ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гипотеза - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Дедукция - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.
Индукция - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Концепция - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Тезис - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.
Теория - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Факт - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
Задание 3. Систематизация базы исследования. Структурирование ВКР
Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность, проблемы, выделяются цели и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет, теоретическая новизна, практическая значимость, методы исследования.
Первая глава «Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности» раскрывает сущность понятия «познавательный интерес младшего школьника», особенности познавательных УУД обучающихся младшего звена, открывает возможности внеурочной деятельности, способствующие формированию познавательных интересов школьников.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных интересов в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности» представляет диагностирование уровня познавательных интересов младших школьников, реализовывает программу формирования познавательных интересов обучающихся начальной ступени во внеурочной деятельности, проводится анализ педагогического эксперимента по формированию познавательных интересов младших школьников.
В заключении приводятся основные выводы всей работы .
Экспериментальная работа в ВКР проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, для решения поставленных задач в практическом исследовании. Педагогический эксперимент проводится в три этапа: этапа:
1 этап - констатирующий. Проводится первичная диагностирование уровня сформированности познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий. На данном этапе реализовывается программа занятий, направленных на развитие познавательных интересов обучающихся во внеурочное время с детьми из экспериментальной группой. А в контрольной группе такая работа не проводится.
3 этап - контрольный. На данном этапе эксперимента проводится повторная диагностика уровня развития познавательных интересов обучающихся во внеурочной деятельности теми же методиками в обеих группах: экспериментальной и контрольной. Проводится анализ полученных результатов, резюмируются, интерпретируются и выносятся общие выводы по опытно- экспериментальной работе.
Педагогический эксперимент проводиться с целью, убедиться, что предложенная программа внеурочной деятельности для формирования познавательных интересов младших школьников, эффективная.
В эксперимента участвовали два третьих класса: 3 «А» - экспериментальный и 3 «В» - контрольный.
Краткая характеристика экспериментального класса:
В данном классе 24 ученика, из них мальчиков -12, девочек-12. Класс по развитию познавательных интересов разная: есть дети, которые очень активны, работоспособны, отличаются усердием, трудолюбием, в то же время есть дети, которые на уроках и во внеурочное время не отвечают на вопросы, руки не поднимают, от коллективных работ отстраняются, особого интереса к классным делам не проявляют. Также имеется два ученика, которые вообще не хотят участвовать в классных делах, на замечания учителя замыкаются в себя и не идут в контакт
Краткая характеристика контрольного класса:
В данном классе 25 учащихся, из нихмальчиков-13, девочек -12. В классе есть учащиеся, которые отличаются общительностью, активностью в проявлении интереса, работоспособны, отличаются усердием и старанием. Некоторые дети менее активны, реагируют только на замечания и предложения учителя, контактируют только при необходимости.. Есть 4 ученика, которые средне активны, идут на контакты только в тех случаях, когда это необходимо.
Задание 4. Прописывание выводов и основных результатов исследования. Определение перспектив исследования.
Диагностика уровня сформированности познавательных интересов младших школьников
Цель: выявить уровень сформированности познавательных интересов на исходном этапе эксперимента.
Задачи: - подобрать диагностические методики для обучающихся экспериментального и контрольного классов;
- продиагностировать обучающихся экспериментального и контрольного классов и проанализировать полученные результаты.
Для изучения исходного уровня сформированности познавательных интересов в экспериментальном и контрольном классах нами были выбраны следующие методики:
1. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой).
Инструкция. Каждому исследуемому предлагаются утверждения –вопросы, с двумя ответами, из которых необходимо выбрать тот, который соответствует вам и написать букву А или Б.
Текст опросника
1. Ты получил плохую отметку. Пришел домой и а) ты садишься за уроки, повторяешь то, что не подготовил сегодня на урок; б) не думаешь о плохой отметке, так как урок по этому предмету будет через день, а сегодня наслаждаешься своими делами.
2. Сегодня ты получил хорошую отметку. После этого ты: а) также добросовестно готовишься к следующему уроку; б) у завтрашнему уроку так тщательно уже не готовишься, так как ты уверен , что завтра тебя не спросят.
3. Бывает ли так, что ты остаешься недоволен своим ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.
4. Учебу ты считаешь: а) познание нового; б) трудоемкое занятие.
5. Как ты считаешь, твои знания и отметки зависят друг от друга: а) да; б) нет.
6. Как ты относишься к своему ответу, после получения низкой отметки Все ли ты правильно сделал? а) да; б) нет.
7. Выполнение домашнего задания зависит от того, оценит его учитель или нет: а) да; б) нет.
8. Как легко ты начинаешь заниматься после каникул: а) да; б) нет.
9. Как ты относишься к тому, когда учитель пропускает уроки по болезни. Жалеешь ли ты об этом: а) да; б) нет.
10.При получении учебников в новом учебном году тебя интересует , чему научат эти учебники тебя: а) да; б) нет.
11. Как ты думаешь, что лучше: учиться или болеть? а) учиться; б) болеть.
12. Что важнее: отметки или знания: а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Мотивация на приобретение знаний заложены в ответах «а» под пунктами 1-6, 8-11 и в ответах «б» под пунктами 7 и 12
2. Диагностика уровней сформированности познавательных интересов младших школьников.
3. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).
Задание 5. Представление исследования научному руководителю в системном виде в форме варианта текста
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес младшего школьника»…
1.2. Особенности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
1.3. Возможности внеурочной деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня познавательных интересов младших школьников
2.2. Программа формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных интересов младших школьников и разработка рекомендаций для учителей начальных классов
Выводы по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Задание 6. Подготовка доклада по теме исследования для представления результатов осуществленного исследования на заседании выпускающей кафедры
Доклад по теме ВКР
Познавательный аспект внеурочной деятельности младших школьников
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в образовательном процессе необходимо разработать технологию формирования у младших школьников познавательных интересов, при этом необходимо определить критерии оценивания результатов образования. Роль познавательных интересов неоценима для всестороннего развития обучающихся Невозможно переоценить роль познавательных интересов для общего развития школьника и формирования его личности. Познавательность деятельность является родоначальником всех процессов сознания. Действительно, познание подчиняет себе активную работу мысли, и не только мыслительные процессы, но все процессы сознательной деятельности.
Независимо от систематического совершенствования форм и методов работы, в развитии познавательных способностей во внеурочной деятельности имеются значительные пробелы. Работая над данной темой нами были использованы активные методы , так как использование таких методов внеурочной деятельности, превращает ученика в активного участника образовательного процесса, он не является пассивным сосудом, куда можно запихивать новые и новые знания, наоборот, обучающийся активно мыслить, выдвигает идеи, сомневается, опровергает ложные гипотезы.
Итак, актуальность нашего исследования определяется выдвигающимся противоречием: между не разработанностью необходимых педагогических условий для формирования познавательных интересов на основе учета процессуальной и содержательной сторон внеурочной деятельности и необходимостью формирования познавательного аспекта младших школьников.
В ФГОС второго поколения раскрывает пути формирования УУД, в частности, познавательных, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых познавательные интересы формируются на метапредметном уровне; организация занятий по внеурочной деятельности. Значит, формирование познавательных интересов – это существенная задача учителя в учебной и внеурочной деятельности.
В педагогическом процессе учитель создает условия , которые должны способствовать формированию, развитию и укреплению универсальных учебных действий младших школьников. Рассмотрим основные педагогические условия:
1.Умение максимально опираться на активную мыслительную деятельность обучающихся. Существенным фундаментом для развития познавательных интересов, являются ситуации активного поиска, решения проблемных познавательных ситуаций и задач