Файл: Протокол 23 от 29. 06. 2022 г. Утверждена приказом директора мбу Школа 72 от 29. 06. 2022г. 365од.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа № 72 имени Героя Советского Союза А.В.Голоднова»
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол № 23 от 29.06.2022 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБУ «Школа № 72» от 29.06.2022г. № 365-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
Класс: 1
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 2 часа
г.о. Тольятти 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа интегрированного курса «Динамические паузы» рассчитана на учащихся первых классов начальной школы и достижение первого уровня результатов.
Данная программа тесно связана с программами по физической культуре Егорова Б.Б., Пересадина Ю.Е., Ляха В.И.
Связь динамической паузы, осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что подвижные игры направленны на общефизическое развитие детей. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения -
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Динамическая пауза не предназначена для решения задач физического совершенствования, а носит, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижная (динамическая) пауза помогает обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивает сохранение работоспособности.
Ведение курса «Динамическая пауза» - необходимость не только времени, но и физиологическая, поскольку даже 3 урока физкультуры не компенсируют дефицита физической нагрузки, чтобы удовлетворить биологическую потребность растущего организма в движении.
Двигательная активность обеспечивает обогащение мозга кислородом, ускорение процессов восстановления, повышение работоспособности, что способствует снятию дискомфорта и напряжения во время учебного дня.
Важное направление в содержании программы «Динамическая пауза» уделяется спортивно-оздоровительному воспитанию младшего школьника.
Цель: воспитание у учащихся 1-х классов основ здорового образа жизни посредством подвижных игр.
Задачи:
-
комфортная адаптация первоклассников в школе; -
устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости; -
удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке; -
формирование установок здорового образа жизни; -
ведение закаливающих процедур; -
укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей; -
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; -
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям; -
формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья; -
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
Планируемые результаты
Содержание внеурочного курса «Динамическая пауза» направленно на воспитание таких качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также на развитие различных форм двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
По окончании изучения курса «Динамическая пауза» в первом классе начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Базовым результатом освоения интегрированного курса «Динамическая пауза» является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности и направлена на достижение
первого уровня результатов - приобретение школьниками социальных знаний, установок на здоровый образ жизни, методы укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, на совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися курса «Динамическая пауза» с общеразвивающей направленностью, входят:
-
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; -
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; -
умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; -
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
-
формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; -
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); -
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) -
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; -
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Программа курса
Программа курса состоит из подвижных игр на свежем воздухе. В случае сложных погодных условий динамические паузы проводятся в помещении.
Начинается занятие с разминки, которая может включать в себя гимнастические упражнения, танцевальные комплексы с небольшим объемом движений и невысокой интенсивностью.
Основная часть состоит из игр. Содержание основной части должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей.
В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, игры малой подвижности, даются творческие задания.
Программа направлена:
- на усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
-
расширение межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Результатом занятий подвижными играми является освоение учащимися основ физкультурной деятельности, развитие личностных качеств учащихся: самостоятельность, наблюдательность, терпеливость, доброжелательность и др.
Общая характеристика курса. Сначала совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять суть подвижных игр, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации (в новых играх, упражнениях). Наконец, учащиеся самостоятельно используют полученные знания, умения в различных жизненных ситуациях.
Программа нацелена на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Пути, средства, методы достижения цели. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основополагающие педагогические принципыпрограммы:
-
реализация потребности детей в двигательной активности; -
учет специфики двигательных занятий; -
комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья учащихся; -
постепенное увеличение физической и мышечной нагрузки; -
разнообразная физическая деятельность учащихся; -
преемственность урочных и внеурочных работ.
Средства достижения цели:
-
аудиовизуальные образовательные ресурсы; -
электронные образовательные ресурсы; -
наглядные образовательные ресурсы; -
демонстрационные образовательные ресурсы.
Методы достиженияцели:
-
групповой метод; -
практический метод; -
познавательная игра; -
ситуационный метод; -
игровой метод; -
соревновательный метод и др.
Формы организации деятельности:
Ведущими формами организации внеурочной деятельности предполагаются:
-
экскурсии; -
практические занятия; -
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; -
просмотр и обсуждение видеоматериала; -
беседы по воспитательным эффектам подвижных игр; -
мини – проекты.
Форма организации деятельности в основном – коллективная и групповая.
Для решения задачи сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего спортивно-ориентированного стиля жизни учащихся, учебно-образовательный процесс строится согласно приоритетам здоровьесберегающих технологий, с применением следующих групп средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.