Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как мы упоминали ранее, вопрос о разделении функций государства на основные и неосновные является спорным среди ученых-правоведов. Так, В.М. Сырых считает, что существует логическое противоречие в классификации функций государства на основные и неосновные, обосновывая это тем, что, с одной стороны, ключевой признак в определении функции государства – это основные направления его деятельности; с другой стороны, неосновные функции в такой ситуации утрачивают важнейший признак понятия «функции». Исходя из этого, возникает необходимость либо изменить понятие функции государства, в противном случае признать данную классификацию неудачной[40].

Ю.Н. Беляева придерживается мнения, что подразделение функций на основные и неосновные является условным и спорным, так как функции государства являются основными направлениями деятельности государства, а все другие виды деятельности функциями не являются. Деятельность же государства, в которой идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации тех или иных важных для общества задач, предпочтительнее было бы именовать подфункциями[41].

Отметим, что у современного государства не может быть только одной единственной главной, основной функции[42]. Так, мы полагаем, что, взяв за основу общепринятое определение функций государства как основных направлений его деятельности, при этом с целью исключить логическое повторение главного понятия и для развития классификации по этому принципу, считаем актуальным классифицировать функции государства по социальной значимости на «ведущие функции государства» и «дополнительные (факультативные) функции государства».

Объясним наше мнение. Ведущими функциями государства являются важнейшие направления деятельности государства по осуществлению целей и задач, которые прописаны в стратегических правовых документах на долгосрочную перспективу в конкретный исторический период развития государства.

Дополнительными (факультативными) функции государства предстают, на наш взгляд, входящие в ведущие функции государства элементы, которые разделены на составные элементы, которые становятся весомыми для осуществления ведущих функций государства, поставленных в стратегических документах на долгосрочную перспективу в конкретный исторический период развития государства и реализации ведущих функций государства[43]


Таким образом, мы можем сказать, что осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. При этом, считаем целесообразным и обоснованным предложить на рассмотрение такую классификацию функций государства по социальной значимости как «ведущие функции государства» и «дополнительные (факультативные) функции государства».

2.2 Постоянные и временные функции государства

По продолжительности действия функции государства классифицируют на постоянные и временные функции государства. Однако, многие правоведы-ученые придерживаются мнения, что такое деление весьма условно, ввиду того, что любые функции, как и само государство, исторически изменчивы[44].

Так, В.В. Оксамытный постоянными функциями называет такие направления деятельности государства, которые осуществляются на всем протяжении его существования. В то время как временные функции относятся к таким направлениям деятельности государства, которые осуществляются только на определенном этапе или этапах развития [45].

В свою очередь  П.Е. Кричинский и О.С. Морозова представляют немного другое определение постоянным и временным функциям государства. В качестве постоянных они рассматривают функции, кторые исходят из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени[46]. Примером данного определения можно обозначить следующее: в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. В современное время в качестве примера временных функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера[47].

Однако, полагаем, необходимо отметить касательно представленной классификации то, что она утрачивает свою актуальность в современном государстве. Возможно, когда-то существовали временные функции у исторических типов государств, такие, к примеру, как ирригационная функция, жертвоприношения, подавление сопротивления эксплуататорских классов и т.д. но не в современный период. Полагаем, что функции современного государства невозможно делить на временные или постоянные, так как некоторые из них в определенный промежуток времени выходят на первый план и становятся доминирующими, а актуальность других немного угасает.


Таким образом, мы можем подытожить, что постоянные функции государства действуют на всех этапах развития государства, например, экономическая функция, а временные функции характеризуются недолговременным существованием.

2.3 Внутренние и внешние функции государства

В последнее время изменилась не только сама Россия, но и весь мир в целом. Одной из причин этого, это то, что в прошлое ушла глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны. Ввиду этого изменились и основные внешние функции государства. Какие-то функции пропали вообще, такие как сотрудничество и взаимная помощь социалистических государства, а другие функции претерпели изменения в связи с новыми условиями развития страны, например, функция в сфере обороны, или появились совершенно новые функции, например, сотрудничество со странами СНГ или связанные с интеграцией в мировую экономику[48].

Задачами внешней политики современного государства являются продвижение интересов нации через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, создание благоприятных условий для внутреннего развития[49]. В соответствии с этим государство осуществляет следующие основные внешние функции: оборона страны; обеспечение мира и поддержание порядка; сотрудничество в целях укрепления связей со странами СНГ; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных мировых проблем[50].

Далее приведем основные внешние функции Российского государства:

  • Оборона страны. Несмотря на то, что происходит улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Из-за возможного расширения Организации Североатлантического договора (далее-НАТО) на Восток сохраняется возможность неблагоприятных для России геополитических изменений. Также не исчезли очаги локальных конфликтов у границ России. Настораживают и факты вмешательства Соединённых Штатов Америки (далее-США) в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (далее-ООН) и России, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы[51].

В связи с этим, одним из главных внешнеполитических направлений функций государства является обеспечение его военной безопасности. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, а также других воинских формирований, которые участвуют в обороне страны, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам, вопросы которой дополняются Федеральным законом «Об обороне»[52]. Данный Федеральный закон определяет основные направления организации обороны страны, полномочия и функции органов федеральной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ; права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

  • Обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Основными направлениями деятельности России по обеспечению мира и поддержания мирового порядка заключаются в недопущение новой мировой войны, укрепление режима о нераспространении оружия массового поражения, военно-техническом сотрудничестве с другими странами[53]. Существенная роль в правовом регулировании вопроса, связанных с этими понятиями принадлежит Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»[54].

Одно из приоритетных направлений российской дипломатии это укрепление ООН, создание такой модели реформирования этой организации, которая могла бы превратить ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мирового порядка[55].

Россия все увереннее занимает одно из первых мест, принадлежащее ей по праву, в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России.

Важным событием для России стало ее принятие в Совет Европы. В силу своего потенциала и влияния, а также геополитического положения Россия несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Ввиду этого, главным предназначением Вооруженных Сил Российской Федерации является проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность[56].


  • Сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ. Данная функция является сравнительно новой у Российского государства, но в тоже время она стала основной, связано это с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств( далее-СНГ) отношения с новыми независимыми государствами на границах России, встало во главу внешней политики России. Это сфера деятельности, включающая в себя особую ответственность и взаимные интересы России с соседними странами[57]. Но всю сете с этим для России появились и новые проблемы. Серьезную угрозу для России представляют как очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, так и саму государственность в ряде стран СНГ.

При осуществлении данной функции, Российское государство выступает за укрепление содружества стран прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ.

Наглядным примером новых перспектив и тенденций развития данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, Договор между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях[58].

  • Интеграция в мировую экономику. Функция интеграции в мировую экономику для России стала основной лишь в последнее время. Новые международные связи открыли более благоприятные условия и возможности для создания эффективной реализации интересов Российской Федерации в сфере экономики, бизнеса, торговли и научно-технического сотрудничества в мировой экономике[59].

Россия вступила в основные международные экономические организации, заключив Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В данный момент ведется работа по налаживанию партнерских отношений с США, со странами Западной Европы, с Индией и Китаем. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи[60].

Внедрение России в мировую экономику привело к реорганизации всего механизма действия ее внешнеэкономической деятельности, через которую отечественный рынок тесно связан с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях.