Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия опреде­ляется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созрева­ние в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.

Выраженность стадий созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выражен­ность вторичных половых признаков, определяется сумма их пока­зателей и сравнивается с табличными нормативами, (табл.29). Зна­чительная перестройка деятельности всей эндокринной системы в переходный период отражается на изменениях во всех органах и си­стемах организма, особенно выраженных в 1 -ю фазу пубертата (на II и III стадиях полового созревания). В этот период повышенная активность подкорковых структур и снижение регулирующих (тормозящих) влияний коры на подкорку, а также дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоцио­нальной и психической сфере подростков. Отмечается несогласо­ванность морфологического и функционального развития отдель­ных органов и систем. Происходит отставание скорости роста серд­ца от темпов удли нения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1-2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей. Эти изме­нения вызывают временное нарушение координации движений, снижают умственную и физическую работоспособность. Снижение работоспособности связано также с повышением энерготрат при уве­личении размеров тела, что снижает возможность энергообеспечения мышечной работы в организме подростка.

426

Таблица 29

Величина балла полового развития у мальчиков и девочек

Возраст,

лет

БПР, баллы

Формула полового созревания мальчиков

БПР, баллы

Формула полового созревания девочек

10

-

-

1



11

-

-

2



12

0



5



13

2



9



14

5



11



15

9



12



16

1.1



12



17

15



12




С завершением переходного периода оптимизируются взаимоот­ношения в деятельности желез внутренней секреции, достигает со­вершенства функционирование различных систем возмужалого орга­низма. Подростки переходят в юношеский возраст, когда все показа­тели организма вплотную приближаются ко взрослому уровню. Од­нако, функциональные резервы юношеского организма все же недостаточны, имеются ограничения в совершенстве регуляторных и метаболических процессов. Реакции на нагрузки в юношеском возрасте вызывают более выраженные изменения в организме по сравнению со взрослыми и сопровождаются более длительным пери­одом восстановления.

3.5. ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Процессы теплообмена у подростков и юношей отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габа­ритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от тулови­ща к дистальным отделам конечностей.

Становятся более выраженными суточные колебания температу­ры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела у годо­валого ребенка составляют 0.25°, у дошкольников — 0.34°, в юношес­ком возрасте — около 1.0° С.

После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической тер­морегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температу­ры тела за счет изменений интенсивности метаболических процес­сов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей от­дачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций. Хотя тер­морегуляционное усиление теплопродукции в целом снижается по

427

мере взросления, у подростков 10-14 лет этот механизм снова вре­менно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода.

В среднем школьном возрасте завершается созревание физиоло­гических механизмов, регулирующих потоотделение. По количе­ству и характеру реакци й термичес кое и психоген ное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых лиц.

Совершенствование механизмов теплоотдачи улучшает адапта­цию юношеского организма к большому диапазону изменени й тем­ператур окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношес­ком возрасте становятся более эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.



На протяжении среднего и старшего школьного возраста происхо­дят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преоблада­ние процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.

Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. У де­вочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная ве­личина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1.5 раза, достигая при­мерно 1300-1400 кал, а в юношеском возрасте приближается куров-ню зрелого организма (1700 кал).

Увеличение массы тела и повышение двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат: в сред­нем школьном возрасте они составляют около 2500-2700 кал, а в старшем школьном возрасте —2800-2900 кал.

С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена ве­ществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потреб­ность организма в белках. Положительный азотистый баланскюно-шескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в 1 -3 года — 4-4.5 г, в 6-10 лет — 2.5-Зг, у подростков — 2-2.5 г, у взрослых — 1.5-1.8 г. Общая же суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников — около 70г, в младшем школьном возрасте — 75-80 г, в среднем школьном возрасте—примерно 85-90 г, в старшем школьном возрасте — 90-100 г (как у взрослых).

Аналогичны величины суточной потребности в жирах. У подрос­тков еще достаточно высока потребность в поступлении с пищей жира. В период полового созревания жиры используются для плас­тических процессов формирования состава тела, а холестерин

428

необходим для синтезирования половых стероидных гормонов.

Вместе с тем, избыточное поступление жира при низкой двигательной актив­ности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обме­на на единицу массы тела может быть ниже на 20-30% из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Сравнитель­но большим содержанием жира в составе тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению с мужчинами.

Относительная интенсивность углеводного обмена у подростков снижается
, а суточная потребность в углеводах растет: у младших школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возра­сте — 340-370 г, в старшем школьном возрасте — около 400 г, у взрос­лых — 500-600 г. Углеводы обеспечивают в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах.

В растущем организме велика потребность в поступлении необхо­димого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо — для образова­ния гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относитель­ная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах сни­жается.

3.6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Период среднего и старшего школьного возраста имеет свои специ­фические механизмы и закономерности адаптации к физическим на­грузкам, связанные с возрастными особенностями развития организма.

3.6.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ

В среднем школьном возрасте высокого уровня достигает разви­тие ЦНС, сформированы индивидуальные особенности высшей не­рвной деятельности, завершается созревание сенсорных систем.

К этому возрасту у подростков сформированы все основные меха­низмы управления движениями, свойственные взрослому организму — рефлекторное кольцевое управ.гение системой обратных связей и про­граммное управление по механизму центральных команд (предпрог­раммирование). Это обеспечивает не только совершенство выполне­ния длительныхупражнений, когда возможны коррекции моторных

429

программ по ходу движения, но и выполнение кратковременных двигательных актов — бросков, ударов, метаний, прыжков. Стано­вится возможным начать углубленную специализацию в широком спектре различных видов спорта.

Рассматриваемый период характеризуется тремя качественными перестройками механизмов центральной регуляции движений:
1) значительным усилением межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий,

2) становлением ведущей роли ассоциативных третичных полей коры в функциональной системе управления движениями
;

3) переходом доминирующей роли правого полушария к левому.

В возрасте 10-12 лет происходит важнейший этап в совершен­ствовании интегративных функций высших отделов мозга — резкое увеличение горизонтальных взаимосвязей в коре больших полушарий. Происходит усиленный рост отростков корковых нейронов, обеспе­чивающий функциональные связи между нейронными ансамблями различных корковых областей. В результате на протяжении среднего и старшего школьного возраста формируются многочисленные внутрисистемные и межсистемные функциональные взаимосвязи в организме. Совершенствуются зрительно-двигательные, рече-дви­гательные, вестибуло-моторные и др. рефлексы. Отмечается высо­кий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налажива­ется сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся мышечные усилия.

В биоме­ханической структуре и функциональной организации локомоций (ходьбы, бега) достигается высокая координационная точность. В движениях двумя рукам и вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, втом числе при симметричных движениях. Созревает механизм их временного согласования (так называемый таймерный механизм). Движения рукхорошо согласу­ются с движениями глаз. Возникает возможность точного произ­вольного управления отдельными мышцами и даже изолированны­ми двигательными единицами. Управляемость мышечными группа­ми рук, головы и шеи выражена лучше, чем других мышечных групп. Достигается высокий уровень сочетания двигательных и вегета­тивных реакций. Налаживается стабильное соответствие темпа шагов и дыхания, тонкое сочетание моторных компонентов двигательных навыков с вегетативными функциями, согласование реакций сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

В ЭЭГ эти изменения отражаются в виде достоверного увеличе­ния высокой пространственной и временной согласованности коле­баний потенциалов различных корковых зон, что отражает увеличе­ние функционального взаимодействия между этими зонами. Как в состоянии покоя, так и во время работы в ЭЭГ детей, подростков и

430

юношей 12-18 лет отмечается значительное число высоких межцент­ральных корреляций электрической активности (см. рис.49).

Вторым важнейшим моментом в совершенствовании централь­ной регуляции движений является высокий уровень созревания ассо­циативных третичных полей коры — передних лобных и задних ниж­нетеменных. Благодаря этому создается функциональная основа для извлечения полезной информации из множества афферентных сооб­щений, построения сложных многоцелевых поведенческих про­грамм. Становится более точной пространственная ориентация дви­жений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения пред­стоящих ситуаций.