Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С увеличением тяжести работы, повышением ее мощности и на­пряженности (особенно в соревнованиях) происходит повышение секреции адреналина, норадреналина и кортикоидов. Однако, гор­мональные реакции у нетренированных лиц и квалифицированных спортсменов заметно различаются. У людей, не подготовленных к физическим нагрузкам, наступает быстрый и оченьбольшой выброс в кровь этих гормонов, но запасы их невелики и вскоре наступает их истощение, ограничивающее работоспособность. У тренированных спортсменов функциональные резервы надпочечников существенно увеличены. Секреция катехоламинов не является чрезмерной, она более равномерна и намного более длительна.

Активация симпато-адреналовой системы увеличивается еще в предстартовом состоянии, особенно у более слабых, тревожных и неуверенных в своих силах спортсменов, выступления которых в соревнованиях оказываются неуспешными. У них в большей мере нарастает секреция адреналина — «гомона тревоги». У высококва­лифицированных и уверенных в себе спортсменов, с большим ста­жем, активация симпато-адреналовой системы оптимизируется и , наблюдается преобладание норадреналина — «гормона гомеостаза». Под его влиянием развертываются функции дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем, усиливается доставка кислорода тканям и

175

стимулируются окислительные процессы, повышаются аэробные возможности организма.

Увеличение выработки адреналина и норадреналина у спортсме­нов в условиях напряженной соревновательной деятельности сопря­жено с состоянием эмоционального стресса. При этом секреция адре­налина и норадреналина может быть увеличена в 5-6 раз по сравне­нию с исходным фоном в дни отдыха от нагрузок. Описаны отдель­ные случаи нарастания выделения адреналина в 25 раз, а норадреналина в 17 раз от исходного уровня при марафонском беге и лыжных гонках на 50 км.

Активизация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы зависит от вида спорта, состояния тренированности и квалификации спортсмена. В циклических видах спорта подавление активности этой системы в предстартовом состоянии и во время соревнований коррелируете низкой работоспособностью. Наиболее успешно выс­тупают спортсмены, в организме которых секреция кортикоидов увеличивается в 2-4 раза по сравнению с исходным фоном. Особен­ное увеличение выхода кортикоидов и кортикотропина отмечается при выполнении физических нагрузок большого объема и интенсив­ности.


У спортсменов скоростно-силовых видов спорта (например, у де­сятиборцев в легкой атлетике) активность гипоталамо-гипофизар-но-надпочечниковой системы в предстартовом состоянии снижена (эффект экономизации расхода гормонов), но во время соревнова­ний — увеличена в 5-8 раз.

В возрастном плане отмечена повышенная фоновая и рабочая секреция кортикоидов и соматотропного гормона у спортсменов-подростков, особенно у акселератов. У взрослых спортсменов их сек­реция увеличивается с ростом спортивного мастерства, что тесно кор­релирует с успешностью выступлений на соревнованиях. При этом отмечено, что в результате адаптации к систематическим физичес­ким нагрузкам одно и то же количество гормонов быстрее совершает свой кругооборот в организме квалифицированных спортсменов, чем у людей, не занимающихся физическими упражнениями и не адап­тированных к таким нагрузкам. Гормоны быстрее образуются и сек-ретируютсяжелезами, успешнеепроникаютвклетки-мишени и сти­мулируют обменные процессы, быстрее проходят метаболические превращения в печени, а продукты их распада срочно выводятся поч­ками. Таким образом, при одних и тех же стандартных нагрузках у опытных спортсменов секреция кортикоидов протекает наиболее , экономно, но при выполнении предельных нагрузок их выделение значительно превышает уровеньу нетренированных лиц.

Глюкокортикоиды усиливают приспособительные реакции в организме, стимулируя глюконеогенез и восполняя затраты энергоресурсов в организме.

176

Увеличение секреции альдостерони при мы­шечной работе позволяет компенсировать потери натрия с потом и вывести накопившиеся излишки калия.

Акти вность щитовидной железы и половых желез у бол ьшей части спортсменов (за исключением наиболее подготовленных) изменяет­ся незначительно. Усиление продукции инсулина и тиреоидпых

гормонов особенно велико после окончания работы для пополнения зат­рат энергоресурсов в организме. Адекватные физические нагрузки являются важным стимулятором развития и функционирования по­ловых желез. Однако большие нагрузки, особенно у юных спортсме­нов, подавляют их гормональную активность. В организме женщи н-спортсменок большие объемы физических нагрузок могут нарушать протекание овариально-менструального цикла. В организме мужчин андрогеныстимулируют нарастание мышечной массы и силы скелет­ных мышц. Размеры вилочковой железы у тренирующихся спортсме­нов уменьшаются, но активность ее не снижается.



Развитие утомления сопровождается снижением выработки гор­монов, а состояния переутомления и перетренированности — рас­стройством эндокринных функций. Вместестем, оказалось, что

вы­сококвалифицированные спортсмены обладают особенно развиты­ми возможностями произвольной саморегуляции функций в работа­ющем органе. При волевом преодолении утомления у них отмечено возобновление роста секреции адаптивных гормонов и новая актива­ция метаболических процессов в организме. Следует также иметь в виду, что предельные нагрузки не только уменьшают выделение гор­монов, но и нарушают процесс их связывания рецепторами клеток-мишеней (например, нарушается связывание глюкокортикоидов в миокарде и гормон теряет активирующее действие на работу сердеч­ной мышцы).

Активность эндокринных желез находится также под контролем деятельности эпифиза и подчиняется суточным колебаниям. Пере­стройка суточных биоритмов гормональной активности у человека при дальних перелетах, пересечении многих временных поясов зани­мает около двух недель.

177

Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология является какучебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех выс­ших и средних физкультурных учебных заведениях, на факульте­тах физического воспитания педагогических вузов, а также на от­дельных кафедрах государственных университетов и медицинс­ких вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются мате­риалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лаборатори­ях и на кафедрах.


Раздел I

ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология включает в себя два относительно са­мостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела. Со­держанием первого — общей спортивной физиологии — являются физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и ре­зервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, а также физи­ческая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте. Второй раздел — частная спортивная физиология — включает в себя физиологическую клас­сификацию физических упражнений, механизмы и закономернос­ти формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровитель­ной физической культуры.

178

1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Спортивная физиология по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя груп­пами учебных и научных дисциплин.

Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физио­логия, онаи использует их теоретические достижения, методики ис­следования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодействует организм спортсмена в процессе тренировочной и соревнова­тельной деятельности. К числу таких дисциплин следует отнести биологию, физиологию человека и животных, химию и физику.

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаи­модействующие со спортивной физиологией таким образом, что они взаимно обогащают или дополняют друг друга. В этом плане спортивная физиология тесно связанас анатомией, биохимией, био­механикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин
, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно.

179

В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных.

Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.