Файл: Министерство образования Тверской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 342

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

157
Железо-59 44,5 сут
5,3·10
-8 10
Кобальт-57 270,9 сут
3,8·10
-7 10
Кобальт-58 70,8 сут
9·10
-8 10
Кобальт-60 5,27 года
3,5·10
-8 10
Селен-75 119,8 сут
2,8·10
-7 10
Бром-82 35,3 ч
3,8·10
-8 10
Стронций-85 64,84 сут
9,5·10
-8 10
Стронций-87м
2,8 ч
1,8·10
-6 100
Стронций-90 29,12 года
4·10
-10 1
Технеций-99м
6,02 ч
2,8·10
-6 100
Индий-111 2,83 сут
2,4·10
-7 100
Индий-113м
99,4 мин
1,2·10
-8 100
Олово-113 115 сут
8,1·10
-8 10
Йод-123 13 ч
8,6·10
-8 100
Йод-125 60 сут
1,1·10
-9 1
Йод-126 13 сут
9·10
-10 1
Йод-131 8 сут
1·10
-9 1
Йод-132 2,3 ч
2,8·10
-8 10
Йод-133 20,8 ч
3,7·10
-9 10
Цезий-137 30 лет
1,5·10
-8 10
Барий-131 11,8 сут
1,8·10
-7 10
Барий-133 10,74 года
1·10
-7 10
Барий-140 12,74 сут
2,5·10
-8 10
Иттербий-169 32 сут
2,3·10
-7 10
Золото-198 2,7 сут
4,6·10
-8 10
Золото-199 3,1 сут
1.6·10
-7 10
Ртуть-197 64 ч
3·10
-7 100
Ртуть-203 46,6 сут
1,8·10
-8 10
Таллий-201 3 сут
1,8·10
-7 100
Таллий-202 12 сут
7·10
-8 10
Таллий-204 3,8 года
6,1·10
-8 10
К радиоактивным отходам относятся растворы, изделия, материалы, биологические объекты, содержащие радиоактивные вещества в количествах, превышающих значения, установленные действующими нормами и правилами, не подлежащие дальнейшему ис- пользованию на данном или каком-либо другом производстве и в экспериментальных ис- следованиях. К радиоактивным отходам относятся также отработавшие радионуклидные источники, не подлежащие дальнейшему использованию.
Радиоактивные отходы бывают жидкими и твердыми. К жидким радиоактивным отходам относятся растворы неорганических веществ, пульпы фильтроматериалов, орга- нические жидкости (масла, растворители и др.).
2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
Жидкие отходы считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных ра- дионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации ДКA, установленные для воды (см. табл. 1).
По удельной (объемной) активности жидкие радиоактивные отходы подразделяют на: слаборадиоактивные – ниже 1·10
-5
Ки/л; среднерадиоактивные – от 1·10
-5
до 1 Ки/л; высокоактивные – 1 Ки/л и выше.

158
Активность радиоактивных отходов, Ки, мКи, мкКи, можно определить как произ- ведение удельной (объемной) активности на объем или массу отходов:
A
0
=A
V
·V, (2) где A
V
– объемная активность, Ки/л; V – объем отходов, л.
Радионуклиды как потенциальные источники внутреннего облучения подразделя- ют в убывающем порядке по степени радиационной опасности на четыре группы: группа А – радионуклиды с МЗА 0,1 мкКи; группа Б – радионуклиды с МЗА 1 мкКи; группа В – радионуклиды с МЗА 10 мкКи; группа Г – радионуклиды с МЗА 100 мкКи.
Время, за которое активность радионуклида понизилась с какого-либо начального значения A
0
до конечного А
t
,
(3) где λ – постоянная радиоактивного распада; A
0
– активность радионуклида в на- чальный момент времени, Ки; А
t
– активность радионуклида спустя время t после началь- ного момента, Ки.
Жидкие отходы, содержащие короткоживущие нуклиды с периодом полураспада менее 15 сут, выдерживают в специальном помещении в течение времени, обеспечиваю- щего снижение удельной активности до значений допустимой концентрации ДКA, уста- новленной для воды, а долгоживущие нуклиды сдают на захоронение.
После такой выдержки жидкие отходы удаляют в хозяйственно-бытовую канализа- цию.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
3.1. Выбрать вариант (табл. 2).
3.2. Ознакомиться с методикой.
3.3. Определить категорию отходов по удельной (объемной) активности.
3.4. Определить группу радиационной опасности и МЗА.
3.5. Сопоставить активность каждого радионуклида с МЗА.
3.6. Классифицировать отходы по периоду полураспада.
3.7. Определить время, в течение которого необходимо выдерживать радиоактив- ные отходы для снижения удельной (объемной) активности до требуемого значения.
3.8. Определить активность радионуклидов, подлежащих сбору и захоронению.
Таблица 2
Варианты заданий
Вариант определяют по первой букве фамилии и последней цифре учебного шиф- ра. Для студентов, чьи фамилии начинаются с букв А...З, – варианты 1...10; И...П – 11...20;
Р...Я – 21...30.
Вариант
Радионуклид
Объем отходов, л
Объемная активность, Ки/л
01
Тритий-3 5
1·10
-4
Фосфор-32 3
0,5
Натрий-24 4
0,9
Железо-59 1
1


159
Индий-111 0,5 0,8 02
Цезий-137 1,5 1,5
Калий-42 3
1,8
Бром-82 5
0,8
Йод-131 1,2 2·10
-4
Стронций-90 0,7 0,7 03
Фосфор-33 1
0,1
Натрий-24 2
1,3
Сера-35 2
0,8
Калий-42 0,8 0,9
Хром-51 0,5 1,1 04
Кобальт-57 0,1 0,5
Стронций-87м
0,4 1,2
Технеций-99м
0,5 0,01
Индий-111 0,7 0,02
Цезий-137 0,2 0,8 05
Калий-42 0,3 1·10
-4
Хром-51 1
0,9
Сера-35 0,9 2
Натрий-24 0,6 0,05
Бром-82 1
1·10
-5 06
Йод-131 0,6 0,5
Йод-132 0,6 0,6
Золото-198 0,1 0,2
Ртуть-197 0,7 1,2
Иттербий-169 0,1 0,01 07
Стронций-85 0,2 0,1
Йод-126 1
1·10
-5
Барий-131 0,4 0,4
Золото-198 0,3 1,2
Таллий-204 0,8 0,2 08
Ртуть-197 0,5 1·10
-4
Железо-55 1,1 0,2
Таллий-202 0,7 0,5
Золото-199 0,1 0,7
Натрий-22 0,3 0,1 09
Железо-59 0,3 0,8
Калий-42 0,5 1,0
Бром-82 1
0,1
Ртуть-197 0,1 0,2
Селен-75 0,05 1,5 10
Таллий-201 0,2 0,1
Барий-140 0,1 1
Цезий-137 0,06 0,2
Золото-198 0,1 0,1
Натрий-22 0,6 1,1 11
Натрий-22 0,05 1
Фосфор-32 0,1 0,2
Калий-42 0,8 0,01
Бром-82 0,5 0,1

160
Стронций-87м
0,4 0,8 12
Индий-111 0,1 1,2
Технеций-99м
0,5 0,8
Йод-131 0,4 1,4
Стронций-90 0,06 0,6
Кобальт-60 0,2 0,8 13
Золото-199 0,25 0,6
Барий-140 0,3 0,5
Йод-133 1,2 1,5
Ртуть-203 0,7 2,5
Кобальт-58 1
0,7 14
Железо-59 0,7 1·10
-5
Хром-51 1,1 0,5
Натрий-24 1
0,05
Йод-133 0,5 1,6
Барий-140 1,4 0,5 15
Натрий-24 1
1·10
-4
Калий-42 0,5 0,45
Железо-59 0,3 1,1
Бром-82 0,7 0,25
Стронций-90 0,1 0,1 16
Стронций-85 0,15 1,2
Индий-111 1,2 1·10
-5
Барий-140 0,24 0,5
Золото-198 0,7 2
Таллий-24 0,1 0,7 17
Йод-131 1,5 0,8
Золото-199 0,1 1,2
Таллий-201 0,2 2
Тритий-3 1,1 1
Натрий-22 0,1 1,1 18
Кобальт-57 1,6 0,45
Селен-75 0,1 0,67
Йод-123 0,4 0,58
Барий-140 1
0,55
Таллий-201 0,2 0,15 19
Фосфор-33 0,25 1,4
Железо-55 0,45 1,3
Стронций-87м
0,15 0,6
Йод-132 0,35 0,8
Ртуть-197 0,65 1·10
-3 20
Таллий-204 1
0,05
Ртуть-203 0,1 0,01
Йод-133 0,05 1
Барий-131 0,2 0,02
Фосфор-32 0,5 1·10
-4 21
Олово-113 0,9 1
Йод-133 0,5 0,9
Цезий-137 0,01 2
Золото-199 0,02 1

161
Калий-42 0,1 2,5 22
Натрий-22 0,6 0,7
Кобальт-57 0,4 0,5
Бром-82 0,5 1
Йод-126 0,5 0,5
Таллий-201 0,3 1,2 23
Железо-59 0,5 0,8
Фосфор-32 1,5 1
Тритий-3 2
0,05
Натрий-24 1
0,8
Индий-111 1
0,5 24
Йод-131 0,6 1,0
Иттербий-169 0,05 0,1
Йод-132 0,4 0,7
Золото-198 0,01 0,5
Ртуть-197 0,05 1,2 25
Цезий-137 0,02 1
Кобальт-57 0,5 0,2
Стронций-87м
0,1 0,1
Технеций-99м
0,01 1,5
Индий-111 0,5 1,9 26
Калий-42 0,5 1
Хром-51 0,05 2
Золото-198 0,1 0,5
Натрий-24 1
1
Сера-35 0,01 1,5 27
Натрий-22 0,1 0,2
Ртуть-197 0,05 0,01
Золото-199 0,2 1
Железо-55 0,5 1,2
Таллий-202 0,01 0,5 28
Таллий-201 0,2 1
Натрий-22 0,5 0,05
Барий-140 0,5 1
Цезий-137 0,1 0,2
Золото-198 0,01 1,7 29
Калий-42 0,01 1·10
-4
Натрий-22 0,05 1,5
Стронций-87м
0,5 0,5
Фосфор-32 0,2 0,7
Бром-82 0,6 1,5 30
Стронций-90 0,02 1,4
Калий-42 0,5 0,6
Бром-82 0,7 0,8
Натрий-24 0,05 1,1
Железо-59 0,4 0,8
На дом: оформить отчет о практической работе в виде файла MS Word.

162
Раздел 6. Организация обращения с радиоактивными отходами.
Тема 6.2. Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами.
Занятия 73-74
ПР № 22: Проектирование полигона РАО.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Форма занятия: практическая работа.
Цель занятия: выработка новых умений и навыков.
Образовательные задачи занятия:
- актуализировать представления об опасных свойствах РАО;
- освоить методику проектирования полигона РАО.
Воспитательные задачи занятия:
- развитие понимания сущности и социальной значимости получаемой профессии, устойчивого интереса к ней;
- воспитание информационной культуры.
Развивающие задачи занятия: продолжить развитие умений
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективно- го выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности;
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея- тельности.
Обеспечение занятия: методические указания к практическим работам, персональ- ные компьютеры, приложения MS Office.
Структура занятия:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание.
3) Актуализация знаний (фронтальный опрос).
4) Выполнение практических заданий.
5) Контроль результатов выполнения практической работы.
6) Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7) Домашнее задание, пояснения по его выполнению.
Практические задания
1. Изучите доклад о полигоне РАО.
2. Составьте конспект по плану:
1) Устройство полигона.
2) Отходы, принимаемые на полигон.
3) Правила захоронения РАО на полигоне.
На дом: оформить отчет о практической работе в виде файла MS Word.


163
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Бобович Б.Б. Процессы и аппараты переработки отходов. – М.: Фо- рум, Инфра-М, 2013. – 288 с.
2. Бобович Б.Б. Управление отходами: учебное пособие. – М.: Форум,
Инфра-М, 2015.
3. Харламова М., Курбатова А. Твердые отходы. Технологии утилиза- ции, методы контроля, мониторинг: учебное пособие. – М.: Юрайт,
2015. – 232 с.
4. Шубов Л.Я. и др. Технология твердых бытовых отходов: учебник /
Л.Я. Шубов, М.Е. Ставровский, А.В. Олейник. – М.: Альфа-М, Ин- фра-М, 2016. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Косариков А., Макаров П. Твердые бытовые отходы в постиндуст- риальном обществе. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014.
2. Мамин Р.Г. и др. Инновационные механизмы управления отходами /
Р.Г. Мамин, Т.П. Ветрова, Л.А. Шилова. – М.: МГСУ, 2013. – 136 с.
3. Мирный А.Н., Мурашов В.Е., Корецкий В.Е. Государственное управление отходами в рамках концепции устойчивого развития. –
М.: Академия коммунального хозяйства, 2014.
4. Четвертаков Г. и др. Переработка и утилизация дисперсных мате- риалов и твердых отходов: учебное пособие / Г. Четвертаков, М.
Ставровский, Н. Рагозина, Д. Макаренков. – М.: Альфа-М, Инфра-
М, 2016. – 464 с.
Интернет-ресурсы:
1. ECOportal: вся экология. База данных составов отходов. URL: http://ecoportal.su/wastet.php.

164 2. Ekoman: сайт для разработчиков экологической документации. URL: http://eko-man.ru/.
3. Все об отходах. URL: http://waste.org.ua/.
4. Отходы.ру: справочно-информационная система.
URL: http://www.waste.ru/.
5. Эколог-профессионал: информационный ресурс, посвященный от- ходам производства и потребления. URL: http://eco-profi.info/.