Файл: Реферат по учебной дисциплине Политология по теме Против зерна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: Политология
по теме: «Против зерна»

по одноименной книге Дж. Скотта «Против зерна: глубинная история древнейших государств»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Приручение огня, растений, животных и… нас………………………4-5

2. Благоустройство мира: мания одомашнивания…………………………6

3. Зоонозы: идеальный эпидемиологический шторм………………………7

4. Агроэкология первых государств……………………………………….8

5. Контроль населения: неволя и война…………………………………….9

6. Хрупкость первых государств: хрупкость и демонтаж………………10

7. Золотой век варварства………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………….13


ВВЕДЕНИЕ

Джеймс К. Скотт родился 2 декабря 1936 года в Маунт-Холли, Нью-Джерси и известен широкой общественности своими исследованиями в области взаимоотношений государства и общества в различные эпохи и в разных регионах мира. В процессе своей исследовательской деятельности, он обнаружил целый ряд фактов и обстоятельств, которые подвергают сомнению устоявшуюся трактовку причин и обстоятельств образования и функционирования первых государств, которые описал в книге «Против зерна: глубинная история древнейших государств», вышедшая в 2017 году.

Актуальность темы реферата заключается в том, что история дает понять, что государство является высшей формой организации людей. Исследование же разных теорий в сфере государствообразования, могут дать нам более целостную картину в эволюции человеческого сознания.

Цель данной работы – проанализировать книгу Дж. Скотта «Против зерна» и выделить основные мысли автора относительно теории зарождения первых государств.

Обозначенная цель помогает сформулировать определенные задачи, которые необходимо выполнить в процессе написания работы:

  • раскрыть значение приручение огня, растений и животных;

  • проанализировать, как одомашнивание отразилось на благоустройстве мира;

  • выделить основные факты из главы «Зоонозы: идеальный эпидемиологический шторм»;

  • изучить агроэкологию первых государств;

  • исследовать мнение автора в главе «Контроль населения: неволя и война»

  • определить в чем была хрупкость первых государств;

  • выделить ключевые моменты из главы «Золотой век варварства».


Структуры реферата состоит из введения, 7-ми пунктов основного раздела, заключения и списка использованной литературы.

  1. Приручение огня, растений, животных и… нас

На протяжении многочисленных исторических исследований было не единожды доказано, что огонь является истоком жизни и развития человеческого общества. Если бы первобытный человек не открыл для себя это чудо природы, то вряд ли бы была возможна эволюция в том виде, в котором мы можем наблюдать ее в наши дни.

Значение огня для гоминидов (семейство приматов, которое включает людей и больших человекообразных обезьян) было подтверждено раскопками пещер в Южной Африке. Также огонь, по сути, является орудием человечества, с помощью которого человек мог повлиять на изменения в природе, ведь при раскопках древнейших слоях почвы не были обнаружены углеродистые отложения, которые говорят, что огонь долгое время отсутствовал в жизни первобытного человека.

Однако использование гоминидами огня началось в глубокой древности, и после его открытия было широко распространено. Во всяком случае, имеются подтвержденные факты, что человек использовал огонь уже примерно 400 тысяч лет назад, т.е. до появления нашего вида.

Огонь также оказал непосредственное влияние на формирование земного ландшафта. В основном историки игнорируют этот факт по причине того, что результаты его воздействия широко использовались на протяжении тысячелетий «доцивилизованными» народами, или «дикарями».

Огонь стал главным козырем нашего вида, т.к. способствовал концентрации людей еще и другим способом: благодаря приготовлению пищи. Значение этого факта в эволюции – бесценно, ведь использование огня для обработки сырой пищи изменило наше пищеварение: огонь желатинизирует крахмал и денатурирует белок.1

Генетические и физиологические последствия полумиллиона лет приготовления пищи оказали поразительные результаты. По сравнению с нашими двоюродными братьями приматами, наш пищеварительный канал в 2 раза меньше, а зубы не такие большие, к тому же, мы тратим намного меньше калорий на пережевывание и переваривание еды.

Как и многие виды деревьев, растений и грибов, мы также адаптировались к огню и стали «пирофитами» (группа растений, устойчивых к воздействию огня). Даже если не принимать во внимание все зависящие от огня ремесла, то появившиеся значительно позже такие виды деятельности, как гончарное, кузнечное, пекарное, стеклодувное искусство напрямую зависели от огня. Благодаря огню мы также имеем возможность изготавливать кирпич, ковать металл, коптить продукты и заниматься прочими видами деятельности. В полном смысле этого слова огонь одомашнил нас.



Огонь помог человеку объединиться в первые группы и положил начало конца кочующему образу жизни. Также огонь помог человеку пережить глобальное похолодание, которое закончилось приблизительно в 9600 года до н.э. К тому же, с окончанием климатической нестабильности, деревья, млекопитающие и птицы вырвались из своих убежищ и мгновенно заселили гостеприимный пейзаж, а с ними вместе и их вид-компаньон Homo sapiens.2

К этому же времени относятся и свидетельства существования круглогодичных стойбищ, которые обычно в богатых водой районах. Преимущественно, они занимались охотой и собирательством, хотя обнаружены свидетельства выращивания зерна и содержания животных.

В VIII-VI веке до н. э. в малых количествах все «культуры-прародители» (зерновые и бобовые) уже высаживались. В это же период появились домашние козы, овцы, свиньи и крупный рогатый скот. Эти факты означали важнейшую аграрную революцию – начало цивилизации, включая первые небольшие городские агломерации.

  1. Благоустройство мира: мания одомашнивания

Вопреки традиционному нарративу, в истории не было волшебного момента, когда Homo sapiens пересек роковую линию, которая отделяет охоту и собирательство от земледелия, и совершил переход из доисторического состояния в историческое, из дикости в цивилизацию.3

Задолго до появления того, что сегодня считается «правильным» сельским хозяйством, Homo sapiens целенаправленно перестраивал биотический мир вокруг себя, что порождало как преднамеренные, так и случайные последствия. В этом контексте высаживание семени или клубня – это просто-напросто лишь один из сотни приемов улучшения производительности, урожайности и здоровья желаемых, но морфологически диких растений.

Что касается животных, то помимо полного одомашнивания, охотники издавна с помощью огня выжигали растительность, чтобы упростить поиск добычи, не трогали самок репродуктивного возраста, выбраковывали животных, планировали охоту на основе жизненных циклов и размера популяции.

Даже если поиск решающего момента в одомашнивании древнейших зерновых не имеет смыла, то нет никаких сомнений, что к 5000 году до н. э. сотни деревень возделывали одомашненные зерновые как основной продукт своего рациона. Мы склонны утверждать, что это мы одомашнили пшеницу, рис, овцу, свинью и козу, но если мы посмотрим на ситуацию под несколько иным углом, то окажется, что это мы были одомашнены.
4

Действительно, наши одомашненные растения не могут разрастись без нашей помощи, но и наше выживание как вида зависит от горстки одомашненных культур. В целом же, с одомашниванием менялась и сама жизнь, а также наше мировосприятие.


  1. Зоонозы: идеальный эпидемиологический шторм

Агроскотоводство (распаханные поля и домашние животные) стало доминировать на большей части Месопотамии и Плодородного полумесяца задолго до появления государств. Если исключить отдельные случаи, то этот факт остается парадоксальным и неподтвержденным.

По утверждению исследователей, которые работали на месте археологических раскопок в Месопотамии (Абу-Хурейра), утверждали следующие факты: «охотники-собиратели в плодородном районе с разнообразием диких продуктов, способных обеспечить их пропитание в любое время года, никогда не начинали выращивать основные источники калорий по собственному желанию, потому что затраты энергии на единицу возврата энергии были слишком высоки».5 Эти сомнения так и не нашли должных опровержений и в наши дни, не говоря уже о том, чтобы подтвердить или опровергнуть мнения о том, что в течение тысячелетий подталкивало людей к выбору земледелия как доминирующего хозяйственного уклада. Общепризнанное объяснение сводится же в основном к интеллектуально нарративу об интенсификации хозяйственных практик в течение 6000-ти тысячелетий.

Первым импульсом интенсификации стала «революция широкого спектра», т.е. эксплуатация большего числа ресурсов. Исходя из этого, что логика революции была идентична переходу к сельскому хозяйству во всем мире. Однако во многих регионах демографическое давление на экологическую систему все же противоречит имеющимся данным, ведь «революция» происходила в условиях, где демографическое давление на ресурсы было небольшим. Вполне вероятно, что именно теплый и влажный климат после окончания «ледникового период» способствовал росту изобилия растений. Также известно то, что сельскохозяйственная пашня была не только трудоинтенсивной, но также хрупкой и уязвимой.

  1. Агроэкология первых государств

Если приравнять цивилизацию к государству, а архаичную цивилизацию отнести к оседлости, земледелию, домашней усадьбе, орошению и городам, то окажется, что наша историческая хронология совершенно неправильная. Все эти достижения неолита существовали задолго до момента открытия «нечто», что было похоже на государство, например в Месопотамии. Имеющиеся сегодня данные заставляют признать, что зачаточные формы государственности возникли благодаря сочетанию запасов зерна с рабочей силой, которое сложилось в позднем неолите и стало объектом контроля и захвата.


Вышеуказанное сочетание было единственным материалом, который подходил для строительства государств. Оседлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города примерно с населением в 1000 человек, занимающиеся торговлей, были исключительным достижением неолита и возникли примерно за 2000 лет до формирования первых государств в 3300 год до н.э.

Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия, которая, будучи «захвачена», могла превратиться в мощный узел политической власти и привилегий. Так, благодаря политическому и экономическому контролю над скромной сельскохозяйственной периферией и иерархически организованному управлению шумерский город Урук в конце IV тысячелетия до н. э. соответствовал критериям города-государства.

В целом же, государственное строительство зависело от контроля, сохранения и расширения концентрации зерна и рабочей силы на  аллювиальных равнинах. Вероятно, что первые государства развивались именно по такому сценарию. Однако первые государства были хрупкими и нестабильными, что было скорее угрозой для своего населения, чем его благодетелем.


  1. Контроль населения: неволя и война

Контроль над плодородными землями ничего не значил до того момента, пока они не начинали приносить плоды благодаря труду земледельцев. Определение древних государств как «машин по производству населения» недалеко от истины, но только если мы признаем, что «машина» была в плохом состоянии и часто ломалась, причем не только из-за ошибок в государственном управлении.6

Суть искусства управления первыми государствами заключалась в расселении людей вблизи центра власти, удержания их на месте и принуждения к производству излишков, превышающих их потребности.

Однако это менее значимый факт, чем то, что здесь как раз-таки производились излишки, которые присваивались элитами, которые сами в производстве не принимали никакого участия. Подобные излишки не существовали до тех пор, пока первые формы государственности сами не создали их. Доступ к ресурсам (земле, охоте и т.д.) был открыт для всех благодаря членству в группе, которая контролировала эти ресурсы. Индивиду был запрещен доступ к этим ресурсам только в случае изгнания из группы.