ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар на тему «Понятие региональной интеграции»
Предпосылки европейской интеграции
Европейская интеграция стала уникальным явление в мировой политике и экономике. Благодаря ей народам Европы удалось решить две фундаментальные проблемы: 1) устранить материальные основы войн между государствами; 2) раздвинуть ограниченные пределы национальных экономик и создать благоприятные условия для интернационализации экономической деятельности.
Представления о Европе как об особом мире, особой семье государственных образований начали формироваться в Раннем Средневековье и более укрепились в последующие периоды развития Реформации, Гуманизма и Просвещения, окончательно оформившись в Новое и Новейшее время. Как правило, с такими интеграционными идеями выступала, главным образом, духовная элита общества – философы, политики, писатели, нередко сами стоявшие у власти или приближенные к ней.
Два первых дошедших до нас трактата о необходимости создания единой европейской христианской республики были написаны в первой четверти XIV в. Автором одного являлся легист французского короля Пьер Дюбуа, другой принадлежал перу великого итальянского поэта Данте Алигьери. В начале 60-х гг. XV ст. итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини, он же папа Пий II, призвал паству к миру «в Европе – нашем отечестве, нашем собственном доме, у нашего святого очага».
В историческом плане объединенная Европа виделась как средство защиты от крупного агрессора, которым для европейских государств долгое время являлась Османская империя (Турция). Среди проектов объединения феодальной Европы большое значение имела деятельность короля Богемии Иржи Подебрада, который в своем трактате «Об организации мира и безопасности» призывал к объединению европейских государей для борьбы против турецкой опасности, чрезмерных притязаний и влияния папы. К объединению усилий европейских монархов в борьбе с Османской империей и созданию для этих целей Федерации европейских государств в 1639 г. призывал в «Великом проекте» глава французского правительства при Генрихе VI Максимильян де Бетюн, известный в литературе как герцог Сюлли. В 1693 г. англичанин Уильям Пенн предлагал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею создания единого европейского парламента.
Однако в условиях взаимных территориальных притязаний и междоусобиц европейских монархов превратить в жизнь интеграционные идеи того времени было невозможно. Любое межгосударственное объединение на этом историческом этапе могло быть только объединением монархов. Вместе с тем сама идея «божественности» власти монарха во многом исключала возможность создания на постоянной основе какого-либо политического объединения. Известно, что Жан-Жак Руссо, являясь, в принципе, сторонником европейской интеграции, крайне скептически оценивал возможности создания европейского союза в форме объединения монархий. Близкую идею высказывал и Эммануил Кант. В своих размышлениях «К вечному миру» (1795 г.) он писал о федерации европейских государств как средстве обеспечения мира, конечная цель которого, по мнению автора, состояла в утверждении сообществ, основанных на началах республиканской формы правления, федеративного устройства и верховенства права.
Интеграция стала возможной благодаря тому, что к середине XX в. в Западной Европе сложились необходимые идейные и материальные предпосылки.
Идейные предпосылки сформировались в русле многовекового развития европейской идеи.
Материальные предпосылки интеграции складывались в ходе длительного процесса социально-экономического развития Европы от Античности до Новейшего времени. К их числу можно отнести такие цивилизационные особенности, как: 1) рационалистический индивидуализм; 2) личная свобода; 3) верховенство закона и равенство всех граждан перед законом; 4) принцип и институт частной собственности; 5) интенсивный способ хозяйствования; 6) культура добровольной ассоциации, разумного компромисса и солидарности; 7) капитализм; 8) буржуазия как главенствующий, руководящий класс общества, обладающий высокой социальной ответственностью; 9) гражданское общество; 10) политическая демократия.
Предпринимавшиеся в течение Средневековья, Нового и части Новейшего времени попытки объединения Европы были неудачными не потому, что в их основе лежали несовершенные планы, а потому, что для этого не было необходимых предпосылок.
Основополагающей предпосылкой Европейской интеграции стали войны. И в период средних веков, и дважды в 20 веке войны сотрясали европейский континент. Стремление к миру после Второй мировой войны стало отправным началом для формирования идей о европейской интеграции. В конце 1940-х годов, когда контроль союзников над Западной Германией снизился, возрождение основных отраслей военной промышленности Германии стало серьезной проблемой. Уголь и сталь, в частности, рассматривались как важнейшие компоненты военного потенциала на континенте. Многие опасались, что если эти основные отрасли промышленности будут оставлены в национальных руках, то в будущем снова могут возникнуть войны.
Уинстон Черчилль в своей знаменитой Цюрихской речи 1946 года призывал к созданию объединенной Европы. Он имел в виду, что между Францией и Германией должно быть установлено партнерство. Соединенное Королевство, по мнению Черчиля, должно было выступать только в качестве друга этого партнерства, но не будет участвовать в нем непосредственно. Франция была особенно обеспокоена тем, что она часто называла «немецкой проблемой». Решением, которое появилось в 1951 году, стало создание Европейского объединения угля и стали.
В ряде зарубежных источников, посвященных исследованию проблем европейской интеграции, утверждается, что именно Адольф Гитлер был катализатором современной европейской интеграции. Разрушения, произведенные Гитлером во время войны, убедили многих европейцев в том, что политический союз в Европе может стать единственным способом избегания новой междоусобной войны. Вместе с тем существовала и еще одна предпосылка и мотив для европейской интеграции – страх перед советской экспансией после государственного переворота в Чехословакии в 1948 году, блокады Берлина вскоре после этого и взрыва первой советской атомной бомбы в 1949 году.
Ключом к процессу европейской интеграции было, как указал сэр Уинстон Черчилль в своей знаменитой Цюрихской речи 19 сентября 1946 года, примирение и партнерство между Францией и Германией. Однако это не распространялось на его собственную страну. Для Черчилля Великобритания была мировой державой, а не просто еще одним европейским государством. Британцы в целом разделяли эту точку зрения, и в результате как лейбористское, так и консервативное послевоенное правительства упустили шанс возглавить строительство Европы. Соединенное Королевство действительно участвовало в создании Совета Европы в 1949 году, но его настойчивое требование, чтобы Совет оставался традиционной межправительственной организацией, означало, что он не удовлетворяет тех, кто работает на европейскую интеграцию. В результате именно традиционный соперник Великобритании – Франция – стала главным действующим лицом в процессе начала европейской интеграции, в лице Жана Монне, друга Черчилля и человека, который разработал предложение об англо-французском Союзе в 1940 году.
Второй фактор – социальный. К середине XX в. завершился долгий процесс становления западноевропейской общественной системы, основными элементами которой являются рыночная экономика, дополненная механизмом социальной защиты, политическая демократия и правовое государство. В связи с исчезновением такой функции государства, как мобилизация населения для подготовки и ведения тотальных войн, исчез репрессивный элемент в его деятельности. Получили невиданное развитие гражданское общество, культура добровольной ассоциации людей и верховенство закона. На смену классовой борьбе пришла общественная солидарность, получившая материальное выражение в государстве всеобщего благосостояния. После Второй мировой войны появился новый «генетический тип» европейца, свободного от агрессивного национализма и готового к сотрудничеству с представителями других наций. Этот тип личности стал тем «первичным материалом», из которого и было выстроено здание европейской интеграции.
Третий фактор – экономический. Коренные изменения произошли в области экономических отношений государств и в самом капиталистическом способе производства. Еще до Второй мировой войны рамки национальных рынков оказались слишком тесными для разросшихся производительных сил. Их дальнейший рост требовал интернационализации производства и капитала.
Однако развитие интернационализации сдерживалось национальной ограниченностью рынков, протекционистской политикой государств и их острым политическим и экономическим соперничеством. Наиболее ярким проявлением этого противоречия был экономический кризис и депрессия 1930-х гг. После Второй мировой войны западноевропейские страны осознали, что экономический эгоизм и протекционизм не только тормозят экономический и социальный прогресс, но и способствуют возрождению национализма, а как следствие, новым международным конфликтам. Начавшаяся в 1950-е гг. экономическая интеграция открыла пути для накопившегося потенциала интернационализации в наиболее развитом регионе мира.
Четвертый фактор – духовный. Это окончательно сложившаяся идея единой Европы как особого типа цивилизации. Европейцы открыли мир в XV-XVI вв., колонизировали в XVII-XIX, а в ХХ-XXI вв. сумели распространить на весь мир систему своих политических, экономических и социокультурных идеалов, превратив их в эталон успешного государственного и общественного развития. Мир по сути своей европоцентричен, во всех его регионах оперируют европейскими понятиями демократии, свободы личности, рыночной экономики и т.д. Молодежь всех регионов мира является носительницей европейской (по сути своей) массовой культуры. Все это привело к четкому осознанию европейцами своего особого положения в мире, разделения его по жесткому принципу «Мы-Другие». Отношения с остальным, неевропейским, менее развитым миром объединяли его «властителей» - испанцев, голландцев, англичан, французов и немцев.
Философская традиция, в рамках которой давно существовала так называемая «европейская идея», которой отдали дань почти все крупные мыслители: Эразм Роттердамский, Данте, Вольтер, Руссо, Кант и Маркс - не полный перечень сторонников европейского объединения. В 1814 г. А. Сен-Симон в книге, написанной совместно с историком А. Тьерри, предсказывал создание по окончании периода войн и революций Европейского сообщества с наднациональным Парламентом. В 1849 г. Виктор Гюго призвал к объединению европейского континента, которое, согласно экономической безопасности его идее, должно было привести к созданию в XX в. «Соединенных Штатов Европы».
Наконец, многие авторы отмечают, что мощным фактором послевоенного сплочения западноевропейских народов был страх перед советской военной угрозой. Как отмечал известный бельгийский политический деятель П.-А. Спаак, значительное число западных государственных деятелей окрестили «отцами европейского единства». Однако ни один из них не заслуживает этого титула, поскольку он принадлежит Сталину.
Вторая мировая война уже расставила все точки над «и» и создала объективные причины европейской интеграции:
-
После войны европейцев охватил панический ужас перед национальным эгоизмом, который за последние полстолетия привел к двум мировым войнам и миллионам смертей. Показательным было коллективное франко-германское чувство вины, не случайно именно эти две страны становятся активными сторонниками идеи европейской интеграции. -
Послевоенная экономическая разруха требовала коллективных усилий для скорейшего восстановления хозяйства. -
Потеря международного статуса и превращение Европы из субъекта в объект международных отношений, в сферу влияния двух сверхдержав создавали желание и возможность разобраться в себе, а также восстановить свой авторитет коллективными усилиями. -
Распад колониальных империй вернул европейские государства в русло региональной европейской политики, вынудил заняться внутренними делами. -
Раздел Европы на Западную и Восточную позволил «сбросить балласт» и создать западноевропейское ядро интеграции. Ведь нельзя не признать, что европейская идентичность государств и народов Восточной Европы дело весьма спорное.
Таким образом, после 1945 г. у европейцев существовали серьезные причины желать объединения как возможности выхода из сложного положения, в котором оказался весь регион. К этому толкала и логика сотрудничества с американцами, хотя бы в рамках плана Маршалла; наконец пацифистский, призывающий к новому началу послевоенный настрой в европейском обществе настоятельно требовал принятия новых оригинальных решений. Именно поэтому во второй половине 40-х гг. Западную Европу охватывает интеграционная волна, проявившаяся и в создании Таможенного союза Бенилюкс в 1948 г.; и в создании Совета Европы в 1949 г.; и в инициативе Монне и Шумана в 1950 г., положившей начало созданию ЕОУС, первого шага на пути к осуществившейся интеграции Европы.
Литература: