Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Психологический аспект функционирования средств массовой коммуникации
1.2. Методы психологического воздействия средств массовой коммуникации
1.3. Психологические процессы в массовой коммуникации
ГЛАВА 2 СТЕРИОТИП И УСТАНОВКА В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1. Значение стереотипа и установки в восприятии информации массовых коммуникаций
2.2. Роль рекламных и PR-коммуникаций в формировании стереотипа и установки
ГЛАВА 3. ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1. Особенности общения в условиях массовой коммуникации
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация информационного пространства дает возможность развития различных перспектив. В первую очередь, новые возможности циркуляции информации в мировом масштабе объективно создают предпосылки перехода к глобальному информационному обществу. В современном обществе, разработка механизмов влияния на массы – является оной из наиболее приоритетных задач, как в политической, так и в экономической сфере.
С другой стороны, данная тема может быть затронута и в потребительской сфере, и в сфере здравоохранения, и образования. Принцип психологического воздействия в группе и через группу требует: приоритетного влияния на неформальных лидеров и руководителей группы или сообщества, определения перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов, и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия.
Во все времена, группа в полном ее представлении являлась мощным инструментом смены политических систем, влияла на потребительский спрос. Другими словами, тот, кто мог повести за собой группу, затронув ее главные интересы и потребности, мог рассчитывать на мощную поддержку с ее стороны. Психология не отдельного человека, а групп людей, является наиболее сложно изучаемым объектом исследования, эксперименты с различными по возрасту и темпераменту, социальному статусу и направленности людьми, требуют высокого профессионализма исследователя, временных затрат и контроля множества переменных.
Объектом курсовой работы является психологические воздействия в процессах массовых коммуникаций.
Предметом курсовой работы является проблема психологического воздействия в процессах массовых коммуникаций.
Актуальность работы обусловлена тем, что значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий характер на общемировом уровне, как источника власти, как агента социализации, как распространителя инноваций и т.д. В современных условиях люди становятся зависимыми от средств массовой коммуникации. Прежде всего, это касается информации, знаний и оценок о происходящем в обществе. Тип и уровень этой зависимости определяется рядом структурных условий. Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений, конфликтов или нестабильности. Также многое зависит от степени реализации массовой коммуникацией собственно информационных функций.
Цель данной работы - выявить особенности психологического воздействия в массовой коммуникации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основания выделения различных групп воздействия, используемых в массовой коммуникации.
2. Изучить особенности и задачи основных этапов информационно- психологического воздействия.
3. Проанализировать основные методы психологического воздействия в массовой коммуникации.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Психологический аспект функционирования средств массовой коммуникации
Особенности исторического периода и политического устройства определяют деятельность большинства социальных институтов любого общества. Массовые коммуникации, представляющие собой социальный институт, основной ролью которого является оценочное воздействие на социальные образования, более чем какой-нибудь другой подвержен влиянию изменений социально-политических реалий.
Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер, что вытекает из командной системы общества. “Демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных” . Посредством команды можно заставить людей совершать те или иные поступки, однако сложно представить, чтобы таким образом можно было сформировать ту или иную систему ценностей, лежащую в основе сознательного целеполагания индивида. Целенаправленное формирование системы ценностей любого общества может носить принудительный характер, при этом методы, способствующие достижению такой цели, носят не командный, а несколько иной характер. В формировании системы ценностей любого индивида или социальной группы одну из основных ролей играет психологическое воздействие посредством различных методов, которые “прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определённое изменение”. Иными словами, психологическое воздействие, понятое в данном контексте как целрациональное субъект-объектное отношение – это такое воздействие на определённую систему ценностей, целью которого является достижение заранее запланированного результата.
В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, который осуществляет формирующее воздействие на систему ценностей как отдельного индивида, так и общества в целом посредством внедрения в массовое сознание оценок актуальных событий, признанных таковыми с точки зрения действующих субъектов социальных интересов. “Научная категория “воздействие” в структуре массовой коммуникации исходно предполагает субъект-объектное отношение как определённым образом направленную взаимосвязь, в рамках которой изначально задана граница между субъектом и объектом воздействия. Эта заданность границы – необходимое условие воздействия”.
В советский период в массово-коммуникативной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений субъектов различных социальных интересов. Система методов и форм воздействия на аудиторию также была менее разнообразной. Исследователи массовых коммуникаций (или средств массовой информации и пропаганды – СМИП, как они тогда назывались) отмечали три формы реализации поставленных задач по информированию населения: агитацию, пропаганду и контрпропаганду.
Под агитацией понималось распространение информации, содержащей в том или ином виде призыв к действию. Например: “Пролетарии всех стран – соединяйтесь!”, “Проведём уборку урожая качественно и в срок!” и другие. Результаты воздействия агитации проявляются, по идее, достаточно быстро и выражаются в виде конкретных действий. Пропаганда выступает как распространение знаний, формирующих фундаментальные основы мировоззрения и миросозерцания, приемлемых с точки зрения действующих политических субъектов. Это могла быть пропаганда здорового образа жизни, пропаганда ценностей советского общества, отечественной культуры и другая. Особенностью пропаганды является то, что, во-первых, результаты её воздействия должны проявиться через какой-то промежуток времени, и, во-вторых, пропагандистская информация всегда подаётся через призму интересов определённых социальных групп, то есть через идеологическую призму. В России советского периода такой призмой была марксистско-ленинская идеология, выражающая интересы существующих классов.
Контрпропаганда – это информационное воздействие, направленное на снижение значения ценностей, пропагандируемых с позиций идеологий, чуждых господствующей. Контрпропаганда велась, например, в русле развенчания ценностей западного образа жизни, “разоблачения” буржуазной идеологии и так далее. В рамках контрпропаганды принимались меры по ограничению доступа к сознанию советских граждан информации, поступающей с западных радиостанций, ведущих, в свою очередь, пропагандистскую и контрпропагандистскую деятельность с позиции присущей им идеологии.
В конечном итоге, и агитация, и пропаганда, и контрпропаганда направлены на формирование у массовой аудитории определённого стиля мышления и последующего поведения.
В настоящее время в силу изменившейся идеологической и политической парадигмы содержание форм деятельности российских массовых коммуникаций изменилось. Агитацию, пропаганду и контрпропаганду стали незаслуженно относить к формам, так называемой, политической коммуникации по причине того, что их реализация через призмы различных противоборствующих идеологий является очевидной. Формирование представлений об образе жизни и актуальных повседневных ценностях больше связывается с коммуникативной деятельностью, реализуемой посредством рекламы и паблик рилейшнз (ПР), то есть связей с общественностью, деятельность которых в видимости создаёт впечатление возможности свободного выбора. Однако, на наш взгляд, все вышеназванные формы воздействия на массовое сознание имеют много общих и взаимопересекающихся моментов. Это обусловлено не только схожестью целей, направленных на формирование общественного мнения как состояния массового сознания с последующим изменением поведения массовой аудитории, но и применением одинаковых психологических методов воздействия на аудиторию [1].
Любое воздействие, имеющее своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если оно совершается во благо объекту, но без его согласия, выступает как манипуляторное. Главная его особенность не в том, что оно не учитывает интересов объекта воздействия, а в том, что оно осуществляется исключительно в интересах субъекта, для реализации которых могут быть применимы различные методы, в том числе и психологическое воздействие на объект с целью подчинения его поведения поставленным субъектом целям. “Манипуляция – это вид психического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями”, но совпадающими с желаниями субъекта целеполагания. С точки зрения деятельностного подхода, освобождённого от идеалогизаторских привнесений и понимающего субъект как лицо или группу лиц, реализующих собственную программу, манипулирование является типичной моделью поведения последнего. В отечественной научной литературе советского периода категория “манипуляция” в положительном контексте не употреблялась, что, на наш взгляд, способствовало торможению в развитии наук, исследующих массовую коммуникацию. Возможно, источником отрицательных эмоций по поводу манипуляции является осознание того факта, что личность оказывается не самостоятельной в принятии тех или иных решений, которые, в случае самостоятельности, возможно, были бы другими. Однако негативное отношение к любому социальному или природному явлению или процессу не меняет его сущности. Если нам не нравится, например, сущность грозы или дождя, она от этого, тем не менее, не изменится [2].
1.2. Методы психологического воздействия средств массовой коммуникации
Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию довольно разнообразны, основными из них являются:
1. Заражение – особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
2. Внушение – способ целенаправленного стимулирования сферы сознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.
3. Подражание – воспроизведение индивидом особенности поведения других индивидов. Способность индивидов к подражанию применяется массовыми коммуникациями для формирования определенных моделей поведения аудитории посредством демонстрации ей поведения тех или иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории доверием и авторитетом.
Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта: коммуникатор, само сообщение, каналы передачи, аудитория как носитель эффекта воздействия.
Коммуникатор – это то звено, которое осуществляет опосредованный средствами массовой коммуникации контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал, передача) и персонифицированным. Безличный оказывает влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который по его поводу сложился у читателей, зрителей, слушателей. В силу этого обстоятельства одной газете читатель доверяют, другой – наоборот; информацию, поступившую по одному каналу принимают сразу, по другому – подвергают сомнению и т. д.
Персонифицированный коммуникатор воспринимается аудиторией не как выразитель позиции канала, выражающий ту или иную позицию субъектов социальных интересов, а как выразитель собственного мнения. Таким образом, он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу.
При изучении телевизионной коммуникации выделяют следующие типы воздействия:
• Вторжение – тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Характерно для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.