Файл: Психология социального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Уход – тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя.

• Самораскрытие – тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как другому, а скорее, как самому себе. В результате такого монолога зритель оказывается отстраненным.

• Вовлечение – тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, то есть их соучастие, содействие, сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего. Вовлечение является самым эффективным типом воздействия, так как видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них.

В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Применение оценочно окрашенных высказываний, производящих впечатление нейтральных, усваивается аудиторией прежде всего, как оценка того или иного события, явления или проблемы. Другим приемом является употребление близких, но не полностью совпадающих по значению слов.

Следующим звеном коммуникативного акта является сообщение, то есть то, что передают. На данном этапе определяющее значение имеют два момента – отбор событий для сообщения и расстановка акцентов на том или ином аспекте события.

Канал (печать, радио, телевидение), по которому актуализируется сообщение также влияет на итоговое восприятие информации, которое зависит не только от имиджевых характеристик канала, но и от времени подачи. Все это повышает или понижает уровень доверия аудитории к сообщаемой информации [7].

1.3. Психологические процессы в массовой коммуникации

В основе усвоения, переработки и запоминания любой коммуникации, в том числе и массовой, лежат следующие психологические процессы:

1. Внимание. Коммуникационное воздействие на получателя сообщения начинается, прежде всего, с привлечения его внимания. Доказано, что внимание повышает уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимательно воспринятые речь, текст, изображение оказываются включенными в содержание сознания более четко, глубоко и упорядоченно. Внимание обладает следующими свойствами:


  • Направленность (способность психики к выбору деятельности),
  • Сосредоточенность (углубление в деятельность, которой в данный момент занимается индивид),
  • Концентрация (распределение) внимания,
  • Динамичность (необходима постоянная, причем последовательная смена объектов),
  • Объем внимания (способность воспринимать некоторое количество объектов или их элементов, которые могут быть осознаны примерно с одинаковой степенью ясности в данный момент времени),
  • Интенсивность (характеризуется количеством затрат нервной энергии на осуществление психической деятельности),
  • Устойчивость (способность к удержанию определенного уровня интенсивности в пределах данного времени).

Восприятие – это процесс, отвечающий за познание индивидом окружающего мира в виде образов целостных предметов и явлений. Изучение этого психологического процесса в массовой коммуникации необходимо прежде всего для выяснения того, как реагирует аудитория на обращения СМИ, есть ли на них отклик и какие нужны поправки.

Фигура – то, что психика контрастно выделяет из многообразия фактов, фон же возникает как следствие невозможности полного и детального охвата сознанием всего, что вызывает ощущения. В фигуру восприятия превращается то, что как-то удовлетворяет текущие психические потребности индивида. Все остальное ощущаемое, но не воспринимаемое психикой превращается в фон восприятия.

Понимание. Сообщения МК становятся достоянием сознания масс лишь в том случае, если они понятны тем, к кому обращены. Понимание есть необходимое условие возникновения и функционирования общественного мнения. Текст, содержание которого значительно для реципиента, понимается и принимается им легче и дает уверенность в правильности понятого.

На понимание может повлиять множество факторов: личность реципиента, его прошлый опыт и нынешние ожидания, обычаи, традиции, условия труда и жизни актуальность темы, средства тиражирования. Так, например, пресса дает возможность вернуться к непонятому сообщению и обдумать его, а радио и телевидение в свою очередь позволяют передавать эмоции, чувства людей.

Мышление – высший познавательный процесс, проявляющийся в решении задач, познании и творческом преобразовании мира

Память – это форма психической деятельности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Воспринимаемая информация в виде образов, понятий, суждений, если она понята, оставляет след в памяти людей.


С процессами памяти связаны некоторые явления, характерные для массового информационного воздействия.

  1. Предел насыщения – в результате предыдущих актов коммуникации при слишком интенсивном использовании одних и тех же значений на протяжении сравнительно короткого времени наступает перегрузка психики, которая приводит к резкому снижению способности запоминать аналогичные по своему содержанию сообщения.
  2. Эффект бумеранга – приводит к коммуникационному результату, прямо противоположному ожидаемому. Например, при борьбе с циркулирующими в обществе негативными слухами — доверие к слухам только усиливается.
  3. Сторожевой эффект – приводит к стиранию словесной или изобразительной формы от слишком частого употребления (словесные штампы).
  4. Дремлющий эффект. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа: принцип настороженности и принцип резонанса.
  5. Создание стереотипов, то есть образов о каком-либо явлении или объекте, эмоционально окрашенных и обладающих достаточной устойчивостью.

Ощущение – это простейший психологический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира. Порог ощущений – это тот уровень интенсивности раздражителя, который воспринимает человек, и ниже которого раздражитель не воспринимается. Сверхпороговое ощущение (сильное) вызывает негативную реакцию.

Воображение – особый процесс человеческой психики, рождает идеальное. Виды: активное (образы рождаются и изменяются с участием воли человека), пассивное (образы рождаются и изменяются спонтанно), продуктивное (много новых элементов), репродуктивное (имеется немало известного, но и отдельные элементы нового) [3].

ГЛАВА 2 СТЕРИОТИП И УСТАНОВКА В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1. Значение стереотипа и установки в восприятии информации массовых коммуникаций

Воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов. Впервые термин «стереотип» использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман, который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категорировать людей. Как правило, общественное мнение просто ставит «штамп» на основе некоторых характеристик. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов:


1. стереотипы всегда проще, чем реальность — сложнейшие характеристики стереотипы «укладывают» в два-три предложения.

2. люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и так далее), а не формулируют их сами на основе личного опыта.

3. все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени, они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.

4. стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»». На самом деле доверять стереотипам крайне опасно. Стереотипы имеют, прежде всего, познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует. В большинстве случаев стереотипы используют не для добрых целей. Стереотипы часто являются оружием пропаганды расизма и ксенофобии. К примеру, антисемитская пропаганда, основанная на стереотипах, активно велась в Германии в 1920-1930-е годы — в результате, немецкий народ достаточно индифферентно и даже одобрительно отнесся к геноциду евреев.

Хотя стереотипы имеют свойство видоизменяться в зависимости от меняющихся условий, их устойчивость обеспечивается, в частности, тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, а противоречащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можно найти подтверждение противоположным стереотипам.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый — значит, хороший". Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки.

Феномен внутригрупповой пристрастности также можно условно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие "группа" в данном случае может варьироваться в очень широком диапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенность данного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или иной группе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики одной команды).


Помимо очевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех, кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов — феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипы меняют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее на поведение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств [5].

2.2. Роль рекламных и PR-коммуникаций в формировании стереотипа и установки

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.