Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) отбор среди них не только спортсменов с высокой, но и с быст­рой тренируемостью в избранном виде спорта.

Для каждого тренера важно не только подготовить спортсмена высокого класса, но и сделать это без вреда для его здоровья и с наи­меньшими затратами времени. В связи с этим особую ценность в на­стоящее время приобретает выявление наиболее информативных ге­нетических маркеров, позволяющих дифференцировать спортсме­нов по ихтренируемости в каждом отдельном виде спорта, т. е.

348

отличить высоко и быстро тренируемых от высоко и медленно тренируе­мых, низко и быстро тренируемых и, тем более, низко и медленно тренируемых спортсменов.

Так, например среди юных спортсменов, специализировавшихся в таэквондо и занимавшихся у одного тренера по одной и той же методике напротяжении 10 лет, лишь часть достигла уровня черного пояса, а некоторые выполнили лишь нормативы низкого разряда, т. е. Отстали на 6 лет подготовки. При этом установлено, что наиболее информативными показателями — абсолютными и условными гене­тическими маркерами, позволяющими определить спортсменов-та­эквондистов в группу высоко и быстро тренируемых (в отличие от группы низко и медленно тренируемых) являются следующие.

Спортивно педагогические: достижение более высокого уровня квалификации при затрате, в среднем, на 3-4 года меньше на выпол­нение нормативов одного и того же уровня по сравнению с низко и медленно тренируемыми.

• Генеалогические (анализродословных): высокоибыстротрени-руемые таэквондисты имеют достоверно больше родственников-спортсменов, втом числе единоборцев, иявляются практически исключительно первенцами по порядку рождения в семье.

• Морфологические: отличительным признаком является дос­товерно меньшая доля жирового компонента в составе тела, большая обезжиренная масса, а также принадлежностью к морфотипудолихоморфов.

• Принадлежность к определенной группе крови системы АВО: преобладание Ш (В) группы крови, достоверно меньшая встре­чаемость I (0) группы крови и отсутствие со II (А) и IV (AB) группой

(принадлежность ко II (А) группе крови достоверно характеризует лишь спортсменов с низкой и медленной трени­руемостью).

• Показатели физических качеств: достоверно большая быстро­та в теппинг-тесте и большая мышечная сила рук, особенно правой руки.

• Физиологические показатели: более высокие анаэробные воз­можности (достоверно большая длительность задержки дыха­ния на вдохе и на выдохе) и специфика функциональной асимметрии—доминирование правой руки, правой ноги, пра­вого глаза и, соответственно, достоверное преобладание одно­стороннего (правого) индивидуального профиля асимметрии.


• Психофизиологические и психические характеристики темпера­мента и личностных особенностей: достоверное преобладание экстравертов, более высокий уровень нейротизма, большая вы­раженность холерического темперамента и отсутствие флегмати­ков, а также более высокая субъективная оценка самочувствия.

349

Выявление подобных информативных комплексов генетических маркеров для отдельных видов спорта позволит разработать более эффективные технологии спортивного отбора высоко и быстро тре­нируемых спортсменов. При этом важно выявлять в каждой специа­лизации быстро тренируемых спортсменов. Обнаружено, что такой информативный маркер как групповая принадлежность крови по­зволяет дифференцировать спортсменов по скорости обучения в раз­личных видах единоборств. В требующем особой быстроты боксе среди быстро тренируемых высококвалифицированных спортсме­нов достоверно преобладают лица с I (0) группой крови

(и отсутству­ют Ð


15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Человек не может жить в отрыве от внешней среды. Организм человека, являясь открытой системой, тесно связан с ней — он полу­чает из воздуха кислород для дыхания, пищу для энергообеспечения жизнедеятельности, различного рода информацию из социального окружения для своего развития. Многие влияния оказывают небла­гоприятное воздействие, и человеку необходимо принимать специ­альные меры для поддержания своей работоспособности и здоровья.

15.1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уро­вень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важнейших мест занимает физическая культура. При этом не требуется больших материальных затрат.

15.1.1. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя среда оказывает на человека не только положительное, но и отрицательное влияние. Негативные воздействия могут

350

вызывать различные факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и социальной сферы.

Среди них следует учитывать физические факторы — колебания давления и температуры, проникающая радиация, шум, вибрации и др.; химические факторы — различные вещества в воде, воздухе, зем­ле, пище; биологические факторы — инфекции, вирусы. Кроме того, успехи науки и техники, наряду с полезным эффектом, приводят в современной жизни также и к неблагоприятным последствиям. Авто­матизация и механизация производства (широкое использование раз­личных видов транспорта, необходимость работы в ограниченном пространстве (батискафы, космические аппараты, подводные лодки), избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. сни­жают необходимый уровень двигательной деятельности и повышают нервно-психическое напряжение человека, вызывая стрессовые состоя­ния и угрожая здоровью населения.

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет по­нятие здоровья как «полное физическое, психическое и социальное благополучие». При этом выделяется 4 степени адаптации к условиям окружающей среды или 4 уровня функциональных возможнос­тей человека:


• удовлетворительная адаптация, достаточные функциональ­ные возможности человека;

• состояние функционального напряжения;

• неудовлетворительная адаптация, функциональные возмож­ности организма снижены;

• значительное снижение функциональных возможностей орга­низма, истощение физиологических резервов, срыв адаптации.

Эти уровни адаптации отражают риск потери работоспособности и характеризуют изменения в ряде функциональных показателей организма (табл. 16).

Таблица 16

Характеристика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у мужчин с разной степенью адаптации к окружающей среде

(средние данные)

Возраст, лет

Показатели ЧСС, уд./мин АД, мм рт.ст.

Удовлетворит, адаптация

Напряжение

Неудовлетв. адаптация

Срыв адаптации

До 25
26-40
Старше 40

ЧСС

АД

ЧСС

АД

ЧСС

АД

74.7

114.5/73.0

74.2

115.7/73.8

74.8

122/80

80.5

127.0/79.0

76.2

131.0/83.3

75.4

125.5/81.3

-

-

81.0 142.9/90.3 76.0 142.6/94.4

-

-

92.0 183.3/117.0 80.7 178.0/96.7

351

15.1.2. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, мно-гиеорганы и системы организма формировались в тесной взаимосвя­зи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно пере­мещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыха­ния, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищева­рительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глазаи чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности про­тиворечит самой биологической природе человека, нарушая функцио­нирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.


В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физичес­кой культуры.

Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в вы­соком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста с целью со­хранения бодрости и долголетия.

Запоследнее время, наряду со многими отрицательными демогра­фическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости (Аршавский И.А.). Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активнос­ти, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, сни­жении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), неустойчивыми эмоциональными реакция­ми, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позво­ночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления наклады­вают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подрост­ковом периоде, к снижению физической и умственной работоспо­собности в зрелом возрасте и крайнему старению пожилых людей.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться кфармаковоздействиям, психологическим или

352

педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противосто­яния этому явлению — повышение двигательной активности. Это путь кдолголетию и здоровому образу жизни влюбом возрасте.

Развитие массовой физической культуры и спорта не только обес­печивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек— курения, алкоголизма и наркомании

Для этого необходимо мотивировать у населения высокую по­требность в занятиях физической культурой. Спортивные достиже­ния выдающихся атлетов вдохновляют большие массы людей и спо­собствуют их приобщению к систематическим спортивным заняти­ям. Справедливо отмечал основатель современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20