Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, из изложенного следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человека с помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма кдействию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмо­циональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема спортивной физиологии заключается в физиоло­гическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте.

180

Эти две проблемы полностью не совпадают, так как для достижения наи­высших результатов в процессе тренировок в ряде случаев применя­ются такие нагрузки, которые могут приводить к снижению устой­чивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней сре­ды, ухудшению состояния здоровья и даже к возникновению заболе­ваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физио­логические особенности функций организма следует изучать и оце­нивать раздельно какв отношении массовой физической культуры и физической подготовки специальных контингентов (военнослужа­щие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.

1.2. КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ СПБГАФК ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА

И ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ

СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включаласьспервыхднейихорганизации.НасозданныхП.Ф.Лес-гафтомв 1896 г. Высших курсах физического образования сразуже был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик Иван Рамазович Тарханов (Тархнишвили). В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев, В. Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов (Бериташвили), А. Н. Крестовников, Г. В. Фольбортидр.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 октября 1919 г. на базе Высших курсов физического образования был создан институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (в 1929 г. преобразован­ный в институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, а в 1993 г. — в академию) с учреждением ряда кафедр, в том числе кафедры физи­ологии — первой такой кафедры среди физкультурных вузов страны.


Организованную кафедру с 1919 г. по 1927 г. возглавлял Леон Абгарович Орбели, впоследствии действительный член АН СССР, AM H СССР и АН АрмССР, Герой Социалистического Труда, лау­реат Государственных премий СССР, генерал полковник медицин­ской службы, почетный член ряда зарубежных академий. Уже в те годы под руководством Л .А. Орбели были выполнены первые науч­но-исследовательские работы по влиянию физических нагрузок на организм. Однако, предмет в основном преподавался по программе медицинских институтов в виде чтения лекций и выполнения от­дельных лабораторных занятий по курсу общей физиологии с неко­торым акцентом на разделе «Физиология мышц».

181

В прикладном плане освещались лишь отдельные медицинские вопросы, связанные с влиянием физических упражнений на организм. Такое содержание дисциплины отражало вто время объективное состояние научных знаний в области физиологии мышечной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Это был начальный, первый период станов­ления спортивной физиологии.

После ухода из института Л. А. Орбели заведующим избирается Алексей Николаевич Крестовников, руководивший кафедрой фи­зиологии на протяжении 28 лет — с 1927 по 1955 гг. В этот период сотрудники кафедры провели большую работу по сбору функцио­нальных показателей организма спортсменов под влиянием раз­личных физических упражнений и анализу их изменений. Обоб­щенный материал позволил профессору А. Н. Крестовникову из­дать первый в нашей стране и за рубежом учебник физиологии для институтов физической культуры (1938) и первую монографию по спортивной физиологии (1939). Издание названных книг дало воз­можность выделить и окончательно сформировать в физиологии человека новый учебный и научный раздел предмета — спортивную физиологию. С этого времени начинается второй, переходный период развития спортивной физиологии (1930-1950-е годы) как учебной и научной дисциплины. С 1955 по 1960 г. кафедрой руководит про­фессор Е. К. Жуков.

Современный, третий период развития спортивной физиологии (1960-1990-е годы) характеризуется созданием систематического учебного и научного разделов дисциплины, соответствующих новым задачам подготовки высококвалифицированных, грамотных специ­алистов по физической культуре и спорту. В учебных программах этого периода отражаются две взаимосвязанные части предмета (об­щая и частная спортивная физиология). С этого времени физиологи спорта начинают изучать не только воздействие отдельных физичес­ких нагрузок на функции организма, но и влияние систематических тренировок и их особенностей на функциональное состояние спорт­сменов, особенно в процессе достижения высшего спортивного мас­терства.



Важную роль в становлении современного курса спортивной физиологии сыграл профессор Николай Васильевич Зимкин, заве­довавший кафедрой физиологии с 1961 по 1975 гг. и выпустивший три издания учебника «Физиология человека» под его редакцией (1964,1970,1975). Интенсивно развиваются исследования в облас­ти кровообращения, нервно-мышечного аппарата, электроэнцефа­лографии, изучается физиология стрессовых состояний в спорте. Докторские диссертации защищают В. В. Васильева, Е. Б. Сологуб, Ю. 3. Захарьянц. В период 1975-1984 гг. кафедрой заведует Заслу­женный деятель науки РСФСР, профессор Александр Сергеевич

182

Мозжухин. Основным направлением научно-исследовательской работы становится изучение функциональных резервов спортсме­на. На протяжении 1984-1986 гг. обязанности заведующего кафед­рой временно исполняет Почетный работник высшего образования России, профессор Елена Борисовна Сологуб. С 1986 г. кафедрой заведует Заслуженный деятель науки РФ, профессор Алексей Сер­геевич Солодков. Научные интересы коллектива сосредотачивают­ся на проблеме физиологической адаптации организма спортсме­нов к физическим нагрузкам.

Очевидно, есть все основания говорить и о четвертом периоде развития физиологии спорта, который начался в XXI столетии и обусловлен созданием системы многоуровневой подготовки специа­листов (бакалавриат, специалитет и магистратура) и появлением Государственных образовательных стандартов в этой области. Данное обстоятельство послужило основой создания, новых учеб­ных программ для различных категорий обучающихся и издание учебников и учебных пособий в соответствии с этими программами. Кафедра физиологии оказалась первой в этом разделе работы, а про­фессорами А. С. Солодковым и Е. Б. Сологуб подготовлены и изданы новые учебные программы для бакалавров (2001) и магистров (2002), а также учебники три учебных пособия по общей, спортивной и воз­растной физиологии (2000-2001).

Располагая высококвалифицированным составом сотрудников, кафедра физиологии внесла большой вклад в подготовку научно-пе­дагогических кадров и становление учебного процесса в институтах и техникумах физической культуры. Так, с 1935 г. (когда была введена защита диссертаций) по 1998 г. под руководством сотрудников ка­федры успешно защищено 13 докторских и 160 кандидатских дис­сертаций (втом числе иностранными аспирантами из Кубы, Китая, Индии, Египта и Польши).

Сотрудники кафедры принимали участие в составлении всех из­данных с 1938 по 1990 гг. 11 учебных программ и 10 учебников по физиологии для институтов физической культуры. При этом редак­торами 8 учебных программ и 6 учебников были заведующие кафед­рой физиологии ГДОИФКим. П. Ф. Лесгафта. В 13 учебниках по спортивно-педагогическим дисциплинам главы по физиологичес­кой характеристике физических упражнений написаны также со-трудни ками кафедры физиологии. Кафедрой подготовлено и издано 8 методических пособий в виде практикумов по проведению лабо­раторных занятий по физиологии, 7 специальных учебных пособий изданы для студентов заочного факультета и 4 — для техникумов физической культуры. Опубликовано более 30 лекций по различ­ным вопросам физиологической характеристики физических уп­ражнений.


183

Научно-исследовательская работа преподавателей охватывала все основные разделы физиологии: нервную и мышечную системы, органы чувств, кровообращение и дыхание, выделение, внутреннюю секрецию, а также специальные проблемы спортивной физиологии: адаптация к физическим нагрузкам, функциональные резервы орга­низма спортсмена, утомление и восстановление и др. Ежегодно по различным вопросам спортивной физиологии печатаются десятки научных работ. С 1939 по 1990 г. сотрудниками кафедры опублико­вано 20 монографий, непосредственно связанных со спортивной фи­зиологией, некоторые из них переведены за рубежом (Болгария, Гер­мания, Польша, Румыния, Греция, Чехословакия).

Высококвалифицированный коллектив сотрудников кафедры физиологии постоянно привлекал к себе внимание преподава­тельского состава других институтов, особенно вновь образованных. Начиная сдовоенныхлет, на кафедре стажировались преподаватели ряда институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, институтов физической культуры социалистических стран и некоторых медицинских вузов. Только за последние 5 лет такую стажировку на кафедре прошли около 40 человек. Кроме того, повышение квалификации препода­вателей из названных институтов по специализации «физиология» регулярно осуществляется в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров (И ПК и П К) нашего вуза.

Существенна роль сотрудников кафедры и в области организа­ционной деятельности. Так, А. Н. Крестовников до 1955 г. воз­главлял методическую комиссию по физиологии Всесоюзного ко­митета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Н. В. Зимкинс 1962 по 1976 г. наряду с руководством этой Комиссией был председателем научной комиссии по физиологии, биомеханике, морфологии и биохимии спорта, председателем ко­ординационной комиссии по преподаванию медико-биологичес­ких дисциплин и членом президиума Научного совета при Госкомспорте СССР. А. С. Мозжухине 1976 по 1985 г. состоял членом методической комиссии Госкомспорта СССР и был председателем Совета заведующих кафедрами физиологии институтов физичес­кой культуры РСФСР, аА.С. Солодков — членом Научного совета Госкомспорта СССР по биологическим наукам, председателем секции «Физиология спорта» Проблемной комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее время руководит секцией «Физиология спорта» Санкт-Петербургского общества физиологов, биохими­ков и фармакологов им. И. М. Сеченова и состоит членом Правле­ния этого общества.


В последние годы коллектив кафедры ведет большую работу по пе­рестройке и совершенствованию преподавания физиологии и проведению научных исследований.

184

В соответствии с новым учебным пла­ном и новой программой по физиологии переделаны рабочие про­граммы и тематические планы лекций и лабораторных занятий по предмету. С учетом того, что количество лекционных часов в новой программе существенно уменьшено, лекции носят преимущественно проблемный характер. Лабораторные занятия проводятся таким об­разом, чтобы они способствовали пониманию сущности механизмов и особенностей регуляции физиологических процессов при мышеч­ной деятельности, овладению методиками исследования, привитию студентам навыков научно-исследовательской работы.

Реализация нового учебного плана по многоуровневой структуре высшего физкультурного образования требует создания специаль­ных образовательно-профессиональных программ по физиологии с учетом подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров наук. Решение этих задач особенно важно и приоритетно для кафедры потому, что нашей академией разработан свой вариант учебного плана по осуществлению многоуровневой структуры выс­шего физкультурного образования в России.

За достигнутые успехи в учебной и научной работе и в связи с 75-летием со дня основания кафедры в апреле 1995 года решением Ученого Совета академии ей присвоено имя профессора А. Н. Крестовникова, адля студентов учреждены две его именные стипен­дии.

1.3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Основные учебные и научные разработки по спортивной физиологии впервые начались и неразрывно связаны с историей развития кафедры физиологии академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Осо­бенностью деятельности кафедры физиологии явилось создание при ней научныхлабораторий по основным разделам спортивной физио­логии.

Выполненные исследования в этих лабораториях позволили по­лучить новые данные по спортивной биоэнергетике и осуществить классификацию спортивных упражнений с учетом их энергетичес­кой характеристики (А. Б. Гандельсман); была разработана методика неинвазивного определения композиции скелетных мышц и вскры­ты механизмы развития двигательного навыка (Н. В. Зимкин); вы­явлен феномен синхронизации потенциалов на электромиограммах при утомлении (Е.К.Жуков); определены особенности сосудистых реакций у спортсменов различных специализаций (В. В. Васильева); создана оригинальная методика регистрации электроэнцефалог­рамм непосредственно в процессе высокоинтенсивной мышечной