Файл: Психология социального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние массовых коммуникаций направлено на формирование, изменение или усиление существующих у аудитории установок и стереотипов и проявляется во всех видах массово-коммуникативных действий, включая рекламу и PR. Процесс функционирования рекламы включает в себя решение пяти задач:

- назвать товар (продукт) и выделить его среди прочих;

- передать информацию о товаре, его качествах и месте реализации;

- побуждать потребителя пробовать новый продукт и способствовать его повторному употреблению;

- стимулировать распространение товара;

- развивать у покупателей предпочтения и приверженности к определенной марке.

Реклама может иметь чисто информационный характер, однако подавляющая часть рекламы имеет информационно-убеждающий характер, преследующий цель привлечения как можно большего числа приверженцев рекламируемого товара, услуги или идеи.

По форме в рекламе одним из основных психологических методов воздействия на массовую аудиторию является убеждение. В отличие от беспристрастного информирования реклама, чтобы быть успешной, должна побуждать к действию, т.е. должна носить агитационный характер. Убеждение в рекламе основано на апелляции к ценностям и мотивам человека, лежащим в основе принятия решений по совершению тех или иных действий.

Реклама опирается на существующую у людей потребность в определенном товаре. Однако с целью оптимизации в достижении этой цели потребности могут создаваться искусственно. Этому способствует многократно повторенная по каналам СМК, особенно телевидения, искусно составленная реклама, учитывающая психологические особенности той целевой аудитории, на которую она направлена, и методично внушающая человеку, что без рекламируемого товара его жизнь не сможет быть полноценной. Новые потребности требуют своего удовлетворения, что стимулирует в конечном счете развитие производства. Таким образом, реклама является важным элементом экономической сферы общества.

С другой стороны, создание потребностей является одной из форм манипулирования массовой аудиторией, которая с этой целью приводится в состояние повышенной готовности для восприятия внушения. Этому способствует, например, использование такого метода, как дробление телевизионных передач (вплоть до художественных фильмов) включением в них блоков рекламы, представление газетами не цельного текста сообщения, а фрагментарное разнесение его по разным полосам газеты, иными словами, разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы потребитель информации не сразу мог их объединить и понять саму проблему. "Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы подачи материала. Случайное появление в многоплановой программе полемизирующих с основным ее содержанием тех или иных людей полностью рассеивает или снижает значение самой полемики. Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях". Для распыления и лишения смысла информации применяется такая техника, как сенсационность. Быстро чередующиеся сенсационные сообщения, часто сделанные с места событий, мешают составлению оценок и суждений. Такие интенсивно применяющиеся техники формируют у человека ощущение неспособности самостоятельно разобраться в происходящих сложных событиях и приводят его в состояние пассивности и инертности. В этой ситуации у потребителя информации снижается психологический уровень защиты и критичности, что способствует повышению уровня внушаемости, необходимой для внедрения в сознание людей рекламируемых и пропагандируемых ценностей.


Другим способом влияния на действия аудитории является PR как способ управления общественным мнением с последующим изменением поведения. Если реклама является оплаченной спонсорами информацией, то РR-информация не оплачивается и не прокламируется, во многих случаях она выступает в виде скрытой пропаганды, однако ее влияние от этого не меньше, а даже больше, нежели влияние рекламы. Главная задача PR - умение представить какое-то явление или качество нужной стороной, в нужное время и в нужном месте, иными словами, PR для эффективного воздействия на аудиторию учитывает все психологические особенности и объективные потребности последней. Одним из самых распространенных способов влияния PR на общественное мнение посредством массовых коммуникаций является подстройка РR-сообщения под такое, которое по форме и содержанию не отличается от других новостей, но в отличие от новостей, сообщение является результатом созданных PR событий.

В деятельности PR наличествует не только и не столько прямой призыв к действию, сколько стремление к формированию определенных позиций массовой аудитории. Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию довольно разнообразны, однако основными являются следующие.

1. Заражение (бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям),

2. Внушение как способ (целенаправленное стимулирование сферы подсознания индивида, приводящее к изменению его поведения по заранее заданной программе),

3. Подражание (воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов) [4].

Для достижения необходимого эффекта аудитория с помощью описанных выше способов приводится в психологическое состояние готовности (или не сопротивляемости) к восприятию транслируемой информации.

ГЛАВА 3. ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

3.1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации

Общение в условиях массовой коммуникации обладает рядом особенностей, отличающих его от межличностного общения. Среди них выделяют следующие:

1. Опосредованность. Общение в условиях массовой коммуникации не носит непосредственного характера, при котором субъекты общения напрямую взаимодействуют друг с другом. Наоборот, оно осуществляется с помощью «посредников», к которым относятся различные технические средства (технические средства общения или ТСО). Ими могут являться: телевизор, компьютер, печатное средство массовой информации и т.д.


2. Массовость субъектов общения. В процессе общения в условиях массовой коммуникации участвуют не отдельные индивиды, а большие группы людей. Так, например, аудитория телевизионного канала составляет зачастую сотни или даже миллионы зрителей.

3. Для общения в условиях массовой коммуникации характерна отсроченная обратная связь. Так, например, зритель телевизионной передачи не имеет возможности мгновенно выразить свою реакцию на ту или иную телевизионную программу.

4. Общение в условиях массовой коммуникации носит четко определенный нормативный характер. Это означает, что «поставщик» информации обязан соблюдать во время взаимодействия с аудиторией моральные и правовые нормы поведения.

5. Аудитория, участвующая в общении в условиях массовой коммуникации носит неорганизованный, стихийный, анонимный для коммуникатора характер.

6. Сообщения коммуникатора носят массовый, публичный, социально актуальный характер.

7. Общение в условиях массовой коммуникации носит однонаправленный характер, предполагающий постоянство коммуникативных ролей [8].

3.2. Стороны общения в условиях массовой коммуникации

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

1. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

2. Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга [6].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что в самом общем виде суть подхода психологического воздействия, можно выразить в рассмотрении, обобщении и систематизации методов психологических воздействий, с точки зрения создания возможностей для формирования условий безопасного социального поведения в обществе.

Самой главной характеристикой информирования при психологическом воздействии, является то, что предлагая реципиенту свое собственное суждение, массовые коммуникации создают лишь иллюзию независимости, объективности, возможности выбора.

Мнение аудитории, у которой возникает негативная ответная реакция на подаваемую информацию, не распространяется на всю аудитории. В литературе выделен довольно большой спектр психологических методов массово-коммуникативного воздействия на аудиторию, однако основными, являются следующие. Заражение - это особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. Данный метод можно определить, как бессознательную, невольную подверженность личности конкретным психическим состояниям.

В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены основания выделения различных групп воздействия, используемых в массовой коммуникации.

2. Изучены особенности и задачи основных этапов информационно- психологического воздействия.

3. Проанализированы основные методы психологического воздействия в массовой коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. Москва. «Гардарики» 2003г.

2 Психологическое воздействие в массовой коммуникации [Электронный ресурс]:https://studme.org/55940/psihologiya/psihologicheskoe_vozdeystvie_massovoy_kommunikatsii

3 Психические процессы в массовой коммуникации [Электронный ресурс]: https://lektsia.com/6xa5e.html

4. Роль рекламных и PR-коммуникаций [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/10_212022_rol-reklamnih-i-PR-kommunikatsiy-v-formirovanii-stereotipa-i-ustanovki.html

5. Стереотип и установка в массовой коммуникации [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/2989845/page:5/

6. Стороны общения в условиях массовой коммуникации [Электронный ресурс]:https://studopedia.su/10_91827_tri-storoni-obshcheniya-v-massovoy-kommunikatsii.html

7. Методы психологического воздействия [Электронный ресурс]: https://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.htmlhttps://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html