Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.Б. Венгеров разделяет правоохранительные функции на судебные и информационные. Особое внимание следует уделить информационной функции, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации[19].

К особенностям данной функции можно отнести косвенное воздействие на общество: целенаправленная информированность населения, и в тоже время манипулирование общественным сознанием, другие способы распространения информации создают благоприятные условия для существования и функционирования всех других ветвей власти[20].

Однако, ряд других исследователей, считает это разделение не функций государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешивание понятий функций государства и функций государственной власти.

Говоря о странах Западной Европы, их исследователи-теоретики, такие как Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и другие, приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия», считают, что современному государству свойственны следующие функции:

- в политической области – обеспечение развития системы социального страхования, обеспечения полной занятости;

- в экономической области необходимо держать курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешанной» экономики;

- в сфере социального обслуживания – качественное и полноценное обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального и интеллектуального «формирования» граждан[21].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что функции государства представляют способ достижения поставленных целей посредством выполняемых задач, определённые направления деятельности органов государственной власти. При этом стоит отметить, что это всего лишь направления, а не сам процесс работы. Функции призваны обозначать определённый порядок действий для выполнения поставленной задачи, чтобы в будущем успешно достичь цели.

1.2 Признаки государственных функций. Формы и методы осуществления государственных функций


В настоящее время исследователи не пришли к единому понятию о функциях государства, но общее представление о них, трактуется так. Функции государства заключают в себе основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе[22].

Для того, что полноценно дать определение функциям государства, необходимо разобрать признаки этих функций. Принято выделять следующие признаки функций государства, которые отличают его от других государственных и негосударственных явлений:

  1. функции государства обусловлены объективно необходимыми, социально значимыми целями и задачами современного демократического общества, и поэтому они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций-целей и функций-задач[23];
  2. функции государства проявляются в фактической деятельности государства по управлению обществом, с учетом явлений всемирной глобализации, интеграции стран, информатизации и борьбы с природными катаклизмами, болезнями и другое [24];
  3. функции государства юридически регламентированы и организационно обеспечены; в процесс осуществления функций государства могут быть включены как весь механизм государства либо основная его часть, так и отдельные государственные органы, при этом вся система функций государства во многом обуславливает структуру его механизма.
  4. В функциях выражается общая сущность государства.
  5. Функции государства концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
  6. Функции реализуются в определенных формах и с использованием особых методов, характерных для определенного государства[25].

Из перечисленных выше признаков функций государства существенными являются:

1) устойчивая и сложившаяся предметная деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества;

2) прямая связь между социальным назначением и сущностью государства, реализующаяся в функционировании государства[26];

3) устремленность деятельности государства на выполнение наиболее значимых задач и достижение поставленных целей, которые имеются на каждом историческом этапе;

4) специальные формы осуществления функций государства (правовые и организационные), которые обусловлены использованием специфических методов управления, в число которых входит и властно-принудительные[27].


Совокупность указанных признаков функций государства позволяет нам сформулировать следующее определение функций современного государства – это жизненноважные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условия современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, которые обусловлены необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение[28].

Также совокупность этих признаков дает нам право утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего государства нет выбора - выполнять их или нет[29]. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача — это то, что необходимо разрешить, а функция — это деятельность, направленная на это разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не одинаковыми понятиями[30].

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объектом является определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, как совершаются управленческие действия в той или иной сфере, а также, чем конкретно занимаются его соответствующие органы[31].

Формы осуществления функции государства подразумевают под собой однородную деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства. Правовые формы заключаются в однородной деятельности органов государства, которая связана с принятием правовых актов и влекущая за собой юридические последствия. К правовым формам принято относить следующую деятельность:

  • правоохранительная, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.;
  • правотворческая, заключающаяся в подготовке и издании нормативных актов;
  • правоприменительная, осуществляющая реализацию нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера[32].

К организационным формам относится следующая деятельность:

  • организационно-хозяйственная, заключающаяся в оперативно-технической и хозяйственной работе, которая в основе своей связана с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.;
  • организационно-регламентирующая подразумевает текущую работу определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, которая связана с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.;
  • организационно-идеологическая это – повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, сконцентрированная на разъяснении вновь изданных нормативных актов, формировании общественного мнения и др[33].

Методами осуществления функций государства являются способы и приемы, при помощи которых органы государства реализуют его функции. Наиболее распространенными методами осуществления функций государства предстают убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д[34].

Обобщая, следует отметить, что признаки функций государства помогают распознать непосредственно саму функцию, определить ее значение для всего общества на основе содержания самой функции. Формы осуществления функции государства подразумевают под собой однородную деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции, такими формами являются правовые и организационные формы осуществления функций государства.

2. Классификации функций государства

2.1 Основные и неосновные функции государства

Существуют несколько общепринятых классификаций функций государства. Однако, не стоит забывать о том, что такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, имеют свойство изменяться.

Рассмотрим первую классификацию функций государства по социальной значимости. Так, функции государства разделяют на основные и неосновные. Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены[35].


Отметим, что подобная классификация функций государства является как традиционной, так и спорной одновременно. Начиная со второй половины XX века, вопрос о данной классификации функций государства остро дискутировался в отечественной правовой литературе, затрагивая вопросы о том, что такое основные и неосновные функции государства, что они подразумевают под собой, чем они отличаются и есть ли необходимость подразделять функции государства на основные и неосновные[36].

Отечественные и зарубежные правоведы пришли к мнению, что такая классификация не только желательна, но и объективно необходима. Обуславливали они это тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности является неравнозначными и неодинаковыми, как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях[37].

Так, анализируя литературу, мы можем с уверенностью сказать, что в условиях введения войны на первый план в системе функций государства выходит функция обороны наряду с экономическими и некоторыми другими функциями; в условиях экологических и иных возможных катастроф, и потрясений — экологическая и иные соответствующие функции.

Классификация функций на основные и неосновные, на наш взгляд, объективно необходима для их дифференцированного, а как следствие, более глубокого и разностороннего познания.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, необходимо брать за основу не только приоритетность функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных условиях[38].

Так, основные функции - это «наиболее важные направления деятельности государства, которые охватывают ряд однородных направлений государственной работы», а неосновные функции государства включают в себя «более узкие направления деятельности государства».[39]

Другими словами, основными функциями являются функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством. Неосновные функции - это функции, с помощью которых решаются неосновные задачи государства. При этом неосновные функции являются структурными частями основных функций государства.