Файл: Упаковка, как часть корпоративной культуры история, многообразие видов, технологий изготовления, современные направления в дизайне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ар-деко в дизайне упаковок

Ар-деко (или арт-деко). Отличительные черты стиля – строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие материалы.

Сильное влияние на Арт Деко оказала авангардистская живопись, в том числе Конструктивизм, Кубизм, Фовизм и Футуризм, которые обладали богатым репертуаром абстрактных и упрощенных форм и цветовых сочетаний. В этот стиль проникли экзотические особенности этнических стилей, культур и традиций, включая методы, формы и тематику. Источники были самые разнообразные – культуры древней Месопотамии и Майя, африканских народов, египетская культура эпохи правления фараонов, культура классической Греции и Рима, Китая и Японии, а также России.




Рисунок 5 – Арт-деко


Начиная с середины 1920-х гг. еще одним источником вдохновения для дизайнеров, особенно в Америке, стали механические и промышленные формы. Это не только привело к появлению повторяющихся и перекрывающих друг друга геометрических рисунков, но также и красочных прямолинейных образов, включающих круги, полукруги, квадраты, шевроны, стрелы молнии (часто как символ электричества) и распространенный зигзагообразный рисунок.

Стиль «арт-деко», модный в конце 20-х годов, прошел через век и с незначительными изменениями дошел до нас на упаковке сигарет Lucky Strike. Нынче эта пачка воспринимается совершенно гармонично и лаконично. Вряд ли кому в голову придет увязать воедино нежный стиль и этот дизайн. Эти сигареты как курили с 1917 года, так и курят по сей день заядлые борцы со своими легкими. Автор Раймонд Лоуи (Raymond Loewy) – модный и культовый дизайнер – поди и не догадывался, на сколько долго его проект сможет прожить.

Минимализм в дизайне упаковок

Минимализм в графическом дизайне и не только упаковок – повод для дискуссий современных авторов уже многие десятилетия.

Он исходит из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, зачастую монохромности, творческого самоограничения дизайнера.




Рисунок 6 – Минимализм


Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные образы, минималисты используют промышленные и природные простые геометрические формы нейтральных цветов, малых объемов.


В дизайне этикеток и упаковок минимализм интерпретируется как экономия художественных средств и акцент на одном ведущем образе.

Особое направления минимализма – японский минимализм. Он созерцателен, креативен, черпает свое вдохновение в богатстве природы. Яркий пример современного прочтения минимализма – вечное стремление японцев быть поближе к природе, находит свое отражение в дизайне упаковки различных товаров.

Только взгляните на эту коробку с банановым соком. Она разработана известным японским дизайнером Naoto Fukasawa. Просто, но как изящно. И, действительно, издалека можно принять за настоящие бананы.

Японский минимализм ищет смыслы, которые уже существуют. Он делает то, что уже есть в воображении многих людей как нечто необходимое и полезное.

Поп-арт в дизайне упаковок и этикеток




Рисунок 7 – Поп-арт

Поп-арт (или общедоступное искусство) раскрывает эстетические ценности образцов массовой продукции: потребительские товары (банка супа), персонажи новостей (Че Гивара, Мао Дзедун) или кино (Мэрлин Монро).

Основные характеристики стиля – яркие, насыщенные краски, бьющие глаз контрасты и образы, заимствованные в массовой культуре потребления.

Удивительно, но этот стиль, можно сказать, начался с дизайна этикетки.

В 1962 году Уорхол, – культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом, создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки Кока -Колы и консервов, в том числе – знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл».




Рисунок 8 – Поп–арт


Стиль поп-арт в наши дни все еще актуален – его используют в дизайне принтов для модных молодежных футболок, в атрибутике ночных клубов и дискотек.

В дизайне упаковки стиль поп-арт недавно использовала всем известная марка Oriflame, выпустив тени для век Поп-арт Visions.

Смелые и ценящие креатив гиганты международного рынка до сих пор используют поп-арт в своих проектах. Так бренд Mountain Dew в настоящее время продолжает нашумевший проект проект Green Label Art, ставший праздником поп–арт и креатива. Его году организовала компания Pepsi в 2007 в поддержку запуска нового формата упаковки – алюминиевой бутылки. Именно тогда впервые были выпущены 12 вариантов Mountain Dew в дизайне молодых художников, граффитчиков, графических дизайнеров, мастеров тату-арта и коллажа.



Типографика в дизайне упаковок и этикеток




Рисунок 9 – Типография


Типографика – современный стиль, который, как бы это не было удивительно, находится в основе упаковочного дизайна.

Упаковка по существу заинтересована в распространении и даже продвижении информации. Продукты и изделия нуждаются в полезной упаковке с описанием содержимого и его потребительских характеристик, с правилами и инструкциями использования, расшифровкой компонентов продукта и их свойств, показаний и противопоказаний, предупреждения об опасности, предостерегающей клиента. Все эти детали должны быть показаны на упаковке в четкой типографской манере, что позволит потребителям читать и, главное, понимать.

Текст, гротескное представление символов, отказ от использования прочих изобразительных образов – только шрифты, буквенные символы на простом фоне – отличительный стиль типографики.

Винтаж в дизайне упаковок и этикеток




Рисунок 10 – Винтаж


Винтаж в графическом дизайне близок ретро-стилю.

Это стилизация под хорошо знакомые образы, искусственное «состаревание».

Винтаж в упаковке – это иногда новое прочтение какого-либо образа, а иногда – попытка вызвать у потребителя положительные эмоции из прошлого, из детства, юности.

Винтаж от ретро отличается именно эффектом состаривания изображения, в то время как ретро-стиль – это скорее стилизация под образы прошедшей эпохи.

Иногда выделяют еще и временные рамки. Так, винтажными считаются упаковки, выполненные с намеком на начало двадцатого века, а ретро–упаковками – на его середину [8, с. 15] (см. Приложение 2).

2 Разработка подарочной упаковки
2.1 Технология изготовления упаковки
Существенное влияние на технологический процесс и организацию производства упаковки оказывает набор используемого оборудования.

Многообразные технологические процессы, осуществляемые различными группами упаковочного оборудования, сводятся к типовым, характерным для ряда представителей данной группы. Основные операции процесса и выполняющие эти операции устройства взаимосвязаны между собой, а также с движением тары, продукта и упаковок. Кроме того, в технологическом процессе упаковки важную роль играют вспомогательные операции процесса упаковывания, к которым относятся в основном операции контроля и управления [8, с. 3].


Технологический процесс включает следующие укрупненные операции:

  • подача тары или упаковочных материалов;

  • их подготовка к упаковыванию;

  • подача продукта и наполнение им тары;

  • укупоривание тары;

  • оформление упаковок;

  • формирование транспортных упаковочных единиц.

Каждая из укрупненных операций в свою очередь состоит из нескольких простых операций:

  • подача и подготовка тары и упаковочных материалов в зависимости от вида тары и степени ее готовности к упаковыванию, включает операции: отделения заготовок, формирования тары, санитарной обработки, маркировки, подачи вспомогательных материалов;

  • подача продукта и наполнение им тары в зависимости от вида продукта и способа упаковывания включает операции ориентирования, комплектования, группирования, укладывания, завертывания, дозирования, фасования, уплотнения продукта и др.;

  • укупоривание тары в зависимости от конструкции и вида тары и способа укупоривания включает операции нанесения клея на упаковочные материалы, подачи крышек и укупорочных средств, вакуумирования упаковок, тепловой обработки упаковочных материалов, вкладывания в упаковку прокладок, салфеток и товарных знаков, заделки и запечатывания клапанов тары, швов и концов упаковочных материалов и упаковок;

  • оформление упаковок включает операции маркирования, этикетирования, тиснения рисунка, обвязывания, обандероливания, приклеивания цветных полос, кольереток;

  • формирование транспортных упаковочных единиц включает операции подачи упаковок, группирования и формирования слоев, рядов, стопок, штабелей, помещения упаковочных единиц в транспортную тару и на поддоны.

  • Жизненный цикл тары и упаковки складывается из следующих этапов:

  • производство тары и упаковки;

  • упаковка товаров и продуктов;

  • распаковывание товаров и продуктов (извлечение товаров и продуктов из тары);

  • восстановление эксплуатационных качеств возвратной тары;

утилизация тары, не подлежащей восстановлению [2, с. 2].

2.2 Методика разработки упаковки
Пищевая упаковка – упаковка особенная. Она призвана не только сохранять готовое блюдо до употребления человеком, но привлекать потребителя. Давно замечено, что даже самое банальное и повседневное блюдо способно произвести поистине фурор, будучи упакованным с оригинальностью и вкусом. Упаковка приумножает впечатление от блюда. [1, с. 35].


Именно этими утверждениями мы руководствуемся при создании пищевой упаковки, изготавливая ее в любом количестве и любой сложности. Оригинальность пищевой упаковки определяется ее эксклюзивностью, удобностью, а также выбранными для изготовления материалами. Чем точнее они подобраны, тем изысканнее получается итоговый вариант. Материалов существует огромное множество. Остановимся подробнее на основных моментах.

Создание пищевой упаковки – это не просто последовательность действий. Четкого алгоритма здесь нет. Хотя за основу чаще всего берется бумага либо картон, необходимо уделить особое внимание выбору материала для изготовления. В соответствии с требованиями ст. 7 п. 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), материалы, используемые для изготовления упаковки изделий, контактирующей с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям, установленным отраслевым техническим регламентом. В нашем случае — ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки». Согласно последнему безопасность упаковки должна обеспечиваться:

• санитарно-гигиеническими показателями используемых для ее производства материалов (объем ряда химических веществ, выделяемых из упаковки, не должен превышать допустимые концентрации) — приложение 1 к ТР ТС 005/2011;

Кроме того, необходимо, чтобы тара соответствовала правилам маркировки и требованиям, обусловленным особенностями ее обращения на рынке (нормам хранения, транспортировки, утилизации). Упаковка должна обладать потребительскими свойствами: быть практичной (обеспечивать удобное извлечение продукта, быть компактной и эстетичной (красочной, привлекательной).

Максимально соответствуют перечисленным требованиям и пользуются повышенным спросом упаковки из следующих материалов:

Пластик. В эту группу входит продукция из полистирола (стаканчики, тарелки, ложки, вилки), полипропилена (стаканчики для кисломолочных продуктов, контейнеры для мясных изделий и полуфабрикатов), поливинилхлорида (контейнеры, бутылки), полиэтилентерефталата (контейнеры для салатов, сыпучих продуктов) и других полимеров. Достоинства таких материалов заключаются в доступной стоимости, простоте переработки и транспортировки, совместимости с производством большого ассортимента различных изделий. Поэтому продукция из пластика сейчас используется наиболее широко. Основные минусы подобной посуды — низкая экологичность некоторых видов пластика (исключение составляют набирающие популярность биополимеры). Поэтому нужно внимательно подходить к выбору пластиковой упаковки: учитывать