Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность инноваций в современной экономике
1.2 Понятие инновационной деятельности и инновационной политики торгового предприятия
Глава 2. Анализ инновационной деятельности торгового предприятия (на Amazon GO)
2.1 Общая характеристика организации
2.2. Анализ эффективности инновационной деятельности Amazon GO
2.3. Проблемы инновационной деятельности Amazon GO и пути их решения
Сложение бюджетов розничной сети и поставщиков позволяет привлечь большее количество посетителей на Веб-сайт. Необходимо учитывать, что на различные мероприятия нужны конкретные продукты, а для разных слоев населения необходим различный ассортимент. Система «интеллектуального» ассортимента на основе изучения покупательского поведения, вводимых данных будет учитывать такие зависимости, узнавать потребителя и предлагать ему оптимальный выбор, оптимальную цену, оптимальное количество закупки.
Основатели ведущих отечественных розничных сетей (X5 Retail Group, «Магнит») разработали и внедрили инновационные бизнес-модели ретейла, ориентируясь на мировых лидеров данной отрасли - компании Wal Mart и Aldi. Благодаря эффективности выбранных бизнес-моделей, они не только удерживают свои позиции на рынке, но и конкурируют на равных с представителями европейского ретейла, работающих в России.
К организационным инновациям относятся нововведения, которые затрагивают коммерческие отношения и технологии. Так, IKEA совершила революцию в области торговли мебелью, создав крупноформатные магазины по продаже предметов обстановки, которые покупатели собирают своими руками.
Говоря об инновации товара в данной отрасли, следует отметить, что сегодня торговля активно вмешивается даже в саму концепцию товаров, в частности за счет появления феномена private label [11, cтр. 20]. Следует отметить, что доля private labels в развитых странах доходит до 60%, в России лояльность к частным маркам достаточно высокая - 48%.
Практически все используемые сегодня в розничной торговле инновации сначала появляются в странах с развитой розничной торговлей - США, Западной Европе, Японии, а затем и в России. К тому же в настоящее время инновационное развитие торговли свойственно современным форматам торговли, к которым в мировой практике относят гипермаркеты, супермаркеты, магазины дискаунтеры. Если проанализировать структуру розничной торговли РФ, то на долю современных форматов приходится только 35% продаж в год. Этот показатель ниже, чем в западных странах, например в Дании он составляет 83%, Франции - 78%. Как следствие, уровень использования инноваций в деятельности российских торговых предприятий намного ниже, чем в западных странах. Но, как отмечают эксперты, Россия входит в десятку стран наиболее привлекательных для развития европейских розничных сетей [22, cтр. 44].
В перспективе розничную торговлю ждут еще более кардинальные изменения, связанные с новейшими технологиями. Уже сейчас существует биометрическая оплата посредством отпечатков пальцев или лица, шоппинговая социальная сеть и организация совместных закупок.
Необходимо учитывать и тот факт, что внедрение инноваций в розничную торговлю сопряжено с определенными проблемами: необходимостью соблюдения социального баланса (инновации предполагают сокращение рабочего времени и мест), достаточно высокой стоимостью вложений в переоборудование магазинов, неготовностью менеджмента к кардинальному изменению в работе.
Подводя итоги главы, следует отметить: термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «изменение». Инновация определяется как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, практической деятельности, нового подхода в социальной, управленческой и других сферах.
В настоящее время потребность в инновациях торговых предприятий действительно существует, так как совершенствование торгово-технологического процесса может обеспечивать рост их конкурентоспособности, а также их адаптацию к изменяющейся конкурентной среде.
Глава 2. Анализ инновационной деятельности торгового предприятия (на Amazon GO)
2.1 Общая характеристика организации
Amazon GO - сеть магазинов в Соединенных Штатах, управляемая интернет-магазином Amazon. Робомагазины Amazon Go – это совершенно новая концепция совершения покупок, которая позволила ускорить и упростить процесс приобретения товара. Девизом магазинов стала фраза: «Нет очередям – нет кассам». По состоянию на 2020 год компания имеет 26 открытых магазинов в Сиэтле, Чикаго, Сан-Франциско и Нью-Йорке.
В ответ на возможную дискриминацию в отношении людей с низким доходом в Сан-Франциско, Филадельфии и Нью-Джерси был принят закон, запрещающий безналичные магазины. 7 мая 2019 года в Нью-Йорке новый магазин Amazon Go открылся с учётом этого закона. В соответствии с законодательством, магазины в Сан-Франциско также принимают наличные деньги, а обслуживающий персонал обслуживает клиентов, у которых нет приложения или смартофона.
Более крупный продуктовый магазин Amazon Go Grocery площадью 10 400 квадратных футов открылся в районе Капитолийского холма в Сиэтле 25 февраля 2020 года. Ассортимент насчитывает более 5000 позиций, включая свежие продукты и выпечку.
В марте 2020 года проприетарная система Just Walk Out была адаптирована для других розничных сетей, так что покупки можно совершать без наличия учётных записей Amazon.
За год существования проект не только сэкономил деньги на выплату зарплаты продавцам, но и увеличил оборот денег от продаж товаров в 1,5 раза, и причиной тому стала простота совершения покупки, говорят в компании. Ее глава, Джефф Безос, уже сообщил о том, что к 2021 году в планах Amazon открыть еще 3 тысячи таких магазинов. По предварительным подсчетам издания RBC Amazon Go будет приносить доход не менее $4,5 млрд. в год.
В Amazon Go нет очередей и не используются наличные деньги. Покупатель просто выбирает нужный товар с полки, как в любом супермаркете, и складывает его в свою сумку или рюкзак. Сканировать каждую покупку на выходе из магазина тоже не нужно, процесс происходит автоматически при снятии товарка с полки. Аналитики RBC Capital Markets (инвестбанк) провели анализ эффективности робомагазина и подсчитали, что Amazon Go с бесконтактной оплатой в среднем приносит на 50% больше денег, чем привычные круглосуточные супермаркеты и торговые точки. Согласно данным специалистов похожий по объему товарооборота магазин в год приносит около $1 млн., в то время как робо-магазин без кассовых аппаратов, заработал за первый год своего существования $1,5 млн.
Интернет и крупные ИТ-корпорации оказывают влияние на темпы инфляции в мире, считают финансовые аналитики. Такие компании, как Amazon, настолько снижают стоимость поставок и дистрибуции товара, что это оказывает дефляционное влияние на макроуровне.
Новый экономический процесс уже назвали «амазонификацией инфляции». Аналитик японского финансового холдинга Nomura Билал Хафиз считает, что Amazon и другие ИТ-гиганты напрямую влияют на курс американского доллара. В последние десятилетия индекс инфляции в США стабильно падал: в 70-е он составлял 7,1%, в 90-е — 3%, а в 2010-е — уже 1,7%.
Главной причиной этого явления стала глобализация, которая привела к снижению затрат на производство и обслуживание. Только в одном Китае за последние годы появились сотни миллионов новых рабочих, что привело к сдерживанию зарплатной инфляции. Однако за последнее десятилетие «амазонификация» привела к еще более рекордному снижению стоимости поставок и дистрибуции, а эффект начал сказываться уже на макроуровне.
2.2. Анализ эффективности инновационной деятельности
Amazon GO
В современных экономических условиях перед предприятиями розничной торговли встает проблема оперативного реагирования на динамичность окружающей социально-экономической среды, в связи с чем инновации становятся обязательным элементом их развития.
Основной задачей инноваций Amazon Go является использование автоматических сканеров вместо кассиров: при входе в помещение они считывают платежные данные покупателя из специального приложения Amazon Go, установленного на смартфоне, а при выходе система суммирует стоимость товаров и оплачивает покупку через аккаунт.
Обеспечение высокого качества процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективное использование зданий, торговых площадей, торгового оборудования, технических средств, программных продуктов, замена торгового оборудования и технических средств наиболее современными видами, совершенствование организации торговых процессов и управление ими, создание необходимых условий для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы торгового предприятия.
В данном параграфе будут рассмотрены основные инновационные шаги на пути к повышению конкурентоспособности предприятия за период c 2015 по 2018 г. Свою историю Amazon Go начинает задолго до открытия. Магазины были концептуализированы и протестированы командой руководителей Amazon, которые построили фиктивный супермаркет площадью 15 000 квадратных футов на арендованном складе в Сиэтле, прежде чем рассказать об идее основателю Amazon Джеффу Безосу в 2015 году. Первый магазин был
расположен в г. Сиэтл и был открыт для сотрудников 5 декабря 2016 г.; для обычных людей магазин был открыт 22 января 2018 года. Во время открытия можно было купить продукты, наборы для еды, ограниченный ассортимент продуктов и спиртных напитков.
В своём письме акционерам в 2018 году Джефф Безос рассказал, насколько было сложно разработать автоматизированный супермаркет. Многие годы они думали над реализацией идеи избавиться от очередей. Пришлось спроектировать собственные видеокамеры, создать специальные полки и множество других нюансов, без которых работа магазина была бы невозможна.
В мае 2018 года The Seattle Times написала о планах Amazon открыть магазины Amazon Go в Чикаго и Сан-Франциско. В сентябре 2018 года Amazon Go открыл первый магазин за пределами Сиэтла в офисах компании в Чикаго Луп. Девятый магазин был открыт 23 октября 2018 года в Сан-Франциско.
В сентябре 2018 года агентство Bloomberg News написало о планах Amazon планы открыть к 2021 году до 3000 магазинов Amazon Go в Соединенных Штатах.
Технология покупки заключается в следующем:
прежде чем войти в Amazon Go, посетитель должен установить на свой смартфон специальное приложение и войти в него под своей учётной записью Amazon.
При входе через турникет, нужно отсканировать свой персональный штрих-код из приложения. После чего смартфон можно смело убирать в карман или сумку. Товары сканировать не нужно. Система все сделает сама.
Вице-президент Amazon Go Дилип Кумар (Dilip Kumar) в интервью отметил, что одной из главных задач, которая ставилась перед создателями – устранение негативных эмоций покупателей.
«Никому не нравится стоять в очередях, наша цель была избавиться от них»
Посетитель выбирает в торговом зале товары, кладет их в корзину и проходит на автоматическую кассу (cканер). Опустив корзину с продуктами в специальный сканер-отсек, покупатель видит на экране терминала информацию о выбранном товаре и общую сумму. Товары в корзине сканируются одновременно, что значительно увеличивает скорость обслуживания. Затем товар оплачивается покупателем на специальном терминале. «Магазин Будущего» принимает к оплате наличные средства, кредитные карты и платежи c использованием бесконтактных технологий, в том числе телефонов с NFC.
Программное обеспечение Amazon очень умное. Оно способно в точности распознать по этикеткам и упаковке, что именно выбрал посетитель. Например, система без проблем отличит, что покупатель взял именно пакет вишни, а не клубники. Упакованные продукты, такие как бутерброды и салаты, имеют уникальные рисунки из кружков и бриллиантов, которые отдалённо напоминают QR-код. Ну, а датчики веса на каждой полке точно знают, когда посетитель что-то взял в руки, а когда передумал и положил обратно.
Ритейлеры также размышляют о системе биометрии. Она будет идентифицировать людей при входе и снимать средства с их кредитных карт при выходе. Вместо сканирования телефона на турникете покупателю будет достаточно просто кивнуть головой при входе, чтобы согласиться с условиями работы магазина.
Нас ждёт невероятная революция в системе продаж. Но понравится она не всем. Несмотря на некоторые сложности (обещали отсутствие очередей, а они были), сейчас в США можно найти уже 9 точек продаж с технологией автоматической покупки. Исследования показали, что в течение следующего десятилетия около 7,5 миллионов рабочих мест в розничной торговле подвергнуться риску замены на автоматизацию.