ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практика 7.
Агиографическая литература 17 века
1. Демкова Н. С. «Житие» протопопа Аввакума как сюжетное произведение и проблема его композиции; О жанровой ориентации автобиографических «Житий» протопопа Аввакума и инока Епифания; Драматизация повествования в «Житии» и других сочинениях протопопа Аввакума; Литературная история «Жития протопопа Аввакума (соотношение редакций текста) // Житие протопопа Аввакума / Подгот. изд. Н. С. Демкова, Л. В. Титова; отв. ред. Л. Г. Бобров. СПб.: Наука, 2019. (Сер. «Литературные памятники»).
-в житии присутствует как фабула, так и сюжет
-цель: не предать забвению божие дело
-автор дает точные сведения о себе и погружает читателя в мир его чувств
-экспозиция предваряет сам тип повествования: точность, конкретность, склонность к самоанализу
-в центральной части сюжет разворачивается за счет внешнего движения событий: арест, ссылка, скитания по Сибири
-сложное и все время повторяющееся переплетение линий добра и зла
-в чередовании добра и зла можно проследить христианскую идею Аввакума – неизбежность воздаяния за терпение и страдание
-два типа повествования: «событийная сетка» - краткое исторически точное описание и описание отдельных эпизодов из жизни, напоминающее форму новеллы
-Аввакума не интересует периоды относительно спокойной жизни
-заключение в Андроньевом монастыре описано очень подробно – это первое испытание личности героя
-эпизод избиения героя вызвал у него богоборческий бунт, но он выбирает путь Иова
-второе заключение описано уже иначе: Аввакум сосредоточивается на изображении своего благостного состояния
-рассказы о Настасье Марковне о терпении и силе человеческого духа
-третье заключение в Пафнутьевом монастыре описано как заключение стойкого и испытанного борца за веру
-в сцене Собора Аввакум выступает как обличитель, пророк
-повети о бесноватых заменяют традиционные посмертные чудеса в конце жития
-похожая структура в «Житии Епифания»
-тяготение жития к жанру романа
Жанровая проблема житий Аввакума и Епифания.
-слияние проповеди, жития, поучения, бытовой повести
-«исповедь-проповедь»
-связь с хождениями
-начальная старообрядческая литература искала исторические аргументы для подтверждения истинности старой церкви