Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка ООО «СЕТЕЛЕМ БАНК».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью повышения ликвидности активов «Сетелеком Банк» ООО предлагается несколько мероприятий: повышение качества управления деятельностью банка, кредитный мониторинг, секьюритизация, - диверсификация, применение Базель II, путём увеличения темпа прироста высоколиквидных активов и снижения темпа прироста обязательств банка.

На отчетную дату (01 Мая 2019 г.) величина активов-нетто банка Сетелем Банк составила 114.39 млрд.руб. За год активы увеличились на 10,99%. Прирост активов-нетто отрицательно повлиял на показатель рентабельности активов ROI (данные на ближайшую квартальную дату 01 Апреля 2019 г.): за год рентабельность активов-нетто упала  с -1,84% до – 2,99%.

Повышение качества управления деятельностью банка, сводится к тому, чтобы статья административно-управленческие расходы составляет довольно высокую сумму, и за анализируемый период сумма расходов увеличивается. Банку необходимо насколько возможно снизить расходы по данной статье. Больше средств необходимо откладывать на резервы на возможные потери, что особенно актуально в период финансового кризиса. Ежегодно Банк выделяет значительные средства на различные благотворительные проекты. Возможно, стоит несколько уменьшить сумму выделяемых средств.

Перед кредитным менеджером (экспертом) стоит трудная задача: обеспечить надлежащий текущий контроль за финансовым состоянием заёмщиков, их кредитоспособностью, располагая для осуществления этой работы ограниченными возможностями. Кредитный мониторинг - это процесс ключевых элементов деятельности заёмщика, определяющих его способность к возврату банковской ссуды.

На данный момент проблема в области кредитования заключается в отсутствии кредитной истории. Это даёт массу возможностей недобросовестным заёмщикам, которые могут получить несколько кредитов в различных банках, без какой-либо проверки их предыдущих кредитных займов. Банки должны иметь консолидированную информацию о клиентах, предоставленную в унифицированном виде. Существование общей электронной межбанковской базы данных облегчало бы проверку на наличие кредитов потенциальных Заёмщиков банка. Информация должна периодически пополняться данными из всех филиалов банка. Такое хранилище исполняло бы функцию кредитного бюро.

Диверсификация кредитов «Сетелем Банк» ООО - распределение вкладываемых или кредитуемых в экономику денежных капиталов между разными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Особое внимание при размещении средств «Сетелеком Банк» ООО следует уделять первичным активам, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов и удовлетворения заявок на кредиты. Потому что это - главный источник ликвидности банка.


За первый квартал 2019 года   объем высоколиквидных активов с учетом дисконтов и корректировок (на основе Указания №3269-У от 31.05.2016) вырос с 1,37 до 3,53 млрд.руб. ( по сравнению с маем 2018 года).

Совершенствование каждого из элементов рассмотренной системы в совокупности представляет собой пути совершенствования системы управления в целом. Совершенствование объекта управления может быть реализовано в направлении развития новых форм кредитования в соответствии с потребностями рынка банковских услуг, что представляет собой создание продуктов-новинок.

На 01 мая 2019 года соотношение высоколиквидных активов (средств, которые легко доступны для банка в течение ближайшего месяца) и предполагаемого оттока текущих обязательств имеет значение 158,64%, что говорит хорошем запасе прочности для преодоления возможного оттока средств клиентов банка.

Своим клиентам «Сетелем Банк» ООО предлагает широкий спектр продуктов потребительского кредитования, в том числе потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты и кредиты на неотложные нужды. Продукты «Сетелем Банк» ООО доступны в центрах продаж — розничных магазинах и у автодилеров.

В связи с этим в настоящее время для увеличения спроса со стороны населения на ипотечные кредиты «Сетелем Банк»: снижает ставки по ипотечным кредитам; увеличивает сроки кредитования - с максимальных 5–10 лет до 25–30 лет; значительно упрощается процедура оформления кредита, сокращается минимально необходимый пакет документации, необходимой для оформления кредита. Срок рассмотрения заявки на получение кредита сокращен до 2–3 часов по сравнению с несколькими днями ранее, минимально необходимый комплект документов сокращен с более чем 30 до 4 документов; предоставлена возможность рефинансирования ипотечного кредита: срок кредита может быть сокращен или, наоборот, увеличен, а ставки, соответственно, уменьшены; отменяется первоначальный взнос или предоставляется отсрочка по его платежу.

По экспертным оценкам, сейчас кредитные карты занимают не более 7–8% в розничном кредитном портфеле российских банков, в то время как на развитом рынке этот показатель должен составлять до 25%. Рынок кредитных карт в России растет опережающими темпами, и в ближайшие два-три года их число с сегодняшних 5 млн. может увеличиться втрое.

Направления развития этого продукта:

  • оптимизация технологий: сокращение сроков выдачи кредитных карт и рост качества скоринговой оценки, что является необходимым условием для дальнейшего проникновения кредитных карт в сегмент экспресс-кредитования в торговых точках;
  • снижение процентных ставок до уровня чуть выше «традиционных» кредитов, что позволит кредитным картам успешно конкурировать с многоцелевыми краткосрочными кредитами;
  • распространение на сегменты клиентов, в настоящее время охваченные дебетовыми картами (в первую очередь зарплатные проекты).

Еще два продукта, как предполагается, скоро достигнут точки насыщения рынка: автомобильное кредитование и кредиты на неотложные нужды.

Рынок автокредитования в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся. По оценке участников рынка, доля кредитных продаж уже достигла 30% от общего объема рынка новых иностранных автомобилей, и в ближайшее время может быть увеличена до 40%. В то же время условия по кредитам улучшаются, постоянно расширяется линейка предлагаемых банками видов автокредитов, а средняя процентная ставка снижается, что является показателем рынка, близкого к насыщению.

Основные тенденции развития продукта: рост доли экспресс-кредитования; появление кредитов со стартовым взносом 0%: клиент оплачивает только страховку; появление нишевых продуктов (на приобретение дополнительного оборудования и т.п.) и развитие новых программ (buy-back); дальнейшее расширение сферы кредитования (подержанные автомобили).

Прогнозируемые тенденции рынка: рост продаж кредитов buy-back (обратный выкуп); рост продаж рублевых кредитов на длинные сроки; рост продаж кредитов с низким или нулевым первым взносом; увеличение сроков кредитования, снижение ставки кредита; повышение востребованности специальных кредитных программ (совместных программ банка, автопроизводителя, автосалона и страховой компании).

Кредиты на неотложные нужды этот продукт является востребованным на рынке, однако его дальнейший рост будет сдерживаться частичным замещением кредитными картами в сегменте краткосрочных кредитов (до 1 года). Можно ожидать, что такое замещение примет значительные размеры по мере распространения зарплатных кредитных карт.

Основные тенденции развития продукта: улучшение удобства обслуживания, расширение количества каналов для погашения кредита; либерализация условий предоставления кредитов (снижение доли залоговых кредитов и кредитов под поручительство); перемещение акцента на долгосрочные продукты (в связи с ростом конкуренции с кредитными картами в краткосрочном сегменте).

Через 3–5 лет, по достижении насыщения рынка, фокус конкурентной борьбы вынужденно переместится на передел существующих «сфер влияния». Как следствие, преимущество будут иметь банки, которые окажутся в состоянии: предложить клиенту технологическое и сервисное преимущество (функциональность продуктов, удобство и доступность каналов продаж и обслуживания); выдержать падение ставок, то есть обеспечить высокую эффективность кредитных операций и низкий уровень потерь.


Развитие в этих направлениях должно являться приоритетом для «Сетелем Банк» ООО, настроенного на поддержание долгосрочного конкурентного преимущество в области кредитования физических лиц.

Заключение

Современный этап развития банковской системы характеризуется некоторой стабилизацией и умеренным развитием после нескольких пережитых системных кризисов. Коммерческие банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами экономики, осуществляя кредитные, расчетные, вкладные и иные операции. Вместе с тем, банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, недооценка которых может привести к сбоям в работе и банкротству кредитных организаций, нанесению ущерба их клиентам и акционерам.

В настоящее время в банковской сфере в целом и отдельных ее элементах обуславливают необходимость совершенствования системы оценки деятельности банков и их финансовой устойчивости. Быстрое развитие финансовой системы оказывает влияние на то, что имеющиеся подходы и методы оценки финансовой устойчивости быстро устаревают.

Финансовая устойчивость коммерческого банка это, прежде всего, устойчивость его финансового положения в долгосрочной перспективе, а именно состояние финансовых ресурсов, при котором коммерческий банк способен путем эффективного использования денежных средств обеспечить непрерывный процесс осуществления своей экономической деятельности.

Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансовой деятельности коммерческого банка в условиях рыночной экономики. Ее обеспечение является одной из наиболее острых проблем в деятельности коммерческих банков.

«Сетелем Банк» ООО осуществляет деятельность по предоставлению потребительских кредитов на территории России. 

Своим клиентам «Сетелем Банк» ООО предлагает широкий спектр продуктов потребительского кредитования, в том числе потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты и кредиты на неотложные нужды. Продукты «Сетелем Банк» ООО доступны в центрах продаж — розничных магазинах и у автодилеров.

 «Сетелем Банк» ООО постоянно расширяет географию своего присутствия. На сегодняшний день в банке работает более 7 500 сотрудников в 75 регионах России.

Анализ банковских операций показал, что «Сетелем Банк» осуществляет все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.


В своей деятельности «Сетелем Банк» ООО придерживается концепции «ответственного кредитования», которая подразумевает предоставление клиентам прозрачных кредитных продуктов по разумным ставкам и способствует улучшению уровня клиентского обслуживания, а также успешному развитию российского рынка потребительского кредитования.

Оценка качества управления «Сетелем Банк» показала, что прибыль Банка в 2018 году выросла на 56,6% до 2 813 млн руб. против 1 796 млн руб. годом ранее.

Рентабельность капитала выросла на 3,2 п.п. и составила 16,8% (13,6% в 2019 году).

Объем кредитного портфеля за вычетом резервов вырос на 6,3% до 104,1 млрд руб. (97,9 млрд руб. годом ранее).

Чистая процентная маржа выросла на 0,5 п.п. с 6,1% в 2019 году до 6,6% в 2018 году.

Доля комиссионных доходов в операционном доходе до вычета резерва выросла на 2 п.п. до 38,2%.

Стоимость риска снизилась до 1,5% в 2018 году с 2,5% в 2019 году.

В 2018 году Банк практически полностью утилизировал непризнанный отложенный налоговый актив, остаток которого на 31 декабря 2018 года составил 92 млн руб. В 2019 году Банк планирует начать начисление налога на прибыль. 

С целью повышения ликвидности активов «Сетелем Банк» предлагается несколько мероприятий: повышение качества управления деятельностью банка, кредитный мониторинг, секьюритизация, - диверсификация, применение Базель II, путём увеличения темпа прироста высоколиквидных активов и снижения темпа прироста обязательств банка

Основные тенденции развития продукта: улучшение удобства обслуживания, расширение количества каналов для погашения кредита; либерализация условий предоставления кредитов (снижение доли залоговых кредитов и кредитов под поручительство); перемещение акцента на долгосрочные продукты (в связи с ростом конкуренции с кредитными картами в краткосрочном сегменте).

Развитие в этих направлениях должно являться приоритетом для «Сетелем Банк», настроенного на поддержание долгосрочного конкурентного преимущества.

Выполнение предложенных рекомендаций, будет способствовать укреплению и развитию банковской деятельности «Сетелем Банк».

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [(с измен.и дополн. от 21.07.2016 № 11-ФКЗ)] // СПС Гарант
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер.закон [от 30.11.1994 № 51-ФЗ] // СПС Гарант
  3. О банках и банковской деятельности : федер.закон [от 02.12.1990 № 395-1]// СПС Гарант
  4. Алленых, М.А. Банковская система как институт рыночной экономики /Алленых М.А.// Банковские услуги. - 2016. - №8. - С. 3-7
  5. Безуглова, Н.В. Банковская система России / Н.В. Безуглова // ЭКО. – 2016. - № 11. – С. 65-74
  6. Бондарев, А. А. Банк - клиент: партнерство или противостояние? /Бондарев А.А.// Банковские технологии. – 2016. – № 2. – С. 54-60
  7. Бороненкова С. А. Кoмплeкcный экoнoмичecкий aнaлиз в упpaвлeнии пpeдпpиятиeм. М.: Фopум, НИЦ ИНФPA-М, 2016. - 352 c.
  8. Девятова Т. Ю. Бухгалтерский учет в кредитных организациях : учебное пособие / Т. Ю. Девятова. - Екатеринбург: [Изд-во УрГЭУ], 2014. – 167 c.
  9. Зайцева, Н. В. Оперативный анализ риска потери ликвидности в коммерческом банке / Н.В. Зайцева // Деньги и кредит. - 2017. - № 2. - С. 40-45
  10. Захаров, В.С. Проблемы банковской системы / В.С. Захаров // Деньги и кредит. -2016.- №1. - С.23-29
  11. Марьин, А.В. Банковская система в новой реальности /Марьин А.В.// Банковский ряд. - 2016. - № 3-4.- С.15-18
  12. Масленченков, Ю.С. Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка / Масленченков, Ю.С., Дубанков А.П. – М.:БДЦ-пресс, 2017. – С.29-33
  13. Маслова Л. И. Анализ деятельности коммерческого банка (на основе публикуемой отчетности) М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – 156 с.
  14. Нечеухина Н. С., Девятова Т. Ю., Попов А. Ю. Новое в оценке внеоборотных и оборотных активов банка согласно внутрибанковского учета // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 1144-1149.
  15. Нечеухина Н. С., Перминова И. М., Маслова Л. И., Горбунова О. С., Калицкая В. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2017.
  16. Полушкин, В.Ю. Анализ управления доходностью коммерческого банка. Оценка прибыльности коммерческого банка /Полушин В.Ю.// Бухгалтерия и банки. – 2016. - № 3. – С.12.
  17. Поморина, М. А. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка /М.А. Поморина// Банковское дело. - 2018. - № 3. - С. 8 – 15.