Файл: Упаковка, как часть корпоративной культуры история, многообразие видов, технологий изготовления, современные направления в дизайне.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отрабатывают принципы формообразования, в первую очередь рационального стайлинга (англ. Styling – стилизация), пишут и выпускают книги, обобщающие их опыт.
Середина XX века
Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего в воссоздании предметного окружения, создании новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров «Самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» и «Дизайн является хорошим в той степени в какой он способствует сбыту». Развитие упаковочной промышленности и дизайна упаковки в это время растет огромными темпами. Массы людей задействованы в этом бизнесе, основной задачей которого является наилучшим образом преподнести товар, сделать его более привлекательным, за счет чего увеличить продажи. Развитие брендов на рынке ведет за собой развитие фирменного стиля каждого из них. Разрабатываются логотипы, рекламная продукция, особое место занимает дизайн упаковки, выбор особенной запоминающейся тары или упаковки.
50 - 70-е годы XX века
В странах Западной Европы, США, Канады и Японии все более ясно понимается роль дизайна упаковки в повышении качества продукции, в создании фирменных стилей. «В корпоративном дизайне главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию». С 1958 г. Более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе, а вслед за ней и в Японии перенимается американский опыт. К счастью не происходит полной «американизации» дизайна, сохраняются культурные национальные традиции.
Знаменательным событием и как бы официальным признанием дизайна явилась организация в 1957 г. Международного совета Организаций Индастриал Дизайна (ИКСИД). На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969 г. принято определение: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств», «качеств с точки зрения формы»).
В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, методическому обеспечению проектной практики, информационной и пропагандистской деятельности. При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60–х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.
80 - 90-е годы XX века
В Советском союзе назревает острое желание перемен. На Московской выставке "Дизайн США", сентябрь 1987 г. советские дизайнеры открывают для себя много нового. Возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Экспонаты выставки показывали, как может быть эффективен графический дизайн, как он организует общественное мышление и поведение населения. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществится из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности. Так заканчивается эпоха «кухонных» разговоров, произошел политический, социально-экономический и промышленный «обвал».
Общая ориентация на развитие брэндов в искаженном виде затронули и нашу страну. Большинство «советских брэндов» были «раскручены» в условиях монополии государства на их производство и полного отсутствия конкуренции. Среди них пиво «Жигулевской» водка «Столичная», газированная вода «Колокольчик», сигареты «Прима», и другие.
80 - 90 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес – в искусство».
Конец XX - начало XXI века
Идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций. Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведется на компьютере. Применяется метод фотоколлажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определенным товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона [7, с. 87].
1.3 Многообразие видов упаковки
Любая упаковка разрабатывается с учетом вида, формы упаковываемого изделия, его условий хранения и транспортировки, то есть в зависимости от требований, которые обеспечивают сохранности продукта в течение длительного времени. Вид упаковки может быть различный: канистры, банки, ящики, контейнеры, пакеты, коробки, цистерны, мешки и т. д.
Достаточно широко распространена тара, изготовленная из картона и гофрокартона. Она используется для упаковки огромного числа разнообразных товаров. Коробки из картона, коробки из гофрокартона, гофрокороба, упаковка из микрогофрокартона практически вытеснили тяжелую деревянную тару, заменив ее на практичную, удобную и легкую гофротару.
Для перевозки жидкой продукции и продукции вязкой консистенции, в том числе те, которые имеют агрессивную среду, используют металлические или пластиковые канистры, цистерны, банки.
Для транспортировки тяжелых продуктов, то есть там, где необходима прочная, крепкая упаковка, позволяющая перевозить продукты на дальние расстояния, используют коробки и ящики.
Для упаковки множества разнообразных товаров и продуктов используют банки из пластика, пластиковые контейнеры, пластиковые формы, пластиковые коробки, то есть упаковку из полимеров.
Полиэтиленовые и изготовленные из других материалов пакеты и мешки необходимы для различной сыпучей продукции. Их используют для их перевозки и хранения.
В условия постоянной конкуренции важнейшим критерием упаковки является ее безупречный внешний вид, который способен заманить или привлечь потенциальных покупателей. То есть упаковка должна обладать не только хорошей прочностью, но и иметь привлекательный вид. Поэтому все больше можно заметить использование упаковки определенного вида там, где совсем недавно даже не рассматривали [3. с. 115] (см. Приложение 1).
1.4 Стили и направления в современном дизайне
Классический стиль в дизайне упаковок
Рисунок 1 – Классический стиль
Классицизм или классический стиль сформировался в искусстве в 17-18 веках. Графический дизайн в классическом стиле строится на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Классицизм опирается только на вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологичские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.
Классический стиль в дизайне упаковок в наши дни весьма популярен. В нем по традиции исполняются этикетки и этикетки дорогих, элитных марок алкогольной продукции, кондитерских изделий премиум-класса. Примеры этикеток и упаковок, выполненных в классическом стиле – конфеты Коркунов, шампанское «Лев Голицин» и многие другие.
Рисунок 2 – Классический стиль
В дизайне современных этикеток активно используются такие элементы классического стиля как «шелковые» градиенты, разнообразные золотые и серебряные строгие рамки, богатые декоративные элементы.
Колористика классического стиля предполагает использование в дизайне упаковки насыщенных оттенков и контрастных сочетаний – малиновый, яркий болотный, густо-коричневый в сочетании с золотым.
Дизайн этикеток в стиле ампир
Рисунок 3 – Ампир
Ампир – стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий 19, завершающий развитие классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное греческие и римские мотивы величественной мощи и воинской силы: монументальные формы, военную эмблематику (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.) и дополнил их отдельными древнеегипетскими мотивами – египетскими орнаментами, стилизованными сфинксами.
Дизайн в стиле ампир сегодня вполне уместен этикеткам и упаковкам дорогих крепких алкогольных напитков – бренди, коньяков, – рассчитанных подчеркнуть солидность, достаток и мужественность их потребителей.
Помпезные с точки современного обывателя элементы стиля ампир придают упаковке или этикетке продукции эффект царственности, патриотичности, проводят параллели с величественным шиком эпохи царствования Екатерины второй, расцвета русского дворянства. Без ампира немыслим петербургский стиль. В нем отчетливо прослеживается героическая тематика и символы венной славы.
Модерн или (арт-нуво) в дизайне упаковок
Рисунок 4 – Модерн или арт-нуво
Модерн или Арт-нуво в середине 19 в. пришел на смену строго регламентированному классицизму и воинственному ампиру и стал полной им противоположностью. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, нестандартность пропорций, асимметрия.
Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом. Особенно наглядно этот стиль отражен в парфюмерных этикетках: стилизованные растения, красивые женские личики, барышни в длинных платьях, похожие на фей (одеколон «Фея роз»).
Сегодня модерн жив, актуален, как и в прежние времена, и с успехом используется в дизайне современных упаковок и этикеток. Компьютерные технологии, используемые в макетировании, позволяют расставлять акценты на отдельных элементах дизайна упаковки и даже основывать на них бренды.
Замысловатые, причудливые переплеты растительного орнамента, мягкие оттенки пастельных тонов, романтика, легкость и воздушность форм в дизайне упаковки – отличительные признаки этого стиля.
Этот стиль невесом, он напрочь отвергает все канонические, архаичные элементы, всю строгость и насыщенность классики. Это стиль художника-оптимиста, напоминающий об очаровании первой любви, юности и весне.
Сегодня он как нельзя лучше подходит для создания упаковок кондитерских изделий, парфюмерной продукции и любых товаров, рассчитанных на женскую аудиторию покупателей.
Середина XX века
Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего в воссоздании предметного окружения, создании новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров «Самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки» и «Дизайн является хорошим в той степени в какой он способствует сбыту». Развитие упаковочной промышленности и дизайна упаковки в это время растет огромными темпами. Массы людей задействованы в этом бизнесе, основной задачей которого является наилучшим образом преподнести товар, сделать его более привлекательным, за счет чего увеличить продажи. Развитие брендов на рынке ведет за собой развитие фирменного стиля каждого из них. Разрабатываются логотипы, рекламная продукция, особое место занимает дизайн упаковки, выбор особенной запоминающейся тары или упаковки.
50 - 70-е годы XX века
В странах Западной Европы, США, Канады и Японии все более ясно понимается роль дизайна упаковки в повышении качества продукции, в создании фирменных стилей. «В корпоративном дизайне главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию». С 1958 г. Более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе, а вслед за ней и в Японии перенимается американский опыт. К счастью не происходит полной «американизации» дизайна, сохраняются культурные национальные традиции.
Знаменательным событием и как бы официальным признанием дизайна явилась организация в 1957 г. Международного совета Организаций Индастриал Дизайна (ИКСИД). На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969 г. принято определение: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или «формальных свойств», «качеств с точки зрения формы»).
В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, методическому обеспечению проектной практики, информационной и пропагандистской деятельности. При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60–х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.
80 - 90-е годы XX века
В Советском союзе назревает острое желание перемен. На Московской выставке "Дизайн США", сентябрь 1987 г. советские дизайнеры открывают для себя много нового. Возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Экспонаты выставки показывали, как может быть эффективен графический дизайн, как он организует общественное мышление и поведение населения. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществится из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности. Так заканчивается эпоха «кухонных» разговоров, произошел политический, социально-экономический и промышленный «обвал».
Общая ориентация на развитие брэндов в искаженном виде затронули и нашу страну. Большинство «советских брэндов» были «раскручены» в условиях монополии государства на их производство и полного отсутствия конкуренции. Среди них пиво «Жигулевской» водка «Столичная», газированная вода «Колокольчик», сигареты «Прима», и другие.
80 - 90 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес – в искусство».
Конец XX - начало XXI века
Идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций. Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведется на компьютере. Применяется метод фотоколлажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определенным товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона [7, с. 87].
1.3 Многообразие видов упаковки
Любая упаковка разрабатывается с учетом вида, формы упаковываемого изделия, его условий хранения и транспортировки, то есть в зависимости от требований, которые обеспечивают сохранности продукта в течение длительного времени. Вид упаковки может быть различный: канистры, банки, ящики, контейнеры, пакеты, коробки, цистерны, мешки и т. д.
Достаточно широко распространена тара, изготовленная из картона и гофрокартона. Она используется для упаковки огромного числа разнообразных товаров. Коробки из картона, коробки из гофрокартона, гофрокороба, упаковка из микрогофрокартона практически вытеснили тяжелую деревянную тару, заменив ее на практичную, удобную и легкую гофротару.
Для перевозки жидкой продукции и продукции вязкой консистенции, в том числе те, которые имеют агрессивную среду, используют металлические или пластиковые канистры, цистерны, банки.
Для транспортировки тяжелых продуктов, то есть там, где необходима прочная, крепкая упаковка, позволяющая перевозить продукты на дальние расстояния, используют коробки и ящики.
Для упаковки множества разнообразных товаров и продуктов используют банки из пластика, пластиковые контейнеры, пластиковые формы, пластиковые коробки, то есть упаковку из полимеров.
Полиэтиленовые и изготовленные из других материалов пакеты и мешки необходимы для различной сыпучей продукции. Их используют для их перевозки и хранения.
В условия постоянной конкуренции важнейшим критерием упаковки является ее безупречный внешний вид, который способен заманить или привлечь потенциальных покупателей. То есть упаковка должна обладать не только хорошей прочностью, но и иметь привлекательный вид. Поэтому все больше можно заметить использование упаковки определенного вида там, где совсем недавно даже не рассматривали [3. с. 115] (см. Приложение 1).
1.4 Стили и направления в современном дизайне
Классический стиль в дизайне упаковок
Рисунок 1 – Классический стиль
Классицизм или классический стиль сформировался в искусстве в 17-18 веках. Графический дизайн в классическом стиле строится на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Классицизм опирается только на вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологичские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.
Классический стиль в дизайне упаковок в наши дни весьма популярен. В нем по традиции исполняются этикетки и этикетки дорогих, элитных марок алкогольной продукции, кондитерских изделий премиум-класса. Примеры этикеток и упаковок, выполненных в классическом стиле – конфеты Коркунов, шампанское «Лев Голицин» и многие другие.
Рисунок 2 – Классический стиль
В дизайне современных этикеток активно используются такие элементы классического стиля как «шелковые» градиенты, разнообразные золотые и серебряные строгие рамки, богатые декоративные элементы.
Колористика классического стиля предполагает использование в дизайне упаковки насыщенных оттенков и контрастных сочетаний – малиновый, яркий болотный, густо-коричневый в сочетании с золотым.
Дизайн этикеток в стиле ампир
Рисунок 3 – Ампир
Ампир – стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий 19, завершающий развитие классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное греческие и римские мотивы величественной мощи и воинской силы: монументальные формы, военную эмблематику (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.) и дополнил их отдельными древнеегипетскими мотивами – египетскими орнаментами, стилизованными сфинксами.
Дизайн в стиле ампир сегодня вполне уместен этикеткам и упаковкам дорогих крепких алкогольных напитков – бренди, коньяков, – рассчитанных подчеркнуть солидность, достаток и мужественность их потребителей.
Помпезные с точки современного обывателя элементы стиля ампир придают упаковке или этикетке продукции эффект царственности, патриотичности, проводят параллели с величественным шиком эпохи царствования Екатерины второй, расцвета русского дворянства. Без ампира немыслим петербургский стиль. В нем отчетливо прослеживается героическая тематика и символы венной славы.
Модерн или (арт-нуво) в дизайне упаковок
Рисунок 4 – Модерн или арт-нуво
Модерн или Арт-нуво в середине 19 в. пришел на смену строго регламентированному классицизму и воинственному ампиру и стал полной им противоположностью. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, нестандартность пропорций, асимметрия.
Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом. Особенно наглядно этот стиль отражен в парфюмерных этикетках: стилизованные растения, красивые женские личики, барышни в длинных платьях, похожие на фей (одеколон «Фея роз»).
Сегодня модерн жив, актуален, как и в прежние времена, и с успехом используется в дизайне современных упаковок и этикеток. Компьютерные технологии, используемые в макетировании, позволяют расставлять акценты на отдельных элементах дизайна упаковки и даже основывать на них бренды.
Замысловатые, причудливые переплеты растительного орнамента, мягкие оттенки пастельных тонов, романтика, легкость и воздушность форм в дизайне упаковки – отличительные признаки этого стиля.
Этот стиль невесом, он напрочь отвергает все канонические, архаичные элементы, всю строгость и насыщенность классики. Это стиль художника-оптимиста, напоминающий об очаровании первой любви, юности и весне.
Сегодня он как нельзя лучше подходит для создания упаковок кондитерских изделий, парфюмерной продукции и любых товаров, рассчитанных на женскую аудиторию покупателей.