Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следовательно, высокотренируемые и низкотренируемые спорт­смены различаются не только по величине сдвига работоспособнос­ти, физических качеств и функциональных показателей, но и по скорости изменений всех этих показателей, а соответственно, и по времени достижения высоких спортивных результатов.

342

Величина и скорость развития тренировочных эффектов являются независимы­ми переменными. По выраженности этих факторов выделяют

4 вари­анта тренируемости (Коц Я. М., 1986):

• высокая быстрая тренируемость;

• высокая медленная тренируемость;

• низкая быстрая тренируемость;

• низкая медленная тренируемость.

Наличие таких индивидуальных физиолого-генетических осо­бенностей обусловливает необходимость многоступенчатого отбора в процессе многолетней спортивной тренировки.

14.4. ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ АДЕКВАТНОГО И НЕАДЕКВАТНОГО

ВЫБОРА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, СТИЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

Для успешного развития тренированности спортсменов в плане отбора и прогноза необходимы 2 фактора:

• адекватный для генетических задатков выбор спортивной спе­циализации, стиля соревновательной деятельности, ведущей руки и ноги спортсмена;

• многоступенчатый отбор на каждом этапе многолетней под­готовки, с учетом генетически присущей спортсмену скорости адаптации к специализированным нагрузкам.
Лишь сочетание обоих этих факторов в совокупности может обеспе­чить высокие результаты на уровне спорта высших достижений и сохра­нение здоровья спортсмена. Основой для суждения о тренируемое™ в различных видах спорта являются уже достаточно известные информа­тивные морфофункциональные и психофизиологические критерии.

Между высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсмена­ми возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства (рис. 40). Так, нормативы мастера спорта высокотренируемыетяжелоатлеты-гиревики выпол­няют почти на 1.5 года быстрее, чем низкотренируемые спортсмены (соответственно, 3.76 и 4.83 года), дзюдоисты-женщины — на 2 с лишним года быстрее (соответственно, 5.60 и 7.83 года), а дзюдоис­ты-мужчины — более, чем на 2.5 года быстрее (6.50 и 9.17 года), счи­тая от исходного уровня.

Высокая тренируемость, сокращая время подготовки

высококва­лифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной зада­чи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого


эко­номического эффекта тренировочного процесса, сокращая расходы на оплату труда тренеров, аренду помещения и пр. Фактор времени имеет огромное значение и для личной жизни спортсмена.

343



Рис. 40. Время достижения высокого уровня спортивного мастерства

(квалификации мастера спорта) у высокотренируемых

и низкотренируемых спортсменов

(по данным разных авторов)

Неадекватный выбор вида спортивнойдеятельности сопровожда­ется формированием нерациональной функциональной системы адаптации с большим числом лишних, неэффективных и даже неце­лесообразных внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей (на­пример, между спортивно-важными качествами), напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов, затруднением восста­новительных процессов, медленным развитием тренированности, недостаточно успешным выступлением на соревнованиях, достиже­нием менее высокого уровня спортивного мастерства, неутешитель­ным прогнозом перспективности и, наконец, остановкой роста спортивного мастерства в связи с исчерпанием генетического резерва организма.

344

К сожалению, в практике довольно часто встречаются случаи не­адекватного выбора вида спорта, стиля соревновательной деятельно­сти (атакующий или контратакующий) и ведущей конечности спортсмена.

Например, у фехтовальщиков часты случаи, когда вооруженная рука является неведущей, т. е. хуже управляемой (рис. 41). Это явно тормозит рост спортивного мастерства, так как чем выше спортивная квалификация фехтовальщиков, тем меньше оказывается среди них спортсменов с таким неадекватным выбором.

Среди борцов-самбистов около половины спортсменов пользу­ются неадекватным стилем соревновательной деятельности, не соот­ветствующим их врожденным типологическим особенностям, при­чем 20% из них борются стилем противоположным. Вследствие этого замедляются темпы овладения спортивной техникой, ухудшаются спортивные результаты, увеличивается время выполнения нормати­вов спортивных разрядов. Независимо от атакующего или контрата­кующего стиля, использование «своего» стиля увеличивает скорость роста спортивного мастерства, и различия оказываются тем больше, чем выше спортивная квалификация. Например, у

борцов-самбис­тов время выполнения нормативов 1 разряда при выборе «своего» сти­ля по сравнению с выбором «чужого» стиля меньше почти на полтора года (соответственно, 4.0 и 5.4 г.), выполнения нормативов кандида­тов в мастера спорта — короче более, чем на 2 года (5.0 и 7.2 г.), а норма­тивов мастера спорта— меньше на 5 с лишним лет! (6.0 и 11.2 г.).



Среди спортсменов ситуационных видов спорта (боксеров, во­лейболистов, баскетболистов и др.) выявлены значительные различия между спортсменами атакующего и контратакующего стиля по многим психофизиологическим показателям. Так, у атакующих бок­серов по сравнению с контратакующими достоверно короче времен­ные параметрысенсомоторныхреакций и тактического мышления.


Рис. 41. Адекватность выбора вооруженной руки у фехтовальщиков

345

выше показатели теппинг-теста и силы мышц, в предрабочей ЭЭГ более высокий уровень преднастройки (синхронизации корковой активности), а во время парного взаимодействия с соперником в ЭЭГ формируется более асимметричная система управления дви­жениями, включающая нижнетеменные, зрительные и моторные области левого полушария (условно «система восприятия»), при обучении с электромиографической обратной связью менее выра­жен прирост способности к произвольному управлению мышечны­ми усилиями.

У контратакующих боксеров — более симметричная система

взаи­мосвязанной активности в коре больших полушарий с ведущей ро­лью передне-лобных областей («система принятия решений»), более высокийкоэффициентинтеллектуальности всловесном тесте Г.Ай-зенка, при обучении с ЭМГ-обратной связью более успешно проис­ходит совершенствование мышечного чувства и точности воспроиз­ведения заданных усилий.

Аналогичные данные, полученные на спортсменах волейболис­тах, баскетболистах, футболистах и фехтовальщиках, позволяют от­нести атакующих (нападающих) спортсменов к лицам с невербаль­ным мышлением («художественному» типу, по И. П. Павлову), а контратакующих (защитников) — к лицам с вербальным мышлени­ем («мыслительному» типу).

Как оказалось, в группах спортсменов атакующего или контрата­кующего стиля насчитывается примерно 2/3 спортсменов, адекватно выбравших стиль соревновательной деятельности, соответствую­щий их врожденным индивидуально-типологическим особеннос­тям, и около 1/3 спортсменов с неадекватным выбором, которые, по-видимому, компенсируют этот выбор другими функциональными возможностями организма (табл. 15).

Таблица 15

Количество (%) высококвалифицированных боксеров атакующей

и контратакующей манеры ведения боя, выбравших адекватный


и неадекватный для врожденных индивидуально-типологических

особенностей стиль соревновательной деятельности

(по: Сологуб Е. Б., 1986; Таймазов В. А., 1986)


Используемый стиль

Адекватность выбора

I разряд и кандидаты в мастера спорта

Мастера спорта и мастера спорта международного класса

Контратакующий
Атакующий

Адекватный Неадекватный Адекватный Неадекватный

65

35

64

36

62

38

75

25

346

Однако неадекватный выбор стиля особенно значительно затруд­няет рост мастерства у атакующих спортсменов, имеющих именно те качества, которые находятся под наибольшим генетическим контро­лем — скоростные свойства нервной системы и двигательного аппа­рата. Например, доля атакующих боксеров в спорте высших дости­жений, выбравших неадекватную манеру ведения боя, сокращается с 36% (в группе спортсменов I разряда) до 25% (в группе мастеров спорта и мастеров спорта международного класса).

Дифференциация спортсменов по физиолого-генетическим осо­бенностям создает основу для различного педагогического подхода к их обучению (использование преимущественно методов показа, прочувствования движений для атакующих спортсменов и методов рассказа, объяснений, самоотчетов — для контратакующих), пра­вильного подбора упражнений, выбора адекватного стиля, создания алгоритмов прогнозирования и моделирования успешности сорев­новательной деятельности.

14.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЛЯ ПОИСКА ВЫСОКО И БЫСТРО ТРЕНИРУЕМЫХ СПОРТСМЕНОВ

В практике спорта эффективность отбора обычно превышает 50-60%. Хотя отмечалось, что предсказание перспективности спортсме­нов более эффективно, чем предсказание неперспективности. Одна­ко, даже у опытных тренеров с использованием комплекса современ­ных методов прогнозных решений она не более 70-80%.

Современные методы спортивной генетики позволяют избежать многих ошибок в этом плане. В настоящее время достигнуты опреде­ленные успехи в поиске генов предрасположенности к мышечной деятельности аэробного характера. Учитываются влияния генов, пе­реключающих жировой обмен с образования белого жира, отклады­вающегося про запас, не преимущественное образование бурого жира, обеспечивающего двигательную активность человека. Однако выделение отдельных генов или их комплексов чрезвычайно трудо­емкий, и пока мало разработанный процесс. Для практики спорта особую важность все более приобретает использование в отборе так называемых маркеров, отражающих наследственные задатки отдельных индивидуумов.


Генетическим маркером называют легко определяемый, устойчивый признак организма, жестко связанный с его генотипом, по которому можно судить о вероятности проявления другой, трудно определяемой характеристики.

К основным их свойствам относят следующие:

— жесткая генетическая обусловленность (их коэффициент на­следуемости порядка Н=1.0);

347

— полное проявление в последующих поколениях;

— хорошая выраженность (высокая экспрессия);

— малая зависимость от факторов внешней среды;

— практическая неизменность на протяжении различных перио­дов жизни.

С помощью генетических маркеров возможно выявление генети­ческих задатков даже у малолетних детей, для которых нельзя ис­пользовать тесты, разработанные для взрослых людей. Выявленные маркерами задатки человека, характеризуя возможные его способно­сти , сохраняют свое влияние на всю последующую жизнь. Для прак­тического удобства было предложено различать маркеры абсолют­ные и условные.

Абсолютные маркеры характеризуются наиболее высокой наследуемостью (их коэффициент Н приближается к 1.0). Кним от­носят: группы крови (системы AB0, MN и др.), скорость возникнове­ния некоторых вкусовых ощущений, показатели кожных узоров пальцев (дерматоглифы), формы зубов (одонтоглифы), особенности хромосомных наборов и др.

Уело в н ые маркеры менее обусловлены наследственно (их Н=0.80-0.95) кним относятся: соматотип человека, его темперамент (тип высшей нервной деятельности), доминирование правого или левого полушария, особенности сенсорной и моторной функцио­нальной асимметрии и тип индивидуального профиля асимметрии, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах, гормональный статус и др.

Использование генетических маркеров позволяет значительно расширить возможности и точность прогнозирования и отбора в спорте, особенно на начальных его этапах. Ранее начало занятий многими видами спорта (гимнастика, фигурное катание, плавание, прыжки вводу и др.) не позволяет у детей 5-6 летнего возраста разли­чить спортивно — выжные качества, характерные для взрослых спортсменов в избранном виде спорта, так как они еще не сформиро­ваны на данном этапе онтогенеза.

С целью спортивной ориентации и отбора генетические маркеры можно использовать в двух основных направлениях:

1) поиск спорт­сменов с адекватными для данного вида спорта признаками организ­ма;