Файл: Министерство образования Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Тверской химико-технологический колледж»
Цикловая комиссия дисциплин профессионального цикла
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по МДК.03.01. Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми
отходами и радиоактивными отходами
для специальности 20.02.01 Рациональное использование
природохозяйственных комплексов
Тверь 2016

Разработчик: Пирогова А.А., преподаватель дисциплин профессионального цикла

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………...
3 2. Инструкция по технике безопасности ……………………………...
7 3. Перечень практических работ ………………………………………
8 4. Методические указания к практическим занятиям ………………..
ПР № 1 ……………………………………………………………...
ПР № 2 ……………………………………………………………...
ПР № 3 ……………………………………………………………...
ПР № 4 ……………………………………………………………...
ПР № 5 ……………………………………………………………...
ПР № 6 ……………………………………………………………...
ПР № 7 ……………………………………………………………...
ПР № 8 ……………………………………………………………...
ПР № 9 ……………………………………………………………...
ПР № 10 …………………………………………………………...
ПР № 11 …………………………………………………………...
ПР № 12 …………………………………………………………...
ПР № 13 …………………………………………………………...
ПР № 14 …………………………………………………………...
ПР № 15 …………………………………………………………...
ПР № 16 …………………………………………………………...
ПР № 17 …………………………………………………………...
ПР № 18 …………………………………………………………...
ПР № 19 …………………………………………………………...
ПР № 20 …………………………………………………………...
ПР № 21 …………………………………………………………...
ПР № 22 …………………………………………………………...
10 10 16 19 26 28 31 52 58 67 72 82 90 98 105 118 127 131 139 147 153 155 162
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………
163

3
1. Пояснительная записка
Методические указания к практическим работам по МДК.03.01. Управ- ление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами предназначены для студентов специальности 20.02.01 Рациональ- ное использование природохозяйственных комплексов.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполне- нии практических работ по МДК.03.01. Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами.
Настоящие методические указания содержат практические работы, которые позволят студентам закрепить теорию по наиболее сложным разделам курса и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать


4 повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 3.3. Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.
ПК 3.4. Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.
В результате выполнения практических работ по дисциплине студенты должны приобрести практический опыт:
- реализации технологических процессов по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов;
- участия в работах по очистке и реабилитации полигонов.
В результате выполнения практических работ по дисциплине студенты должны уметь:
- заполнять типовые формы отчетной документации по обращению с отходами производства;
- составлять экологическую карту территории;
- проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов на уровне функционального подразделения.
Практические занятия также ставят целью актуализацию и применение обучающимися следующего объема знаний:
- нормативные документы и методики сбора, сортировки, переработки, утилизации и захоронения твердых и жидких отходов;
- типовые формы отчетной документации;
- виды отходов и их характеристики;
- методы переработки отходов;
- методы утилизации и захоронения отходов;
- проблемы переработки и использования отходов;
- методы обследования полигонов;
- приемы и способы составления экологических карт;
- методы очистки и реабилитации полигонов.

5
Практические занятия по дисциплине должны проводиться в лаборато- рии контроля загрязнения атмосферы и воды, имеющей следующий перечень оборудования:
1) рабочие места обучающихся;
2) рабочее место преподавателя с персональным компьютером;
3) принтер;
4) газоанализаторы на диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода (II), углеводороды и метан;
5) анализатор пыли;
6) универсальный измеритель рН/RedOx для определения рН, раство- ренного кислорода, электропроводимости, солености и температуры воды;
7) анализатор БПК;
8) анализатор нефтепродуктов;
9) хроматограф для катионно-анионного анализа;
10) анализатор ртути для анализа воды, почвы, грунтов;
11) анализатор органических соединения для анализа почвы;
12) анализатор радона;
13) шумомер;
14) оборудование для отбора и хранения проб воздуха, воды, почв и грунтов;
15) коллекция электронных обучающих ресурсов;
16) комплект учебно-методической документации.
Расчетные работы студенты выполняют в лаборатории информацион- ных технологий, имеющей следующий перечень оборудования:
1) рабочие места обучающихся, оборудованные персональными ком- пьютерами с доступом к сети Интернет;
2) рабочее место преподавателя с персональным компьютером;
3) принтер;
4) сканер;


6 5) мультимедийный проектор с экраном;
6) комплект для подключения к сети Интернет;
7) программное обеспечение общего и профессионального назначения;
8) коллекция электронных обучающих ресурсов;
9) комплект учебно-методической документации.

7
2. Инструкция по технике безопасности
СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Трогать разъёмы соединительных кабелей.

Прислоняться к экрану и тыльной стороне монитора.

Включать и выключать компьютер без разрешения преподавате- ля.

Прислоняться к проводам и устройствам заземления.

Работать во влажной одежде, в верхней одежде, с влажными ру- ками.

Принимать пищу на рабочем месте.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ:

Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

Расположите на рабочем месте тетрадь, учебные пособия и дру- гие необходимые для работы (!) предметы так, чтобы они не мешали работе.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
 Находитесь на расстоянии 60-80 см от компьютера.
 Строго выполняйте вышеуказанные правила.
 Следите за исправностью аппаратуры.
 Немедленно прекратите работу при появлении звука, запаха гари и немедленно сообщите преподавателю.
 Пользуйтесь клавиатурой с чистыми руками.
 Никогда не пытайтесь сами устранить неисправность при работе с аппаратурой.
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:

Выключите компьютер, наведите порядок на рабочем месте.

Сдайте рабочее место преподавателю, сообщите о всех неполад- ках.

8
3. Перечень практических работ
Раздел 1. Нормативно-методические основы обращения с отходами в РФ.
Тема 1.2. Обращение с опасными отходами.
ПР № 1: Определение класса опасности ОО расчетным методом.
ПР № 2: Заполнение паспорта ОО.
Тема 1.3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
ПР № 3: Расчет нормативов образования отходов.
Раздел 2. Обеспечение деятельности по обращению с отходами.
Тема 2.1. Информационное обеспечение деятельности по обращению с
отходами.
ПР № 4: Работа с ГКО и ФККО.
ПР № 5: Заполнение формы № 2-ТП (отходы).
ПР № 6: Инвентаризация источников образования, объектов временного хра- нения, обезвреживания и использования ОО.
ПР № 7: Заполнение журнала текущего учета ОО.
Тема 2.2. Лабораторно-аналитическое обеспечение деятельности по об-
ращению с отходами.
ПР № 8: Оценка степени загрязнения почвы на территории объектов по раз- мещению отходов.
Раздел 3. Регулирование и контроль деятельности по обращению с отхо-
дами.
Тема 3.1. Экономическое регулирование деятельности по обращению с
отходами.
ПР № 9: Расчет платы за размещение отходов.
ПР № 10: Оценка экологического ущерба при обращении с отходами.
Тема 3.2. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.
ПР № 11: Оформление лицензии на осуществление деятельности по ООО.
ПР № 12: Разработка обоснования деятельности по ООО.


9
Тема 3.3. Контроль за деятельностью по обращению с опасными отхода-
ми.
ПР № 13: Заполнение акта проверки юридического лица органами государст- венного экологического контроля.
Раздел 4. Организация обращения с твердыми бытовыми отходами.
ПР № 14: Проектирование полигона ТБО.
Раздел 5. Организация обращения с опасными отходами.
Тема 5.2. Использование и обезвреживание опасных отходов.
ПР № 15: Исследование осадков производственных сточных вод.
ПР № 16: Оценка опасности шламов машиностроительного предприятия.
ПР № 17: Расчет параметров валковой и молотковой дробилок для измельче- ния полимерных отходов.
ПР № 18: Расчет параметров ножевой дробилки и барабанной мельницы для измельчения полимерных отходов.
ПР № 19: Технико-экономическое сравнение вариантов переработки поли- мерных отходов.
Тема 5.3. Проектирование и строительство полигонов для хранения ток-
сичных отходов.
ПР № 20: Проектирование полигона для хранения токсичных отходов.
Раздел 6. Организация обращения с радиоактивными отходами.
Тема 6.2. Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отхо-
дами.
ПР № 21: Оценка опасности жидких РАО.
ПР № 22: Проектирование полигона РАО.

10
4. Методические указания к практическим занятиям
Раздел 1. Нормативно-методические основы обращения с отходами в РФ.
Тема 1.2. Обращение с опасными отходами.
Занятия 6-7
ПР № 1: Определение класса опасности ОО расчетным методом.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа.
Цель занятия: выработка новых умений и навыков.
Образовательные задачи занятия:
- научиться определять класс опасности ОО расчетным методом на основе экспе- риментальных данных.
Воспитательные задачи занятия:
- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;
- воспитание информационной культуры.
Развивающие задачи занятия: продолжить развитие умений
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно- го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея- тельности.
Обеспечение занятия: методические указания к практическим работам, персональ- ные компьютеры, приложения MS Office.
Структура занятия:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание.
3) Актуализация знаний (фронтальный опрос).
4) Выполнение практических заданий.
5) Контроль результатов выполнения практической работы.
6) Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7) Домашнее задание, пояснения по его выполнению.


11
Практические задания:
Определить класс опасности отходов в соответствии с вариантом (табл. 1).
Таблица 1
Состав отходов
Номер варианта
Состав осадка от нейтрализации электролита, образующегося при электролитическом расщеплении древесины
Состав шлама, образующегося при мойке автотранспорта: осадок от ней- трализации электролита, мг/кг древесина, мг/кг нефтепродукты, мг/кг вода, мг/кг
1 600 000 400 000 500 000 500 000 2
650 000 350 000 450 000 550 000 3
675 000 325 000 400 000 600 000 4
700 000 300 000 350 000 650 000 5
750 000 250 000 300 000 700 000 6
800 000 200 000 250 000 750 000 7
850 000 150 000 200 000 800 000 8
900 000 100 000 150 000 850 000 9
950 000 50 000 100 000 900 000 10 980 000 200 000 50 000 950000
Примечание:
1) Компоненты отходов, состоящие из таких химических элементов как кислород, азот, углерод, фосфор, сера, кремний, алюминий, железо, натрий, калий, кальций, магний, титан в концентрациях, не превышающих их содержание в основных типах почв, относят- ся к практически неопасным компонентам со средним баллом (X
i
) равным 4 и, следова- тельно, коэффициентом степени опасности для ОПС (W
i
) равным 10
6
2) Компоненты отходов природного органического происхождения, состоящие из таких соединений как углеводы (клетчатка, крахмал и иное), белки, азотсодержащие орга- нические соединения (аминокислоты, амиды и иное), то есть веществ, встречающихся в живой природе, относятся к классу практически неопасных компонентов со средним бал-
лом (X
i
) равным 4, и, следовательно, коэффициентом степени опасности для ОПС (W
i
)
равным 10
6
3) Для остальных компонентов отходов расчет коэффициента степени опасности компонентов отхода W
i.
проводятся в последовательности согласно нижеследующим пунктам.
Расчет коэффициента степени опасности компонентов отхода (W
i
).
1. Расчет показателя информационного обеспечения. Показатель информаци- онного обеспечения включается в перечень показателей, используемых для расчета W
i
, для учета недостатка информации по первичным показателям степени опасности компо- нентов отхода для ОПС.
Показатель информационного обеспечения рассчитывается путем деления числа установленных показателей для отхода (n), представленных в табл. 2, на 12 (N – количест- во наиболее значимых первичных показателей опасности компонентов отхода для ОПС).

12
Таблица 2
Нормативы для отходов
Наименование норматива и единица измерения*
Осадок от нейтрализации электролита
Нефтепродукты
Значение нор- матива
Cтепень опасности компонента отхода для
ОПС, балл
Значение нор- матива
Cтепень опасности компонента отхода до
ОПС, балл
1 2
3 4
5
ПДКп, мг/кг
-*
-
ПДКв, мг/л
500 0,3
ПДКсс, мг/м
3 0,3 0,05
КОВ в атм. возд.
3
-
БПК5/ХПК×100 %
-
-
КОВ в почве
-
4,00
КОВ в воде хоз/пит.
4 4
ПДКр.х., мг/л
100 0,05
КОВ в воде р.х.
-
3
ПДКп.п., мг/кг
-
- lg(S,мг/л/ПДКв,мг/л)
3 0,00 0,00 lg(Снас,мг/м
3
/ПДКр.з.)
-
- lg(Снас,мг/м
3
/ПДКс.с. или ПДКм.р.)
-
- lg Kow(октанол/вода)
-
-
LD
50
, мг/кг
-
-
LC
50
, мг/м
3
-
-
LC
50
водн
, мг/л/96ч
-
-
Персистентность (транс- формация в окружающей природной среде)
-
-
Биоаккумуляция
-
-
Показатель информаци- онного обеспечения
?
?
* Используемые сокращения расшифрованы в приложении 1.
-* - не установлен
2. Определение степени опасности компонента отхода. Для определения коэф- фициента степени опасности компонента отхода для ОПС по каждому компоненту отхода устанавливаются степени их опасности, в баллах, для ОПС для различных природных сред в соответствии с табл. 3.