Файл: Учебник для высших учебных заведений физической культуры Издание 2е, исправленное и дополненное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К13 годам завершает­ся окостенение пястных и запястных отделов рук, затем фаланг паль­цев ног (у девушек к 13-17 годам, у юношей к 15-21 году), и наконец,

416

фаланг пальцев рук (к 19-21 году). Незавершенный процесс окосте­нения позвоночника может привести у подростков и юношей к раз­личным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.

Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей (см. рис. 44). У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков — в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Временно нарушаются привычные пропорции тела и коор­динация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигает­ся гармоничные пропорции. Гармоничное развитие отмечается у 80-90% школьников.

Массателадо 14 лет изменяется медленно. С 14-15 лет начинает­ся ее бурное увеличение, которое сопровождается быстрым прирос­том массы сердца (рис. 51). Вес мышечной массы достигает к 15 годам 32% массы тела, а к 17-18 годам — взрослого уровня (44%).




Рис. 51. Увеличение массы тела (1) и массы сердца (2) в процессе онтогенетического развития

417

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мы­шечных волокон. Происходитсозреваниебыстрыхутомляемыхгли-колитических мышечных волокон (II – б типа) и с окончанием пере­ходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах.

В среднем школьном возрасте завершается формирование у под­ростка присущего ему морфотипа: эктоморф (по другим классифи­кациям — астеник, долихоморф) с узкими пропорциями тела, эндоморф (гиперстеник, брахиморф) с широкими пропорциями тела и промежуточный тип (мезоморф).

Постепенное и поэтап ное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Неправиль­ное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и пр. функциональным нарушениям осанки. В среднем школьном возрасте нарушения осанки встречаются в 20-30% случаев, искривления позвоночника — в 1 -10% случаев. У девочек и де­вушек осанка является более прямой, чем осанка мальчи ков и юношей.

Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качествен­ных характеристик двигательной деятельности. На средний и стар­ший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости (см. рис. 38).
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физи­ческие возможности и спортивные достижения.

Большая межиндивидуальная вариабельность длительности про­текания у подростков переходного периода отражается на некоторой разноречивости результатов исследований сенситивных периодов разными авторами. Особенно это касается первой фазы пубертата, когда отмечается ухудшение двигательных функций и проявления фи­зических качеств. Подростки в этот период неловки и угловаты. Движения их недостаточно координированы. Они не знают, куда девать такие длинные руки

, как ловко управлять неожиданно вырос­шими ногами. Во всех их действиях наблюдается обилие лишних движений. Повышены энерготраты на работу.

Нарушается моторика речи. Отмечается нарушение ритмичнос­ти и плавности речи, затрудняется регуляция громкости. Подростки часто сокращают слова, заменяя их междометиями. В этот период нарушается речевая регуляция движений. С окончанием переходно­го периода эти явления исчезают.

418

В юношеском возрасте в результате созревания опорно-двига­тельного аппарата и завершения развития физических качеств дос­тигается высокое совершенство движений. Создается ос но ва форм и -рования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных прояв­лений силы, ловкости и быстроты.

3.3. ОСОБЕННОСТИ КРОВИ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ДЫХАНИЯ

Количество крови в организме в процентах к массе тела

уменьшиется от периода новорожденности к возрасту 10-16 лет в 2 раза, но еще превышает конечные значения.

У дошкольников кроветворение происходит в костном мозгу всех костей, но с 12-летнего возраста — только в губчатом веществе плос­ких костей и эпифизах трубчатых костей, а в диафизах трубчатых костей красный костный мозг заменяется желтым жировым мозгом, не имеющим кроветворной функции.

На протяжении среднего и старшего школьного возраста увеличи­вается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количе­ство лейкоцитов, в лейкоцитарной формуле продолжается снижение числа лимфоцитов и нарастание количества сегментированных нейтрофилов.

Квозрасту 14-16леткартинакрови практически уже соот­ветствует взрослому организму. Однако еще встречается много не­зрелых форм лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения 8-Ю мм/час.

В среднем и старшем школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Масса серд­ца по сравнению с новорожденным увеличивается к ] 0 годам в 6 раз, а к 16 годам — в 11 раз. За исключением периода 12-13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста мас-сытела. Особенно велик годовой прирост массы сердечной мышцы после 14лет(см.рис. 51).

Объем сердца достигает 130-150 мл (у взрослых —280 мл), а ми­нутный объем крови — 3-4 л/мин (у взрослых — 5-6 л/мин). Минут­ный объем кровиувеличивается, главным образом, за
счет возросшего систолического объема, который за период от 10 до 17 лет нарастает от 46 мл до 60-70 мл. За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной си­стемы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокра­щений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, а в старшем школьном возрасте (16-18 лет) соответствует взрослому уровню — 70 уд./мин. У подростков до Нлетеще значи­тельно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет

419

практически исчезает. С развитием у подростков проводящей систе­мы сердца различные показатели ЭКГв старшем школьном возрасте приближаются к показателям взрослого организма.

В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больши й объем крови, нарастает величина артериального давления.)/малъчи-ковв 11летАД= 104/61, в 12лет-108/65, в 13лет—112/65,в14лет-115/66, в 15лет- 120/68, в 16 лет- 125/73, в 17лет- 125/73 мм рт. ст. Удевочекпосле 13 лет эти показатели на 2-5 ммрт. ст. ниже,,

Минимальное (диастолическое) артериальное давление увеличи­вается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давле­ние, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление. Такие из­менения улучшает кровоснабжение различных органов тела.

Рост просвета сосудов в переходный период (13 -14 лет) отстает от увеличения сократительной силы миокарда. Это вызывает в ряде случаев явления юношеской гипертонии — повышение АД до 140 мм рт. ст. и выше.

В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, п роисходит замедление круго­оборота крови. Время кругооборота крови у дошкольников— 14 с, у младших школьников— 16 с, в среднем школьном возрасте — 18с,ау старших школьников достигает взрослых значений — 20-22 с.

В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе измене­ния (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повыше­ние АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об эконо-мизации функций сердца.

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжитель­нее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чув­ствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избыт­ку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функ­ции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.

Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота дыхания в 1 минуту. У детей дошкольного и младшего школьного возраста легочная вентиляция нарастает преимуще­ственно за счет учащения дыхания, а у подростков — за счет повы­шения глубины дыхания, и лишь у половины из них при этом про­исходит и учащение дыхания. В 12-летнем возрасте частота дыха­ния составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближает­ся к взрослому уровню —16-18 вд./мин. Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14лет — около 5 л/мин (у взрос­лых 5-8 л/мин). Происходящие изменения носят прогрессивный характер, позволяя улучшить газообмен в легких, так как при час­том и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно

420

в воздухоносных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха.

Однако дыхательные функции испытывают некоторые трудно­сти развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше перво­начальной, но все же вдвое меньше, чем у взрослых. Повышение воз­будимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кисло­родного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут воз­никать головокружения и обмороки.

В этот период у подростков набл юдается неритмичность дыхания, не завершен еще процесс расширения воздухоносных путей. Носовые ходы у детей узкие, их формирование заканчивается к 14-15 годам. Развитие новых ветвей бронхиального дерева, заметно усилившееся еще до начала пубертатного периода, ускоряется после его окончания. После 11 -12 лет процесс расширения бронхов начинает преобладать над их удлинением. Происходит бурное развитие альвеол.

Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких и жизненная емкость легкиху 13-летних девочек составляют около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков — лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового раз­вития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в младшем школьном возрасте около 1 л, в среднем школьном возрасте — поряд­ка 2 л, в старшем школьном возрасте — примерно 3 л.