать критерии оценки деятельности организации, установить систему планирования и контроля. Реализуя собственный или чужой план, менеджер характеризуется множеством мнений и взвешенных факторов, желанием снизить риски. Его восприятие эволюционно и ориентировано на долгосрочную перспектив[3]6 .При использовании ресурсов менеджер в первую очередь заинтересован в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса, и в создании стабильной системы распределения ресурсов. Вообще, настоящий менеджер стремится создавать универсальные схемы и процедуры во всех сферах своей деятельности, не исключая и личной жизни.

Менеджер – это тот, кто знает, как организовать свою работу в соответствии с графиком с 9 до 18 часов; умеет делать дела, чтобы они не развалились, когда он уезжает в отпуск, и они не остановятся, когда они уезжают в важную командировку; он знает все, что ему нужно знать, и знает, у какого специалиста он может узнать то, что ему не нужно знать самому; он касается организации дела, а не самого дела.

Рыночная экономика создает потребность в менеджерах, которые обладают творческим подходом, хорошо информированы и знают, как наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективную работу компании.

Бесспорным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером и, прежде всего, руководителем высшего звена менеджмента, что его компания работает в рыночных условиях и полностью зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна заботиться об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и собственных сотрудников.

Для руководителя важен его статус и объем полномочий, размер материального вознаграждения.

Распространенные ошибки менеджеров:

  • стремление максимально быстро подняться по карьерной лестнице, не связывая это с реальными достигнутыми результатами;
  • озабоченность символами своего положения, такими как размер шкафа или модель мобильного телефона;
  • заботясь в первую очередь о своих интересах, при этом хороший руководитель заботится и о своих людях;
  • стремление к самоизоляции.

Есть несколько ролей, в которых действует менеджер:

  • Дипломат-менеджер

Среди навыков и умений менеджера немаловажным свойством является умение вести переговоры. В настоящее время руководители высшего звена проводят большую часть своего времени на установлении контактов.

  • Инновационный менеджер

Увеличивать производительность труда на основе нового оборудования и технологий намного проще, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

  • Менеджер-управляющий

В частности, от него требуется:

  • общие знания в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в отрасли, к которой принадлежит фирма, по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только управленческими, но и предпринимательскими навыками, умением контролировать ситуацию на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы компании в наиболее прибыльных сферах применения;
  • принимать информированные и грамотные решения на основе договоренности с руководителями и подчиненными сотрудниками и распределять участие каждого в его реализации.

Отличительной чертой менеджера должно стать повышение эффективности, умение много работать, не жертвуя и не становясь «трудоголиком» (в продвинутых компаниях считается ужасным менеджером оставаться в офисе после окончания рабочего дня или принимать домашнее задание).

На главном нужно экономить силы, не тратить зря, чтобы иметь возможность отдыхать даже во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительный, открытый, проявляющий интерес к окружающим. Он должен уметь завоевывать расположение людей, слушать их, понимать их и убеждать их в своей правоте.

1.2 Функции менеджера

Хороший менеджер должен быть организатором, другом, учителем, экспертом в постановке целей, лидером, который умеет слушать других. Он должен точно знать непосредственных подчиненных, умение и способность выполнять ту работу, которая им специально поручена[4]7. Следовательно, функциями менеджера (лидера) являются (Рис. 1.)

Рисунок 1 – Функции менеджера

  • Межличностная роль. Он заключается в том, что менеджер играет роль лидера, то есть отвечает за мотивацию, набор, обучение сотрудников и т. д. Также менеджер – это отношения между своими сотрудниками. Менеджер действует как единоличный руководитель – руководитель аппарата.
  • Информационная роль. Как получатель информации, менеджеры получают различную информацию и используют ее в организационных целях. Эта роль также способствует распространению информации среди членов организации.
  • Роль представителя. Организатор представляет интересы компании в некоторых направлениях деятельности, передавая информацию об организации через внешние контакты.
  • Роль менеджмента. Менеджер выступает в качестве предпринимателя, разрабатывая и контролируя различные проекты организационной деятельности. Также он выступает лицом, устраняющим нарушения в организационной деятельности. Менеджер идет распределять ресурсы для своей организации. Кроме того, он – человек, который общается с другими организациями своей организации[5]9.

Чтобы быть хорошим менеджером, нужно быть психологом. Быть психологом означает знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом очень помогут язык жестов и язык тела. Изучив этот язык, руководитель сможет лучше понимать людей, их действия, чем они оправданы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Выполняя свои повседневные задачи, менеджер общается с разными группами людей. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть очень неудобными, предъявлять неприятные требования и даже угрожать, но в любом случае с ними нужно обращаться правильно, не проявляя раздражения. Еще одна категория людей, с которыми нужно общаться, – это менеджеры разного ранга.

В разговоре с ними вы должны выражаться четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений и кратко излагать свои мысли. Ставя проблему, лучше сразу предложить ее решение, чтобы начальник не разбирался с ней от начала до конца. В общем, лучше взять на себя большую часть его работы – он этого не забудет.

Общение с подчиненными должно быть предельно уверенным и доброжелательным - как известно, от них в решающей степени зависит судьба руководителя. Наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других отделов. Он не может оказывать на них прямого влияния, и здесь вы должны уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

У менеджера есть три основные роли в процессе коммуникации.

Во-первых, это роль координатора, соединяющего одну группу людей с другой и способствующего диалогу между ними. Эта роль – изображение и представление во внешнем мире; настоящий может играть роль номинального босса компании, обеспечивая ее вдохновляющими действиями людей, ориентированных на лидера, достижения целей компании; коммуникатор, создающий возможность надежных, постоянных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различных типов информации. Эту функцию может выполнять руководитель, который следит за работой подчиненных, сравнивая ее с поставленными задачами. Это может предположить распространитель идей, который знает обо всех изменениях, влияющих на работу сотрудников, информируя их об этом, разъясняя политику компании. Это также представитель, который объясняет значение и характер проблем другим отделам или партнерам.

В-третьих, это роль в принятии решений. В нее играет предприниматель, который ищет новые способы достижения целей и берет на себя полную ответственность за связанный с этим риск. Его играет менеджер, который отвечает за распределение ресурсов компании. В конечном итоге его играет представитель компании, который ведет переговоры с партнерами[6]11.