Файл: Методичка 6 - Типология культуры.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 590

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра _______гуманитарных дисциплин____________________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурологии

Елена Николаевна Гринько.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль ________________ Типология культуры.________________________________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)____________ __культурология ______________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности____ _060201 Стоматология _____

(шифр-наименование специальности)



курс ______I______ семестр ____I,_II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность













Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Этническая и национальная культура».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть характеристику, особенности структуры, развития и трансформации этнической и национальной культуры. Место, роль и назначение данных типов культуры для современного общества.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.

«Уметь» - проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.

  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

  1. Этническая и национальная культура (средней (полной) общей программы).

  2. Отечественная история (средней (полной) общей программы).

  3. Мировая художественная культура (средней (полной) общей программы).



5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Определение «этноса». Эволюция термина (эпоха Др. Греции, Др. Рима, эпоха Средневековья, XIX в. И определение Бастина, ХХ в. И определение Широкогорова)

  2. Определение «нации». Выделить отличие нации от этноса.

  3. Роль природной среды и языка в формировании этнической культуры.

  4. Перечислить основные компоненты этнической культуры.

  5. Выписать уровни трансляции этнической культуры.

  6. Условия и причины формирования национальной культуры.

  7. Когда произошел разрыв между этнической и национальной культурой.

  8. Рассмотреть основные положения теории «пассионарности» Л.Н. Гумилева.


    1. Задания для СРС во внеучебное время

  1. Составить типологию этнической культуры (выделить критерии для типологии).

  2. Презентацию этнической культуры различных славянских родоплеменных союзов (полян, древлян, уличей, тиверцев и т.д.)

  3. Привести конкретные примеры формирования элементов национальной культуры реформами Петра I.

  4. Составить сравнительную таблицу этнической и национальной культуры.

  5. Объясните почему сегодня центром локализации этнической культуры является деревня, а национальной – город.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию.


Национальная и этническая культура


Задание № 1.


Характеристика

Этническая культура

Национальная культура

1

Ареал распространения



2

Характерные герои



3

Тип жилища



4

Социальная структура



5

Основные виды деятельности



6

Тип воспитания и образования



7

Армия



8

Символика



9

Язык



10

Пища



11

Способы передачи информации



12

Медицина




Задание № 2.


Характеристика

Славянская культура

(Любой этнос)

1

Одежда



2

Мировоззрение



3

Основная жизнедеятельность



4

Тип жилища



5

Пища



6

Достижения духовной жизни



7

Достижения материальной жизни




Задание № 3. Выберите элементы национальной (а) и этнической (б) культуры.


  1. Берестяная грамота.

  2. Яйца Фаберже

  3. Масленица

  4. Перун

  5. Царь пушка

  6. Храм Василия Блаженного

  7. «Слово о полку Игореве»

  8. Камаринская

  9. Праздник «Новый год»

  10. Князь

  11. Вологодские кружева

  12. Колядки

  13. Пасха

  14. Ярослав Мудрый

  15. Холоп

  16. Фрески Киевской Софии

  17. Сказка «Красная шапочка»

  18. Баян

  19. Сажень

  20. Частушки

  21. Стрелецкое войско

  22. Садко

  23. Кулебяка, расстегай

  24. Икона

  25. Зимний дворец

  26. Табель о рангах

  27. «Сказание о Борисе и Глебе»

  28. Церковно-приходская школа

  29. Гусар

  30. Илья Муромец

  31. Скоморохи

  32. Троица А. Рублева

  33. Дворянин

  34. «Юности честные зерцала»

  35. Монах Нестор

  36. Кремль

  37. Сквер Победы

  38. Торт Наполеон

  39. Вече

  40. Славно-греко-латинская академия






5.4. Темы рефератов:

1. Влияние географической среды на этническую культуру.

2. Обрядовая деятельность народов крайнего Севера.

3. Национальная культура как фактор преодоления феодальной раздробленности Киевской Руси.

4. Этническая культура как основа сепаратизма.

5. Этническая культура – основа для творчества национальной культуры.

6. Лучшие достижения национальной культуры.


6.Этапы проведения практического занятия.


  1. Типология культуры: понятие, основания.

  2. Определение этноса и нации. Условия и принципы объединения в этносы и нации.

  3. Этническая (народная) культура: определение, факторы формирования, специфика.

  4. Теория «пассионарности» Л.Н. Гумилева.

  5. Национальная культура: определение, время появления, факторы формирования, специфика.

  6. Сравнение этнической и национальной культуры.


1. Типология культуры

Типология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления.

Типология культуры стала необходимой в связи с неоднозначностью и множественностью социокультурного мира. Задача типологии культуры – это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры. Для типологии культуры могут использовать различные основания.

Типологические основания – совокупность показателей, включающая в себя значимые показатели исследуемых культур. Таких оснований несколько, поэтому для культурологов важен выбор каждого из них.

Основными принципами типологии культур являются:

1) географический (локализация культур в территориальном пространстве);

2) хронологический (локализация во времени, выделение этапов в историческом развитии);

3) национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры).

О. Шпенглер предложил теорию локальных цивилизаций. Она заключается в том, что существуют различные, но равноценные типы культур; существующие рядом друг с другом, но не влияющие друг на друга. Таких культур восемь (египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, культура майя, западноевропейская).

Теория «эволюционного монизма» Гегеля заключается в следующем: все страны входят в единую схему исторического развития от низших к высшим формам культуры, не перешедшие от мифологического сознания к рациональному относятся к «доосе-вому времени». Ось мировой истории – это время между 800 и 200 гг. до н. э. Теория «осевого времени» создана К. Ясперсом.

2. Определение этноса и нации.

Разделение понятий «этническая культура» и «национальная культура» связано с самими понятиями «этнос» и «нация».

Этнос – это этносоциальный организм, который представляет собой сочетание собственно этнических элементов (язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание своего единства как целого, закрепленное в этнониме – самоназвании этноса) с условиями его возникновения и функционирования.

Нация – это определенный этносоциальный организм и историко-культурная общность людей, которая складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, перемешивания, «сплавления» представителей различных племен и народностей.

2. Этнический и национальный типы культуры

Этнический и национальный типы культуры содержат в себе культурные системы племенного и этнического типов и национальные культуры как трансформировавшиеся варианты этнической культуры. Культурные системы подобного типа возникают в связи с совместным опытом проживания людей на смежных территориях для удобства хозяйственной деятельности и обороны от врагов.

Складываются общие черты подобных групп:

1) язык;

2) элементы образа жизни и бытовой культуры;

3) система мифологических (религиозных) и рациональных представлений;

4) внутренние хозяйственные и социальные связи.

В результате складывается родоплеменная (или межплеменная) культурная система – этническая культура данного народа (этноса). Самым первым основанием идентичности выступало кровное родство. Оно сменилось общностью обычаев, нравов. На этническую культуру повлияло возникновение городов и государств. Социальная стратификация культуры – это становление культуры новых городских сословий.

Культура приобретает еще два измерения: политическое и религиозное. К этому этапу относится культура ранних городских цивилизаций (с III–II тысячелетия до н. э. по середину II тысячелетия н. э.). Доминирующим признаком консолидации остается принцип территориально-соседской солидарности. Этот тип культуры трансформируется с появлением буржуазных наций в национальный тип культуры. Национальная культура – это синтетический тип культуры, основанный на территориальном единстве и национальном экономическом интересе. Основой организации людей является национальное государство. Национальный тип культуры является актуальным, т. е. ориентированным на решение текущих социальных задач, и прогностическим, т. е. направленным на достижение будущего.

Понятия этнической и национальной культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны.

Этносом называют любое национальное сообщество (национальное меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе государственного структурирования жизни многих народов.

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Она всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. Этническая культура охватывает преимущественно сферу обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений. Нижний слой включает в себя наиболее устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей.

Элементы народной культуры:

1. обряды,

2. обычаи,

3. мифы,

4. поверья,

5. легенды,

6. фольклор

Они сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

4.Теория «пассионарности» Л.Н. Гумилева

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал Л. Н. Гумилев (1908 - 1992). Гумилев придерживается принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: "этноса" и "пассионарности". Свою концепцию Гумилев изложил в работах "Этногенез и биосфера Земли", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси к России: очерки этнической истории". Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

Этнос в своем развитии проходит следующие фазы:

1)подъем пассионарности;
2) пассионарный перегрев;
3) медленный спад;
4) фаза надлома;
5) инерционный или цивилизационный период.

После этого этнос или распадается или сохраняется как реликт - состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитие этносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариев зависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты). Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальной активности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего исторического пути этнос получает из космоса.

Гумилев применяет теорию этногенеза к анализу истории разных народов. Большое внимание уделяет рассмотрению русской истории. Согласно его концепции в истории России имели место два взрыва пассионарности. Первый произошел в I - II вв. н. э. и привел к появлению славянского этноса. Тогда на исторической сцене появились славяне, и среди них - русичи. В фазе надлома славяне раскололись на отдельные племена и народы (чехи, поляки, сербы, болгары). Часть древних славян дошла до рубежа Днепра и озера Ильмень. Эта часть стала этнической основой древнерусской народности.

Второй пассионарный толчок происходит в XIII - XIV вв. В это время появляются новые поколения пассионариев, - героев, патриотов, готовых жертвовать собой ради высокой цели. Это А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский. В результате второго пассионарного толчка образуется новый этнос - великороссы или россияне. Он сложился из трех компонентов. Это славяне, угрофинны и татары (смесь тюрок с монголами). Гумилев считает, что смешение разных народов - это обязательное условие возникновения этноса.
Подъем пассионарности длился в России до XVI в. Затем в XVI - XVII вв. наступил пассионарный перегрев. Это дало страшные последствия: опричнину, смутное время, церковный раскол, крестьянские войны, стрелецкие мятежи. XVIII и первая четверть XIX в. - оптимальное в смысле пассионарности время, более или менее органическая эпоха в истории России. Пассионарность дала возможность России победить Наполеона, армия которого в три раза превосходила русскую. Однако война 1812 г. нанесла огромный урон уровню пассионарности нашего этноса. Лучшая часть русских людей, служившая в армии, погибла. Количество пассионариев сократилось. Сменился идеал: стали считать, что самое лучшее - обывательское существование, а не служение высокой цели. Затем в царствование Николая I (середина XIX века) началась фаза надлома. Она укладывается в 150 - 160 лет. Это самый тяжелый период в жизни этноса. Снижается удельный вес пассионариев. Для правителей важнее всего власть и первенство. Фазы надлома заполнены войнами. Происходит растранжиривание богатств и славы, накопленных предками. За фазой надлома следует инерционный или цивилизационный период. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, спокойного, благополучного существования.

Цивилизация благоприятна для накоплений материальной культуры, упорядочения быта. Растет техносфера - количество зданий, памятников. Мы находимся в конце фазы надлома. После сегодняшних бед нас ждет пора "золотой осени" - спокойного и долгого существования. Гумилев обращает внимание на то, что мы моложе Европы на 500 лет, потому что западно-европейский христианский мир возник в VIII в. н.э., надлом западно-европейского этноса вылился в Реформацию (XVI в.). Русский пассионарный толчок имел место в XIII в. Поэтому мы не должны самобичевать себя по поводу нашей отсталости от Европы.
Национальная культура: определение, время появления, факторы формирования, специфика

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой стала забота о "здоровье" французского языка. Уже в наше время в 1994 году французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.

Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.

  1. Сравнение этнической и национальной культуры

Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.

Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.

Такая ситуация имела место в русской истории. У нас существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах "мира" своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество - стремление объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал. Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).


  1. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

(тесты)

Тест по теме «Этническая и национальная культура»


  1. В основе формирования этнических и национальных культур лежит…

    1. Общность религиозных представлений,

    2. Совместное проживание людей на определенной территории,

    3. Единство языка,

    4. Единство происхождения.


  1. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как…

    1. Индивидуализм,

    2. Коллективизм,

    3. Ориентация на личный успех,

    4. Духовность.


3. Соотнесение человеком себя с определенным коллективом, ощущение себя его неотъемлемой частью – это …

  1. Культурное устроение,

  2. Культурная самоидентификация,

  3. Коллективизм,

4. Психологическая адаптация.


4.Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется…

    1. Национальной,

    2. Массовой,

    3. Потребительской,

    4. Популярной.


5. Культура ­­­­­­­­­……. – это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система

1.Национальная,

  1. Этническая,

  2. Популярная,

  3. Коммерческая


6. Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов, – это ………культура

  1. Этническая,

  2. Массовая,

  3. Потребительская,

  4. Национальная.


  1. Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей

  1. Род, племя, народность, нация,

  2. Нация, род, народность, племя,

  3. Племя, народность, нация, род,

  4. Народность, племя, род, нация.


  1. Консерватизм, стремление к замкнутости характерно для ………… культуры.

  1. Этнической,

  2. Массовой,

  3. Популярной,

  4. Национальной.


  1. О формировании национальной культуры свидетельствует…

  1. Доминирование общенациональных стандартов при снижении сословной дифференциации,

  2. Усиление сословной дифференциации,

  3. Создание единого централизованного государства,

  4. Расширение территории.


  1. Культура, для которой характерна пониженная значимость социальной дифференциации при высоком экономической единстве, называется…….

  1. Традиционной,

  2. Популярной,

  3. Национальной,

  4. Этнической.


  1. Как показывает историческая практика, глобализация зачастую сопровождается возвратом к традиционалистскому стилю поведения, когда на первом месте оказывается…

  1. Стремление получать удовольствие от жизни,

  2. Стремление к максимальной самореализации,

  3. Индивидуальная, личностная позиция,

  4. Племенная, этническая обособленность.


  1. Мемориальный тип культуры, в основе которого лежит представление об общем происхождении и общей истории – это …….культура.

  1. Массовая,

  2. Национальная,

  3. Кровнородственная,

  4. Этническая.


  1. Культура, ориентированная на решение текущих социальных задач и определяющая перспективы развития – это ……… культура

  1. Этническая,

  2. Национальная,

  3. Кровнородственная,

  4. Племенная.


  1. Учебно-материальное обеспечение:


    1. Литература:

а) обязательная

  1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.

  2. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  3. Культурология Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С.. М.: Высшее образование, 2007

б) дополнительная

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. – М.: Делова книга, 2002.

2. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М., Изд-во Проспект, 2004

3. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998.

4. Культурология. ХХ век. Словарь. С-П. – Университетская книга, 1997.


  1. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

8.1.Соотнесите достижения культуры с их типами:

Примеры

Этническая культура

Национальная культура

1

Сказка «О рыбаке и рыбке»



2

Басня Крылова



3

Терем



4

Идеология



5

Рыночные отношения



6

Геополитика



7

Русская плясовая



8

Локализация



9

Грановитая палата



10

Воевода




    1. Дайте определения следующим понятиям:

Тип –
Типологизация –
Этнос –
Модель культуры –

    1. Почему возникла проблема типологизации культур?

  1. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (слайды, графики

б) мультимедийное оборудование

в) технические средства обучения (проектор, компьютер и т.п.)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Задания

Количество баллов

(верхний порог)

Составление презентации

10

Написание эссе

10

Устное выступление

5

Решение тестов (обязательное для всех студентов)

3

Выполнение творческого задания по таблицам

3

Знание терминов (обязательное для всех студентов)

3

Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов.

1

Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов)

3

Научный реферат

15