Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Эмоции подразделяют на низшие (имеющиеся и у животных) и высшие, связанные с социальными аспектами жизни человека (ин­теллектуальные, моральные, эстетические), его сознательным пове­дением и познавательной деятельностью — интересами, сознаваемы­ми и несознаваемыми мотивами (побуждениями, влечениями), чув­ствами, поисками информации.

Они возникают при недостаточном удовлетворении потребностей, при расхождении необходимой и ре­альной информации.

210

В возникновении эмоций участвуют некоторые отделы коры боль­ших полушарий и подкорковые образования — нижние и внутренние поверхности больших полушарий (поясная извилина, гиппокамп),-некоторые ядра таламуса, гипоталамус, сетевидное образование сре­динных отделов ствола мозга. Эти образования представляют собой такназываемъшлимбико-ретикулярный комплекс, который совмест­но с высшими отделами коры формируетэмоции человека.

Эмоциональные реакции включают двигательные, вегетатив­ные и эндокринные проявления: изменения дыхания, частоты сердеч­ных сокращений, артериального давления, деятельности скелетных и мимических мышц, выделение гормонов — адренокортикотропного гормона гипофиза, адреналина, норадреналинаикортикоидов, выделяемых надпочечниками.

Различают эмоции положительные и отрицательные. При элек­трических раздражениях в опытах на животных и при лечебных процедурах в клинике у человека были обнаружены центры удо­вольствия (в гипоталамусе, среднем мозге) и неудовольствия (в не­которых областях таламуса). Больные при раздражении этих цент­ров испытывали «беспричиннуюрадость», «беспредметнуютоску», «безотчетный страх».

Включаясь в сложные психические процессы, эмоции участву­ют в принятии решений, обеспечи вают так называемое эвристичес­кое мышление при внезапных открытиях у человека, подкрепляя его «озарение». У детей 2-3 лет в отличие от взрослых эмоциональ­ная окраска слов имеет большее значение, чем их смысловой ком­понент.

Эмоции являются механизмом регуляции интенсивности движе­ний, вызывая мобилизацию функциональных резервов организма в экстремальных ситуациях. Это особенно наглядно проявляется в со­ревновательных условиях, когда результативность выступлений спортсмена превышает его достижения на тренировочных занятиях. Одиночное выполнение работы, при обычной мотивации, всегда ме­нее длительно и менее эффективно, чем при соревновании с другими лицами, при повышенной мотивации (рис.26). Способность к моби­лизации функциональных резервов при повышенной мотивации в наибольшей мере присуща опытным квалифицированным спорт­сменам, в то же время нетренированные лица чаще всего исчерпыва­ют резервы своего организмауже при обычной мотивации.


Значительные нервно-психические напряжения при спортивной деятельности приводят к резкому усилению эмоциональных реак­ций, обусловливая эмоциональный стресс у спортсменов, а при чрезмерном воздействии вызывают негативные проявления эмоций — дистресс (ухудшение функционального состояния и активности организма, снижение иммунитета).

211



Рис. 26. Изменение различных показателей текущей работоспособности

при работе на велоэргометре до отказа с обычной (I)

и повышенной (II) мотивацией у велосипедиста-перворазрядника

По оси абсцисс — время работы, с.

По оси ординат: частота сердечных сокращений (ЧСС), уд/мин; амплитуда (А)

ЭМГ икроножной мышцы, мВ; длительность активности (Т) в ЭМГ икроножной

мышцы, с; отчет испытуемого о самочувствии: стрелка с кружком — «Хорошо!»,

с квадратом — «Устал!», с треугольником — «Очень устал!»; частота дыхания

(ЧД), 1/мин; стадии работоспособности: ОС (светлые прямоугольники) —

оптимальное (устойчивое) состояние, КУ (косая штриховка) — компенсированное утомление, ДУ (черные столбики) — декомпенсированное

утомление.

В формировании эмоций и эмоциональных стрессов участвует особый юіасс биологических регуляторов — нейропептиды (энкефалины, эндорфины, опиатные пептиды). Они представляют собой ос­колки белковых молекул — короткие аминокислотные цепочки. Нейропептиды распределены широко и неравномерно в различных отделах головного и спинного мозга. Действуя в области контактов между нейронами, они способны усиливать или угнетать их функ­ции, обеспечивая обезболивающий эффект, улучшая память и фор­мирование двигательных навыков, изменяя сон и температуру тела, снимая тяжелые состояния при алкоголизме — абстиненции. Их концентрация в нервной системе уменьшается при ограничениях двигательной активности и увеличивается при эмоциональных

212

реакциях, стрессах. Обнаружено, в частности, что у спортсменов в

со­ревновательных условиях концентрация нейропептидов в 5-6 раз превышает их обычное содержание у нетренированных лиц.

4.2. ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Предстартовые состояния возникают задолго до выступления, за несколько дней и недель до ответственных стартов. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мо­тивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина.



Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние.

4.2.1. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются раздражители, сопутствующие пред­шествующим занятиям (вид стадиона, спортивного зала, наличие со­перников, спортивная форма и др.).

В мозгу человека перед выполнением какого-либо произвол ьно-го действия появляются определенные сдвиги. Возникает замысел и план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий — усиливаются межцент­ральные взаимосвязи, изменяется амплитуда потенциалов и огибаю­щая их кривая, появляется отражающая подготовительные процессы условная негативная волна (так называемая «волна ожидания»), на­блюдаются медленные потенциалы втемпе предстоящего движения («меченые ритмы» ЭЭГ), в моторной коре возникают так называе­мые премоторные и моторные потенциалы. Все эти изменения отра­жают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают со­путствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы, т. е. происходит актуализация рабочей доминанты со всеми ее лю-торными и вегетативными компонентами.

Различают предстартовые изменения двух видов — неспеци­фические (прилюбойработе)и специфические (связанные со спецификой предстоящихупражнений).

К числу неспецифических изменений относят 3 формы предстар­товых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию.

213

Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. На­блюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов — повы­шенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адек­ватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благопри­ятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальный усиление частоты и глубины дыхания и частоты серд­цебиений, укорочение времени двигательных реакций.

В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерго­траты и преждевременный дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начи­наются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истоще­нию ресурсов организма.


В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимос­ти центральной нервной системы, увеличением времени двига­тельной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелет­ных мышц и вегетативныхфункций, подавленностью и неуверен­ностью в своих силах спортсмена. В процессе длительной работы негативные сдвиги состояний лихорадки и апатии могут преодоле­ваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет.

Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы. Например, функциональные изменения в организме выше перед бегом на короткие дистанции по сравнению с предстоящим бегом на длинные дистанции; они больше перед сорев­нованиями по сравнению с обычной тренировкой. В коре больших полушарий больше активируются те зоны, которые должны вовле­каться в работу; перед циклическими упражнениями возникают ко­лебания потенциалов в темпе предстоящего движения.


4.2.2. РЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влия­ние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешен­ными нервными процессами — сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков — предстартовая лихо­радка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстарто­вой апатии.

214

Умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний. Используют для этого и массаж. Однако наибольшее регулирующее воздействие оказываетправильно прове­денная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие рит­мичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полу­шарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в бы­стром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

4.3. РАЗМИНКА И ВРАБАТЫВАНИЕ

В подготовке организма к предстоя щей работе очень велика роль разминки, так как здесь к условнорефлекторному механизму пред­стартовых состояний подключаются безусловнорефлекторные реак­ции, вызванные работой мышц.

4.3.1. РАЗМИНКА

Различают общую и специальную часть разминки.

Общая разминка неспецифична. Она направлена на повышение функционального состояния организма и создание оп­тимального возбуждения центральных и периферических звеньев двигательного аппарата. Еще до начала работы создаются условия для формирования новых двигательных навыков и наилучшего про­явления физических качеств. Разогревание мышц снижает их вяз­кость, повышает гибкость суставно-связочного аппарата, способ­ствует отдаче тканям кислорода из оксигемоглобина крови, активи­рует ферменты и ускоряет протекание биохимических реакций. Од­нако разминка не должна доводить спортсмена до выраженного утомления и вызывать повышение температуры тела выше 38° С, что вызовет отрицательный эффект.

Специальная часть разминки обеспечивает специфическую подготовку к предстоящей работе именно тех не­рвных центров и скелетных мышц, которые несут основную на­грузку. Происходит оживление рабочих доминант и созданных на их базе двигательных динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в