Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменение внешнеэкономической политики привели к изменению соответствующего правового обеспечения в России. В следствии этого, были приняты такие нормативно-правовые акты, как законы Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы», и др.

  • Охрана мировой окружающей среды. Данная функция призвана обеспечивать поддержание нормальной экологической обстановки во всем мире, и на планете в целом[61]. Эта деятельность поддерживается и проводится специализированными органами ООН, а также другими межгосударственными и региональными организациями. Один из самых ярких тому примеров, сознание организации GREEN PEACE - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в Канаде в 1971 году, которая имеет свои организации по всему миру, практически в каждой стране .

Внешние функции государства связаны напрямую с основной деятельностью государства по решению проблем, стоящих перед ним на международной арене. Цели, преследуемые внешними функциями зависят от характера политического режима, существующего в стране, от типа государства, от этапа развития государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений государств друг с другом, и от социально-классовой сущности и содержания государства, его социально-классовой предопределенности и направленности[62].

Следует отметить, что приведенный выше перечень внешних функций государства, является наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют достаточно большее количество функций, полагая, что на современном этапе развития России они являются наиболее актуальными и требуют их выделение в отдельные функции[63].

Внутренние функции государства отображают сущность, предназначение, а также структуру этого государства, другими словами, – его внутреннее строение. Это строение определяется деятельностью, которую государство осуществляет, а также предназначением государства[64]. Предназначение государства определяется его функциями, которые и необходимы для выполнения общественной деятельности.


Функции государства направлены на достижение определённых целей, имеющихся на определенном этапе развития российского государства, и выполнение задач, которые предполагают осуществление этих функций[65].

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по отношению к собственному населению[66] (рис. 3).

Рисунок 3

Внутренние функции государства

Теперь подробнее рассмотрим каждую из функций.

1. Политическая функция государства направлена на обеспечение политической стабильности, на выработку политического курса и организацию политической деятельности, например, обеспечение свободных выборов, народовластия и т.д[67].

2. Экономическая функция государства направлена на разработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений. Данную функцию государство осуществляет как прямыми методами, путем императивных предписаний, так и косвенными - предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.

3. Правоохранительная функция включает в себя гарантию равенства всех перед законом и судом. Данная функция реализуется в процессе правотворческой деятельности, которая присутствует почти во всех государственных органах. Государство должно обеспечивать правопорядок и безопасность в обществе, используя систему правоохранительных институтов.

Правоохранительными институтами являются армия РФ, суды, тюрьмы, органы внутренних дел, прокуратура, служба безопасности и другие[68].

4. Социальная функция государства подразумевает обеспечение государством всех граждан своей страны, гарантируемым минимум жизненных благ, таких как медицинское обслуживание, вид на жительство, пища. Социальная защищенность граждан подразумевает обеспечение государством минимально-прожиточным минимум всех граждан[69].

Неотъемлемой частью социальной функции является деятельность государства в сферах культуры, образования и науки. Социальная функция включает в себя справедливое и правомерное распределение социальных, материальных благ граждан, а также борьбу с безработицей и материальную поддержку незащищенных слоёв населения, а именно детей, пенсионеров, инвалидов и других. По мимо этого государство несет ответственность за надлежащее поддержание условий труда; отдыха; оздоровления, например, создание медицинских учреждений, обеспечение граждан лекарствами, охрана детства, путем создания специализированных учреждение, таких как дошкольные учреждения, детские дома, школы-интернаты; гарантированный минимальный размер оплаты труда; оказание помощи, не только первой помощи, гражданам, оказавшихся в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, путем предоставления условий для жилья и выплат единовременных пособий[70].


5. Экологическая функция государства направлена на охрану окружающей природной среды. Обязанность, закрепленная в Конституции Российской Федерации, всех, кто находится на территории РФ беречь окружающую среду, например, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, охрана и защита экологических прав граждан[71].

6. Идеологическая функция государства подразумевает обеспечение идеологического единства всех граждан путем формирования общих взглядов и однородной политической культуры.[72]

Так же, как и касательно внешних функций государства, этот список внутренних функций не является исчерпывающим. Каждый исследователь-правовед предлагает свою классификацию внутренних функций государства, но общий смысл остается таковым, внутренние функции государства являются цельной, взаимосвязанной системой деятельности всех государственных органов, которая направлена на гармоничное развитие общества.

3. Особенности форм осуществления функций современного государства

Вопрос о функциях государства и формах их осуществления является одним из важнейших в теории государства и права, а также в ряде других наук. Понимание основ существования государства, его структура, степень эффективности организации, уровень развития и многое другое основывается на понимании его функций и форм. В настоящее время продолжаются дискуссии о перечне форм и степени их значимости для государства и общества. Дискуссионность вопроса усиливается в результате усложнения государственной системы, появления новых функций и форм и постепенного исчезновения ряда других.

Прежде всего, следует отметить, что под формами подразумеваются виды практической деятельности государственной машины, которые связаны с осуществлением целей и задач, имеют внешнее выражение в виде юридических последствий[73]. Формы тесно связаны с сущностью и деятельностью государства, они динамичны и трансформируются вместе с ним. Благодаря сочетанию форм, способствующих реализации тех или иных функций, оказывается воздействие на различные виды общественных отношений. Это может приводить к диаметрально противоположным результатам - как способствовать гармоничному развитию общества, так и усугублять негативные тенденции, протекающие в нем[74].

Помимо категории «форма» при изучении особенностей осуществления функций государства используется, но в меньшей степени, и иная категория - «механизм»[75]. Выполняя ту или иную деятельность в определенном направлении, государство влияет на процессы, протекающие в обществе, через специальный механизм и может навязывать свою государственную волю[76].


Несмотря на существование различных классификаций форм осуществления функций государства, большинство из них сводится к условному выделению правовых и неправовых (организационных) форм. Данный подход зародился в советский период и разрабатывался рядом отечественных ученых, в первую очередь М.И. Байтиным. Так, он характеризовал организационные формы как единообразную по внешним признакам государственную деятельность, которая не имеет последствий юридического характера. Эти формы опосредованно влияют на человеческую жизнедеятельность, в основном через создание комфортных условий для ее осуществления, в отличие от правовых форм, которые прямо предписывают человеку соответствующую поведенческую модель[77].

Так или иначе, государственная деятельность опосредована правом[78]. Под правовыми формами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов власти по руководству обществом путем издания правовых актов.

Особая роль правовых форм обоснована следующим. В первую очередь, это вызвано соотношением государства и права, их связью. Последняя основывается на регулирующей роли права, в которой проявляется его активность в социальной жизнедеятельности. Именно благодаря праву жизнедеятельность общества протекает в организованных и устойчивых рамках. И, наконец, право способствует прогрессу общества или является одним из его проявлений[79].

Правовые формы заключаются в сознательном, активном, законном, процедурно оформленном воздействии (имеющем юридический характер) строго определенных субъектов государства на общественные отношения или какую-либо из сфер жизни общества.

В настоящее время принято выделять несколько основных правовых форм осуществления функций государства: правотворчество, правоприменение (или правоисполнение) и правоохрану (включая контрольно-надзорную и судебную деятельность)[80]. Кроме того, некоторые исследователи выделяют распорядительную и договорную формы[81].

В качестве основного содержания правотворчества выступает особая юридическая процедура, которая включает деятельность различных субъектов правотворческих отношений по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию в официальных источниках нормативных правовых актов. Его результатом являются законы и подзаконные акты (в том числе федеральные законы и законы субъектов, указы президента и постановления правительства, различные инструкции и распоряжения органов государственной власти и местного самоуправления). Так, Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты содержат основы конституционного строя государства, принципы построения социальной и иных систем (статьи 7, 8 и 16), порядок формирования и взаимоотношений органов власти (статьи 81, 83, 96, 97, 100, 101, 111, 119 и 128)1. Очевидно, что осуществление функций государства при отсутствии данной формы невозможно[82].


Большую роль в правотворчестве играет законодательная деятельность, осуществляемая соответствующими органами государства. Применительно к России высшим законодательным органом выступает Федеральное собрание РФ. Большое влияние на правотворчество оказывают процессы, происходящие в жизни государства, связанные с совершенствованием законодательства через принятие новых норм, соответствующих потребностям общества и государства, изменение или аннулирование существующих. Благодаря правотворчеству трансформируется сфера правового регулирования, создается нормативная база, в правовой системе появляются соответствующие методы, способы и средства воздействия юридического характера, видоизменяются правовые режимы регулирования отношений в обществе.

Исполнительная власть государства в лице правительства выступает главным правоприменительным субъектом[83]. Деятельность правительства заключается в решении управленческих задач, основывается на издании соответствующих нормативно-правовых документов и контроле за их исполнением. Сюда можно отнести призыв в вооруженные силы, избрание или назначение на какую-либо должность, например, председателя Правительства РФ или формирование состава Конституционного суда РФ. Все это оформляется с помощью правоприменительных актов.

Ряд исследователей считает, что правоприменительная форма включает в себя несколько видов деятельности, в частности оперативно-исполнительную, контрольно-надзорную, а также юрисдикционную[84].

Правоприменительная форма характеризуется властно-организующим признаком. Этот признак заключается в том, что данная форма основывается на законности и проявляется в общеобязательных индивидуальных нормативных актах. Предписания актов поддерживаются с помощью разнообразных средств, в первую очередь юридических. К последним можно отнести применение мер принуждения со стороны государства[85].

Правоприменительная деятельность включает в себя не только правовые, но и иные формы осуществления функций государства. К таковым относятся формы, в основе которых находятся факторы организационного и экономического характера, иногда предполагающие законодательное закрепление.

К правоохранительной форме осуществления функций можно отнести контроль и надзор. Несмотря на близкое понимание этих видов деятельности, все же они различаются. Контроль в ходе своей реализации предполагает единство как правовых, так и организационных форм деятельности органов государственной власти. Самостоятельным видом контроля является надзор. Наиболее ярким примером классического надзора является прокурорский надзор[86].