Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характерной особенностью отечественной физиологии и меди­цины является признание тесной взаимосвязи организма с внешней средой. Природные явления подвержены периодическим колебани­ям . В соответствии с ритмическими изменениями явлений природы в организме человека и животных сформировались определенные рит­мы физиологических функций, получившие название биологичес­ких ритмов. Изменения внешней среды неизбежно отражаются на физиологических реакциях организма, обусловливая состояние уравновешенности его с внешней средой, что вытекает из учения И. М. Сеченоваи И. П. Павлова о тесном взаимодействии организма и внешней среды, их единстве. Различают суточные (точнее — око­лосуточные), околомесячные, сезонные (или годичные), многолетние и др. биоритмы.

Среди биологических ритмов человека центральное место зани­мают околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы, период которых колеблется около 24 часов. Стереотипные, тысячелетиями повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи создали в организме прочную систему последовательных изменений функций организма. Суточные колебания обнаруживаются в дея­тельности высших отделов ЦНС, в гемодинамике и дыхании, в сис­теме крови и терморегуляции, в деятельности пищеварительного ап­парата и обмена веществ, в мышечной силе, быстроте и выносливос­ти, физической и умственной работоспособности и в других прояв­лениях жизнедеятельности организма.

В настоящее время известно около 60 разных физиологических функций организма, имеющих четкую суточную периодику, причем фаза максимальной деятельности в большинстве случаев приходится на период бодрствования, а минимум — примерно на 4 часа ночи. Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической целесообразности и физиологичес­кой целостности организма.

309

Возможность нарушения суточных биологических ритмов обус­ловлена двумя факторами:

1) сменной работой (ночные смены, вах­ты),

2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересечении нескольких часовых поясов. Перестройка биоритмов проявляется как субъективными, таки объективными нарушениями (быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сон­ливость в дневные часы, изменения функций организма и понижен­ная работоспособность). В отечественной литературе подобное состо­яние человека получило наименование «десинхроноза». Выражен­ность десинхроноза, характер и скорость адаптационных перестроек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического ре­жима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов. При возвращении в место постоя иного жительства реадаптация людей протекает в более корот­кий период, чем адаптация к новым условиям.


В основе формирования суточной периодики лежит условно-реф­лекторный динамический стереотип, образование которого в новых условиях проходит несколько фаз:

• 2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функ­ций организма и прямых показателей работоспособности;

• 6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных пока­зателей;

• 11-14-есутки —характеризуютсяполнымихвосстановлениеми

• после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверхвосстановление).

Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям оказывает специфика двигательной дея­тельности. В частности, десинхроноз больше сказывается на выпол­нении скоростных, скоростно-силовых и сложнокоординационных упражнений; в упражнениях на выносливость его влияние значи­тельно меньше.
Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т. е. зависит от биоритмов с длительными периодами. Однако изучены они недостаточно, поэтому в настоящее время нет убедительных, научно-обоснованных предпосылок для использования их в тренерской практике.

12.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ПРИ ПЛАВАНИИ

Спортивная деятельность при плавании имеет ряд физиологи­ческих особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эти особенности обусловлены

310

механическими факторами, связанными с движением в плотной водной среде, горизонтальным положением тела и большой теплоем­костью воды.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энерготраты. При плавании основная мышечная работа затрачивает­ся не на удержание пловца на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Ее величина зависит от вязкости воды, размеров и формы тела и скорости плавания. Средняя скорость при плавании разными стилями колеблется от 1.5 м • с (брасс) до 1.8 м • с (кроль). Расход энергии при плавании на различных дистанциях зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100-1500 м он состав­ляет в среднем от 100 до 500 ккал.



Гипогравитация в соответствии с законом Архимеда приводит к тому, что масса тела человека в воде не превышает 1 -1.5 кг. В таких условиях в спокойном состоянии деятельность различных органов и систем аналогична их функционированию в состоянии невесомости. Этому способствует и горизонтальное положение тела при плавании, что облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функ­ции суставов.

Теплоемкость воды в 25раз, а ее теплопроводность в 5раз больше, чем воздуха. Поэтом длительное пребывание пловцов даже в относи­тельно теплой воде может приводить к значительным потерям теп­ла и переохлаждению тела. Однако у тренированных пловцов меха­низмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза, бо­лее совершенны, чем у людей, не адаптированных к охлаждению. Поэтому плавание в любом возрасте является одним из эффективных средств закаливания.

Названные особенности водной среды оказывают специальное влияние на деятельность различных органов и систем. В частности, в процессе тренировки у пловцов формируется особое комплексное восприятие различных раздражителей, называемое «чувством воды». Оно обусловлено ощущениями, возникающими при раздражении тактильного, температурного, проприоцептивного и вестибулярного рецепторов. При наличии «чувства воды» пловцы хорошо анализи­руют малейшие изменения в величине сопротивления воды, ее дав­ление и температуру. Эти ощущения способствуют улучшению движений пловца.

Функции зрительной и слуховой сенсорных систем при нахождении пловца под водой существенно ухудшаются. Предметы в воде видятся смутно, расплывшимися, на расстоянии, на соответствующем дей­ствительному. Звук в воде распространяется со скоростью 1500 м • с (на суше — 330 м • с ), поэтому практически одновременно приходит в оба уха, что затрудняет определение его направления.

311

Двигательная деятельность пловца также имеет свои особеннос­ти, которые определяются горизонтальным положением тела, боль­шим сопротивлением воды движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, стро­гой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественно мышц рук и плечевого пояса (до 70%) и ног — при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу. Мышцы дол­жны быть адаптированы к работе как в аэробных, так и в анаэробных условиях. При этом, чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретают аэробные процессы..


Деятельность вегетативных органов и систем у пловцов также имеетсвои особенности. Тренированным пловцам свойственны бра-дикардия, умеренное повышение артериального давления, усиленный венозный приток к сердцу, увеличение ударного и минутного объемов крови, расширение полостей сердца и умеренная гипертрофия мио­карда. Придыхании пловцам приходится преодолевать сопротивле­ние воды, всвязи с этим у них хорошо развита дыхательная мускулату­ра. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, кото­рый характеризуется уменьшением длительности дыхательного цик­ла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. Легочная вентиляция при плавании может возрастать

до 120-150л • мин , ЖЕЛ у хорошо тренированных пловцов достигает

5.8-6 л. Изменения в картине крови при плавании характеризуются

уве­личением содержания эритроцитов, гемоглобина и лейкоцитов. При плавании почти отсутствует потоотделение, поэтому продукты обмена веществ у пловцов могут выводиться только через почки, что предъявляет дополнительные требования к их функциям. Наруше­ния проницаемости почечных капилляров нередко приводит к появ­лению в моче белка и эритроцитов. Изменение деятельности почек является одной из специфических реакций организма на плавание.

Потребление кислорода при плавании у квалифицированных спортсменов составляет около 5-6 л • мин , что близко к величинам МП К. Кислородный запрос у пловцов доходит до 30 л • мин , кото­рый не полностью удовлетворяясь, приводит к развитию кислородно­го долга (10-15 л). При плавании хорошо развиваются аэробные и ана­эробные возможности организма, позволяющие обеспечивать высо­кие энерготраты (до 10-15 ккал • мин ). Однако КПД при плавании очень низкий и у высококвалифицированных спортсменов не пре­вышает 4-5%.
Плавание как вид спорта — удел молодых; для людей зрелого и пожилого возраста — хорошее средство физического развития, тре­нировки на выносливость и закаливания.

312

13. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН


Роль женщин в производственной сфере, спорте и общественной жизни непрерывно возрастает, от укрепления их здоровья зависит развитие будущего поколения. Это делает необходимым всесторон­нее научное обоснование физического воспитания и спортивной тре­нировки женщин.

13.1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

13.1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с доста­точно выраженным представительством речевой функции не только влевом, нои вправом полушарии. Женщин отличает высокая спо­собность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-ана­литическая стратегия решений и высокая степень речевой регу­ляции движений. В процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на метод рассказа. Отмечено, что объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания от­дельных их элементов, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков. При запоминании словженщины превосходят мужчин как по кратковре­менной, так и по долговременной вербальной памяти.

В то же время цифровая память и скорость переработки информа­ции у женщин ниже, чем у мужчин. Они медленнее решают такти­ческие задачи, больше времени затрачивают на арифметические вы­числения. При этом женщины легче решают стереоти пные, а мужчины — новые задачи, особенно в условиях дефицита времени. Вместе с тем, более высокий уровень мотивации, а также лучшие показатели

313

обучаемости женщин обусловливают достижение ими значительных успехов. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбуди­мость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами. Они весьма чувствительны к поощрениям и замечани­ям, что необходимо учитывать при педагогических воздействиях, особенно при работе с девочками-подростками.