Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящей курсовой работе рассмотрено такое понятие, как оперативно-розыскная деятельность и вытекающие из него принципы данной деятельности. Невозможно описать принципы оперативно-розыскной деятельности без разъяснения понятия и основания осуществления ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность в силу своих специальных средств и методов получения информации совместно с оперативно-розыскными мероприятиями, использованием содействия различных лиц, является предметом рассмотрения и обсуждения. Это обуславливается тем, что все тайное всегда становится объектом правовой и нравственной оценкам. Оперативно-розыскная деятельность всегда остается эффективным, необходимым и постоянным средством борьбы с преступными действиями, преступниками, какими-либо иными противоправными действиями, обеспечивает безопасность личности, общества и государства в целом.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ упорядочивает взаимоотношения в сфере данной деятельности, динамику изменений в системе и структуре правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Изменения, вносимые в указанный ФЗ об ОРД и другие нормативно-правовые акты, судебная оценка действий и решений должностных лиц и правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм настоящего Федерального закона во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, уголовного права, уголовно-процессуального права и иных законов, регулирующих правоотношения в сфере пресечения преступных деяний.

Объектом рассмотрения в данной курсовой работе являются правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой гласно и негласно различными оперативными подразделениями правоохранительных органов, уполномоченных законодательством, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предметом исследования является совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Целью является исследование оперативно-розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно различными подразделениями государственных правоохранительных органов.


Задачами курсовой работы являются:

- раскрытие понятия и оснований осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации;

- описание нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России;

- описание понятие и видов принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Из поставленных задач следует, что основными положениями курсовой работы являются:

1. Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности;

2. Содержанием оперативно-розыскной деятельности является проведение оперативно-розыскных мероприятий.

По данной теме написано много книг, статей, монографий. Имеется много различных мнений и теорий о количестве принципов, включенных в оперативно-розыскную деятельность и которыми руководствуются правоохранительные органы. В курсовой работе рассматриваются наиболее значимые, важные и конкретно определенные принципы, и которые отражены в понятии оперативно-розыскной деятельности.

Глава 1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности

Согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] от 12.08.1995 года №144-ФЗ под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из сказанного следует, что оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности. Имеет исключительно государственно-правовой характер и направлена на добывание информации, признаков и фактов преступных деяний.

«ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД»[2].


«ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности, которая имеет исключительно государственный характер. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом ее специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами»[3].

В наиболее расширенном смысле в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности - защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств, целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека, общества и государства.

«Оперативный», в определении об оперативно-розыскной деятельности, согласно толковому словарю русского языка, - это, во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь и, во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел. Разумеется, оперативники уголовного розыска, контрразведки, других ОРО практически «что-то» осуществляют. Однако с таким же успехом непосредственное осуществление «чего-то» может быть приписано следователям, судьям и т.д. Что же касается способности оперативников «быстро, вовремя исправить или направить ход дел», то практика зачастую свидетельствует о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных актов заставляет задуматься о якобы большей «быстроте» негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительным следствием. Так, срок производства ДОУ в ФЗ об ОРД вообще не оговорен. Не в пример этому производство по уголовному делу ограничено УПК[4] двумя месяцами (ст. 162)». 

Анализируя определение об оперативно-розыскной деятельности можно выделить следующие признаки, которые являются обязательными элементами конструкции ОРД:

- деятельность осуществляется только государственными органами;

- субъектный состав органов определяется ФЗ об ОРД;

- круг субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть скорректирован только путем внесения соответствующих изменений в ФЗ об оперативно-розыскной деятельности;

- может осуществляться исключительно в целях, определенных ФЗ об ОРД, а именно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств;


- осуществляется только оперативными подразделениями;

- данный вид деятельности может осуществляться гласно и негласно;

- осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий[5].

Особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Прежде всего это определено тайным характером действий преступников, их тщательной предварительной подготовкой преступных действий, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность подконтрольна и направлена на защиту интересов государства и общества, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законодательством Российской Федерации, специальными средствами и методами. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются негласно, до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей, как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении преступных действий, направленных на безопасность государства.

Когда содержание и цели оперативно-розыскных мероприятий и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности оперативно-розыскных мероприятий от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов, подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время законодателем четко установлен круг оперативных подразделений, которые могут выступать от имени государства при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Их перечень определен статьей 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:


1. Органов внутренних дел Российской Федерации;

2. Органов федеральной службы безопасности;

3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

4. Таможенных органов Российской Федерации;

5. Службы внешней разведки Российской Федерации;

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в иных пунктах настоящей статьи.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только посредством внесения поправок в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ задачи и исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Согласно статье 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

Информация, полученная с помощью розыскной деятельности, не является доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащими процессуальными методами, а именно - на основе соответствующих правовых норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

«По своей сути оперативно-розыскная деятельность направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц (ст. 2 ФЗ об ОРД). В практическом отношении большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов наркопреступности выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления ОРД, по существу, невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»[6]