Файл: Инновационные технологии в сфере торговле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из системообразующих элементов экономики является торговля. Сама по себе она представляет собой экономическую систему, которая перераспределяет ресурсы, продукты, технологии и услуги между сферой производства и сферой потребления.

Для эффективного заключения вопроса перераспределения необходима разработка и введение инновационной модели стабильного формирования торговли, ориентированной на форсирование экономического роста.
Наиболее актуальным вариантом для торговли является формирование новой модели устойчивого развития розничных торговых сетей, которое обладает широким спектром инновационных возможностей и большим потенциалом.

Розничные торговые сети формируются на стыке заинтересованностей  хозяйствующих субъектов разных сфер, также степеней управления, консолидируя средства сведений субъектов и снабжая  необходимой степенью стабильности и инвестиционной привлекательности розничной торговли.
Введение инноваторской модификации стабильного 

развития розничных торговых сетей содействует увеличению производительности государственного  регулирования, их отношений и 

интенсивности введения отраслевых инно­ваций. Это позволит эффективно использовать инновационный потенциал торговли, повышать конкурентоспособность торговых предприятий и роз­ничных торговых сетей. Таким образом, формирование инновационной модели устойчивого развития розничной торговли как основы организаци­онно-экономического механизма инновационного развития отрасли является актуальной темой исследования, требующей разработки.

Итак, учитывая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что на нынешнем этапе формирования рыночных взаимоотношений особое местоотводится задачам улучшения инновационной составляющей работы пред­приятий с целью увеличения производительности бизнеса. Это особенно значимо для торговых пред­приятий. Изыскание новых форм вложения капи­тала, нахождение более прогрессивных форм до­ведения продукции до потре­бителя, оперативное прогнозирование возможностей и угроз, соответ­ствую­щих требованиям рынка, представляют акту­альность данного исследования.

Цель работы – изучение инновационной деятельности торгового пред­приятия Amazon GO. Для достижения поставленной цели определен ряд задач.

Задачи работы:


1. Изучить сущность инноваций в современной экономике

2. Охарактеризовать понятие инновационной деятельности и инновационной политики торгового предприятия, а также дать общую характеристику торговой организации


Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе изучены теоретические основы инновационной деятельности предприятий. Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности торгового предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие. Предмет исследования - инновационная деятельность торгового предприятия и ее совершенствование.

Значительный вклад в формирование научного представления об инновациях и их роли внесли труды таких зарубежных ученых, например:
- П. Друкер
- К. Эрроу

- Б. Санто

- Б. Твисс и другие.

К отечественным исследователям, относят :

- А. И. Анчишкина

- С. Ю. Глазьева

- Б. М. Рапопорта

- В. Я. Горфинкеля и так далее.

Теоретической основой написания курсовой работы явились результаты работ исследователей в области управления в отраслях сферы услуг, механизмов обеспечения инновационного развития предприятий и организаций розничной торговли, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, регламентирующие процессы развития розничных торговых сетей. Были использованы годовые отчеты и официальные публикации по проблемам управления инновациями в розничной торговле и розничных торговых сетях, а также федеральные, региональные и корпоративные статистические и аналитические материалы и документы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ


1.1 Сущность инноваций в современной экономике

Трудности внедрения нововведений присутствуют равнокак в цивилизованных государствах, так и в государствах с невысоким уровнем финансового развития. Изменчивость рыночной среды и высокая конкуренция современного экономического пространства в высокотехнологичных областях промышленности является источником стре­мительных изменений.

Чтобы соответствовать темпам технологического прогресса, экономические субъекты вынуждены обращать внимание на новаторские разработки. Такие разработки основываются на инно­вациях.

Инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике­, организации рабочих мест или во внешних связях. Понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. работе «Теория экономического развития» австрийского экономиста» Й. Шумпетера, которого считают основоположником теории инновации [6, cтр. 18].


Но сама инновация - это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действую­щей системы. Инновация является прямым следстви­ем промышленных революций, которые периодически существенно изменяют систему производства, вызы­вая постоянное стремление к нововведениям.

Результатом инноваций является влия­ние на экономические процессы, или непосредственно на продукцию.

В соответствии с международными стандартами [23, c. 31] инновация определяется как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, практической деятельности, нового подхода в социальной, управленческой и других сферах (пять выделяемых типов нововведений по Й. Шумпетеру представлены в Приложении 1)­.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом одну из главных ролей играет активизация инновационной деятельности.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует предпринимательского подхода, сутью которого является поиск и реализация инноваций [5, cтр. 71].

Несмотря на то, что каждая успешная компания применяет собственную стратегию, основные принципы деятельности являются одинаковыми – компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций, если осваивают новые методы достижения конкурентоспособности или находят лучшие способы конкурентной борьбы, используя старые способы.

В рыночной экономике инновации представляют собой сильное оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости и, следовательно, к снижению цен, росту массы прибыли, созданию новых потребностей, неизбежному притоку денег, повышению рейтинга производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков. Предпосылкой для выживания компаний Инновации становятся ключевым стратегическим параметром любого предприятия и экономики в целом [13, cтр. 14].

Однако относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю новой и усовершенствованной продукции в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью.


Для успешного осуществления инновационных проектов предприятия могут воспользоваться двумя альтернативами, такими как:

1.Предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В рамках кооперационной стратегии предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях.

Подводя итог, можно сделать вывод, что инновации абсолютно точно способствуют увеличению 

конкурентоспособности компаний и, таким образом, финансовому росту. По этой причине с целью эффективного осуществления инновационной  деятельности, данный процесс следует выполнять любому предприятию.
 

1.2 Понятие инновационной деятельности и инновационной политики торгового предприятия

Важность внедрения инноваций в торговлю обоснована в трудах Э. Блондо­, который высказывает мнение о том, что «...торговля - наиболее подходя­щая сфера для инноваций. В качестве доказатель­ства можно привести любопытный факт: несколько лет тому назад французы, которым в ходе социоло­гического опроса предложили назвать новшества, существенно повлиявшие на их повседневную жизнь, главным образом говорили о появлении ги­пермаркетов, набравших в итоге больше голосов, чем сверхскоростные поезда на воздушной поду­шке!».

Несомненно надо согласиться и с мнением А. В. Чернова, который считает, что в обеспечении высокого качества процессов купли-продажи и то­вародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом, наиболее эффективном ис­пользовании зданий, торговых площадей, торгового оборудования, технических ­средств, программных­ продуктов заключается основная задача но­вовведений в торговле.

Торговля отли­чается достаточной мобильностью, хорошей вос­приимчивостью к нововведениям различной фор­мы (новые торгово-производственные технологии, современное оборудование, системы управления и т.п.), применение которых позволяет повысить по­казатели производительности труда.


Таким образом, в настоящее время потребность в инновациях торговых предприятий действи­тельно существует, так как совершенствование торгово-технологического процесса может обеспе­чивать рост их конкурентоспособности, а также их адаптацию к изменяющейся конкурентной среде.

Основные направления, становящиеся сферой приложения усилий ведущих торговых предприятий:


1) превращение пассивного потребителя в активного участника рынка;
2) про­зрачность предложения для потребителя, желаю­щего знать, что происходит в невидимых его глазу «коридорах» торговых сетей;
3) поиск средств, по­зволяющих клиенту испытать удовольствие от процесса совершения покупок, в том числе соз­дание приятной атмосферы в местах продаж;
4) по­вышенное внимание, уделяемое клиентом своему бюджету, времени и важности совершаемых по­купок;
5) постоянное воздействие на все пять чувств клиента;
6) превращение розничной торговли в пло­щадку, где возникают новые связи и происходит обмен креативными идеями.

Выделяют такие типы инноваций, как:
1.процессные
2.маркетинговые
3.организационные

Предприятиям торговой отрасли в разной сте­пени свойственны все из перечисленных видов инноваций. Торговым организаци­ям в большей степени свойственны процессные инновации - новые методы и новые техно­логии организации производства или торговли. Внедрение инновационных решений в практику деятельности торговых организаций следует рас­сматривать относительно технологического про­цесса торгового предприятия. Процессные инновации в торговле представ­лены инновационными подходами к выбору наи­лучших методов ведения торговой деятельности, так, например, инновационным методом в насто­ящее время является электронная торговля и тор­говля через автоматы. Необходимо отметить, что метод электронной торговли в целом для торговой отрасли не явля­ется инновационным, однако для некоторых российских торговых предприятий этот метод мож­но считать инновационным, так как не все из них используют его в деятельности.

К процессным инновациям следует отнести так­же автоматизацию производственных процессов, установку современного технологического оборудования, приобретение неовеществленных­ технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания.

Что касается маркетинговых инноваций тор­говых предприятий, то к этому виду следует от­нести новые технологии продаж и обслуживания покупателей, применение мерчендайзинга­ в управлении продажами и покупками, новшества в политики продвижения, например новые под­ходы к средствам рекламы и стимулированию сбыта. Примерами маркетинговых инноваций являются:
1.стимулирование продаж «пассивных» пери­одов суток - утром и ночью
2.круглосуточно открытые магазины;
3.проведение рекламных ко-брендинговых ме­роприятий с поставщиками продуктов питания.