Файл: Министерство образования Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 341
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Таблица 3
№ п/п
Первичные показатели опасности компонента отхода
Cтепень опасности компонента отхода для
ОПС по каждому компоненту отхода, балл
1 2
3 4
1. ПДКп
1
(ОДК
2
), мг/кг
< 1 1-10 10,1-100
> 100 2. Класс опасности в почве
1 2
3 не уста- нов.
3. ПДКв (ОДУ, ОБУВ), мг/л
< 0,01 0,01-0,1 0,11-1
> 1 4. Класс опасности в воде хозяйст- венно-питьевого использования
1 2
3 4
5. ПДКр.х. (ОБУВ), мг/л
< 0,001 0,001-0,1 0,011- 0,1
> 0.1 6. Класс опасности в воде рыбохо- зяйственного использования
1 2
3 4
7. ПДКс.с. (ПДКм.р., ОБУВ), мг/м
3
< 0,01 0,01-0,1 0,11-1
> 1 8. Класс опасности в атмосферном воздухе
1 2
3 4
9. ПДКпп (МДУ, МДС), мг/кг
< 0,01 0,01-1 1,1-10
> 10 10. lg(S,мг/л/ПДКв,мг/л)
3
> 5 5-2 1,9-1
< 1 11. lg(Снас,мг/м
3
/ПДКр.з)
> 5 5-2 1,9-1
< 1 12. lg(Снас,мг/м
3
/ПДКс.с.или
ПДКм.р.)
> 7 7-3,9 3,8-1,6
< 1.6 13. lg Kow(октанол/вода)
> 4 4-2 1,9-0
< 0 14. LD
50
, мг/кг
< 15 15-150 151-5000
> 5000 15. LC
50
, мг/м
3
< 500 500-5000 5001-50000
> 50000 16. LC
50
водн
, мг/л/96ч
< 1 1-5 5,1-100
> 100 17. БД = БПК
5
/ ХПК 100%
< 0,1 0,01-1,0 1,0-10
> 10
БАЛЛ
1
2
3
4
1
Используемые сокращения приведены в приложении 1 2
В случаях отсутствия ПДК токсичного компонента отхода допустимо использо- вание другой нормативной величины, указанной в скобках.
3
Балл для показателя информационного обеспечения устанавливается по табл. 4.
Таблица 4
Диапазоны изменения показателя информационного обеспечения (n/N) Балл
< 0,5 (n < 6)
1 0,5 – 0,7 (n = 6 – 8)
2 0,71 – 0,9 (n = 9 – 10)
3
> 0,9 (n > 11)
4
3. Расчет относительных параметров опасности компонента отхода для ОПС
(X
i
). По установленным степеням опасности компонентов отхода для ОПС в различных природных средах рассчитывается относительный параметр опасности компонента отхода для ОПС (X
i
) делением суммы баллов по всем параметрам (в том числе и показателя ин- формационного обеспечения) на число этих параметров.
Все данные, рассчитанные в этом пункте и далее, необходимо оформить в виде табл. 5.
14
Таблица 5
Наименование компо- нента отхода
C
i
,
мг/кг
X
i
Z
i lg
W
i
W
i.
,
Мг/кг
K
i
K
Класс опасности отхода
1 2
4. Расчет коэффициента степени опасности компонента отхода W
i.
Коэффициент W
i
рассчитывается по одной из следующих формул:
lg W
i
= 4 - 4 / Z
i
Для 1 < Z
i
< 2
lg W
i
= Z
i
Для 2 < Z
i
< 4
lg W
i
= 2 + 4 / (6 - Z
i
),
Для 4 < Z
i
< 5 где Z
i
= 4 X
i
/ 3 - 1 / 3.
5. Расчет показателя степени опасности компонента отхода для ОПС (К
i.
).
Показатель степени опасности компонента отхода для ОПС К
i
рассчитывается по формуле:
K
i
= C
i
/ W
i
, где C
i
– концентрация i-го компонента в отходе (мг/кг отхода);
W
i
– коэффициент степени опасности i-того компонента отхода для ОПС (мг/кг).
6. Расчет показателя степени опасности отхода для ОПС, состоящего из не-
скольких компонентов.
Показатель степени опасности отхода для ОПС К рассчитывают по следующей формуле:
K = K
1
+ K
2
+ ….......+ K
n
, где K – показатель степени опасности отхода для ОПС; K
1
, K
2
, …...K
n
– показатели степени опасности отдельных компонентов отхода для ОПС.
Отнесение отходов к классу опасности расчетным методом по показателю степе- ни опасности отхода для ОПС осуществляется в соответствии с табл. 6.
Таблица 6
Класс опасности отхода
Степень опасности отхода для ОПС
I класс Чрезвычайно опасные
10 6
>К>10 4
II класс высоко опасные
10 4
>К>10 3
III класс умеренно опасные
10 3
>К>10 2
IV класс малоопасные
10 2
>К>10
V класс практически не опасные
К<10
15
Приложение 1
Перечень сокращений
ПДКп (мг/кг) предельно-допустимая концентрация вещества в почве
ОДК ориентировочно-допустимая концентрация
ПДКв (мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объек- тов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
ОДУ ориентировочно-допустимый уровень
ОБУВ ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКр.х.(мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объек- тов рыбохозяйственного назначения
ПДКс.с. (мг/м
3
) предельно-допустимая концентрация вещества среднесуточная в ат- мосферном воздухе населенных мест
ПДКм.р. (мг/м
3
) предельно-допустимая концентрация вещества максимально разовая в воздухе населенных мест
ПДКр.з. (мг/м
3
) предельно-допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зо- ны
МДС максимально допустимое содержание
МДУ максимально допустимый уровень
S (мг/л) растворимость компонента отхода (вещества) в воде при 20°С
Снас (мг/м
3
) насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20°С и нормаль- ном давлении
Kow коэффициент распределения в системе октанол/вода при 20°С
LD
50
(мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующе- го вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопыт- ных животных при однократном пероральном введении в унифици- рованных условиях
LD
кожн
50
(мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующе- го вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопыт- ных животных при однократном нанесении на кожу в унифициро- ванных условиях
LC
50
(мг/м
3
) средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель
50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в уни- фицированных условиях
БД биологическая диссимиляция
Персистентность трансформация в окружающей природной среде
Биоаккумуляция поведение в пищевой цепочке
На дом: оформить отчет о практической работе в виде файла MS Word.
16
Раздел 1. Нормативно-методические основы обращения с отходами в РФ.
Тема 1.2. Обращение с опасными отходами.
Занятия 8-9
ПР № 2: Заполнение паспорта ОО.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа.
Цель занятия: выработка новых умений и навыков.
Образовательные задачи занятия:
- научиться заполнять типовые формы отчетной документации по обращению с от- ходами производства на примере паспорта ОО;
Воспитательные задачи занятия:
- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;
- воспитание информационной культуры.
Развивающие задачи занятия: продолжить развитие умений
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно- го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея- тельности.
Обеспечение занятия: методические указания к практическим работам, персональ- ные компьютеры, приложения MS Office.
Структура занятия:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание.
3) Актуализация знаний (фронтальный опрос).
4) Выполнение практических заданий.
5) Контроль результатов выполнения практической работы.
6) Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7) Домашнее задание, пояснения по его выполнению.
Практические задания:
1. Ознакомиться с электронной формой паспорта опасного отхода.
2. Заполнить паспорта отходов в соответствии со своим вариантом (табл. 1). Дан- ные о составе отходов взять из Практической работы № 1.
17
Таблица 1
Ва- ри- ант
Наименование организации
Руководи- тель
ИНН
ОКПО
Род дея- тельности
Адрес
1 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "А-ПРОФИ"
Директор
Недоговоро- ва Анна Ва- лерьевна
8602154 281 620034 28
Производ- ство про- филиро- ванных пи- ломатериа- лов
628400, Тю- менская об- ласть, Ханты-
Мансийский автономный округ, г. Сур- гут, проспект
Мира, д. 42, кв.
710 2 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "КАТУНЬ-Б"
Директор
Стряпчих
Дмитрий
Александро- вич
0411101 598 366369 59
Производ- ство дре- весно- стружеч- ных плит
649000, г. Гор- но-Алтайск, ул. Ленина, д.
281 3 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "ФОРТУНА - Е"
Директор
Петрищев
Эдуард
Александро- вич
4821019 721 834055 91
Производ- ство фане- ры
399774, Лпец- кая область, г.
Елец, ул. М.
Горького, 99, кв. 2 4 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "Ю.Ж.А"
Директор
Мелентьев
Сергей Ва- сильевич
5904232 928 672667 01
Производ- ство бумаги и картона
614000, г.
Пермь, ул. Ма- лая Ямская, 9-
28 5 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "С.В.ЛЕС."
Генеральный директор
Лимонова
Александра
Александ- ровна
4345202 044 823478 97
Производ- ство беле- ной целлю- лозы
610006, г. Ки- ров, переулок
Искожевский, д. 5, к. 8 6 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "З.Е.П.С."
Генеральный директор
Сурдуляк
Олег Павло- вич
6027120 017 882246 06
Производ- ство карто- на
180017, г.
Псков, ул.
Гражданская, д. 7, кв. 1001 7 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "ГЛОБУС И К"
Директор
Ященко Ан- дрей Нико- лаевич
4824021 856 545874 67
Производ- ство обоев
398024, г. Ли- пецк, проспект
Победы, д. 72А
8 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "Б И К"
Директор
Бедняков
Сергей Ива- нович
3326002 785 210705 94
Производ- ство гофро- картона
601800, Вла- димирская об- ласть, г. Юрь- ев-Польский, ул. 1 Мая,70 9 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "ТОЛЛАН-Л"
Генеральный директор Ку- зин Олег
Николаевич
2310103 909 772339 15
Производ- ство небе- леной цел- люлозы
350020, г.
Краснодар, ул.
Красная, д. 180
18 10 Общество с ог- раниченной от- ветственностью "ПРОМТЕХ-Л"
Директор
Нечаев Вла- димир Нико- лаевич
5262146 077 937401 78
Производ- ство дре- весной мас- сы
603057, г.
Нижний Нов- город, пер.
Светлогор- ский, д. 13
На дом: оформить отчет о практической работе в виде файла MS Word.
19
Раздел 1. Нормативно-методические основы обращения с отходами в РФ.
Тема 1.3. Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
Занятия 11-12
ПР № 3: Расчет нормативов образования отходов.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа.
Цель занятия: выработка новых умений и навыков.
Образовательные задачи занятия:
- научиться рассчитывать нормативы образования отходов.
Воспитательные задачи занятия:
- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;
- воспитание информационной культуры.
Развивающие задачи занятия: продолжить развитие умений
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно- го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея- тельности.
Обеспечение занятия: методические указания к практическим работам, персональ- ные компьютеры, приложения MS Office.
Структура занятия:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание.
3) Актуализация знаний (фронтальный опрос).
4) Выполнение практических заданий.
5) Контроль результатов выполнения практической работы.
6) Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7) Домашнее задание, пояснения по его выполнению.
Практические задания:
1. Рассчитать нормативы образования отходов от следующих объектов вспо-
могательного производства:
1. Гараж;
2. Котельная;
3. Сварочный участок;
4. Офис (контора)
2. Установить классы опасности образующихся отходов.
3. Сделать вывод об образовании отходов различных классов опасности.
Исходные данные для расчета представлены в табл. 6 (часть необходимых исход- ных данных необходимо будет найти в сети Интернет).
Основные положения.
Согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления» под от- ходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции,
20 которая полностью или частично утратила свои потребительские свойства. Существует несколько классификаций отходов (по агрегатному состоянию, по степени токсичности, по гигиеническому принципу и др.), наиболее распространенная из них – это деление от- ходов предприятия на отходы производства и потребления. К отходам производства отно- сятся отходы, которые были образованы в результате того или иного технологического процесса (сжигание угля, замена изоляции, деревообработка, металлообработка и др.). К отходам потребления относятся материалы, которые были образованы в результате по- требления продукции (использованная тара и упаковка, отработанные лампы, оргтехника, мусор от уборки территорий и помещений). Законодательно закреплена классификация отходов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду (табл. 1).
На сегодняшний день классы опасности, а также происхождение, агрегатное со- стояние, опасные свойства для большинства видов отходов установлены и закодированы в тринадцатизначном коде отхода. Первые восемь цифр кода используются для кодирова- ния происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агре- гатного состояния и физической формы (0 – данные не установлены, 1 – твердый, 2 – жидкий, 3 – пастообразный, 4 – шлам, 5 – гель, коллоид, 6 – эмульсия, 7 – суспензия, 8 – сыпучий, 9 – гранулят, 10 – порошкообразный, 11 – пылеобразный, 12 – волокно, 13 – го- товое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 – иное); одиннадцатая и двена- дцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 – дан- ные не установлены, 1 – токсичность (т), 2 – взрывоопасность (в), 3 – пожароопасность
(п), 4 – высокая реакционная способность (р), 5 – содержание возбудителей инфекцион- ных болезней (и), 99 – опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей среды (0 – класс опасности не уста- новлен, 1 – I-й класс опасности, 2 – II-й класс опасности, 3 – III-й класс опасности, 4 – IV- й класс опасности, 5 – V-й класс опасности). Код отхода можно определить из федераль- ного классификационного каталога отходов (ФККО), который организован и ведется по единой для Российской Федерации системе. Целью организации ФККО является система- тизация банка данных о всех отходах, образующихся на территории Российской Федера- ции. Федеральный классификационный каталог отходов в сокращенном виде представлен в табл. 2.