Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПРЕТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1 Понятия и виды принципов оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные (отраслевые) принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Руководствуясь принципами, законодатель должен оценивать поведение субъектов оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, основываясь на принципах, восполняются пробелы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Принципы оперативно-розыскной деятельности выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию.
Под системой в принципе понимается целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют три таких критерия:
- широту распространения того или иного принципа;
- непосредственное указание законодателя в ФЗ об ОРД на те или иные принципы оперативно-розыскной деятельности;
- содержание и характер принципов.
«По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования)»[18].
Отметим то, что в ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ непосредственно названы четыре принципа ОРД:
- принципы законности,
- принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,
- принципы конспирации,
- принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
Из указанной статьи можно выделить два конституционных основных принципа – законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, которые рассмотрим более детально ниже.
Значение принципов состоит в том, что они отражают нравственные и правовые представления общества о тех правилах поведения, которые выступают в качестве мерила допустимости всех форм деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, направленных на решение поставленных задач. Следует учитывать, что нельзя исключать наличие пробелов или неточностей в правовой базе ОРД. В этом случае законодатель, опираясь на принципы, сможет восполнить пробелы и устранить возможность неоднозначного толкования нормативно-правовых предписаний.
Все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов нет противопоставления одного принципа другому.
Законодатель сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативно-правовых актах. В них установлено, что запрещено осуществлять оперативно-розыскную деятельность для решения задач, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
«Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 ФЗ об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что: эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ; никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе ОРО и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условий нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др.»[19].
Для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, установлена четко определенная законодательная процедура. В рассматриваемом Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ подробно прописаны условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (статья 8) и основания и порядок судебного рассмотрения материалов таких оперативно-розыскных мероприятий (статья 9). Принцип уважения и соблюдения прав и свобод распространяется на граждан (также из числа родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются оперативно-розыскные мероприятия. В статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ предусмотрены меры по восстановлению нарушенных прав. Соблюдение прав и свобод имеет наиважнейшее значение для лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Правоприменитель регламентирует государственную защиту данных лиц, закрепляет меры их социальной и правовой сферы, обеспечивает безопасность и неприкосновенность, определяет конфиденциальность отношений.
На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступные деяния и ставших в связи с этим объектами оперативно-розыскной деятельности, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации[20] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция определяет границы пользования правами и свободами, несоблюдение и игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод иных лиц.
Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются во многих статьях Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Основного Закона говорится, «что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». В статье 35 Конституции Российской Федерации - что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В статье 53 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более должное закрепление получил в статье 5 Федерального закона Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ.
На основании сказанного, можно подвести итоги об конституционных основных принципах оперативно-розыскной деятельности и их охарактеризовать кратко:
- принцип законности заключается в том, что все участники оперативно-розыскной деятельности, обязаны соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность. Принцип законности подразумевает точное исполнение законов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, всеми ее субъектами, а также соответствие всех ведомственных нормативно-правовых актов, затрагивающих данную сферу деятельности (приказов, наставлений, инструкций и т. д.), требованиям Конституции РФ и федеральных законов;
- принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен нормами Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанным принципом гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД).
Хотелось бы отметить, что данные принципы определяются как конституционные по причине их основного и изначального закрепления в Конституции Российской Федерации.
2.2 Специальные (отраслевые) принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
К специальным (отраслевым) принципам можно отнести следующие принципы:
- принцип конспирации;
- принцип сочетания гласных и негласных методов и средств;
- принцип равенства граждан перед законом;
- принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности;
- принцип соразмерности использования оперативно-розыскной деятельности;
- принципы наступательности и непрерывности;
- принцип разделения полномочий.
В качестве отраслевого принципа оперативно-розыскной деятельности правоприменителем определен принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер розыскной деятельности. Принцип конспирации пронизывает все нормы ФЗ об ОРД.
«Конспирация (скрытность, маскировка) - один из принципов и основополагающих факторов оперативно-розыскной деятельности, позволяющих добиться успеха. Она позволяет сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления оперативно-розыскных мероприятий по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть «как все»), использованием специальных помещений, предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др. В ходе оперативно-розыскной деятельности закон позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (статья 15 ФЗ об ОРД)»[21].
Порядок и правила конспирации закреплены в статьях Федерального закона«Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ. Например, нормами статьи 5 указанного Федерального закона ограничивается предоставление сведений о лице, являвшемся объектом оперативно-розыскной деятельности, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Даже введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ст. 9 ФЗ об ОРД); (ч. 5 ст. 5; ч.ч. 3 и 7-9 ФЗ об ОРД).
В статьях 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ заложена возможность использования помощи должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. Законодатель возлагает на уполномоченные органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, обязанность соблюдать конспирацию при проведении данных мероприятий (статья 14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну.
«Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами»[22].
Принцип конспирации напрямую вытекает из самой природы оперативно-розыскной деятельности, как орудия противодействия наиболее опасным проявлениям преступности, которая осуществляется в условиях неочевидности с целью избежания уголовной ответственности.
Принцип конспирации служит определенной гарантией права на защиту чести и достоинства граждан, закрепленного Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, исходя из основ принципа конспирации, можно сделать вывод, что конспиративность позволяет избежать преждевременной компрометации лиц, в отношении которых имеется непроверенная информация о причастности их к преступлениям.
Сочетание гласных и негласных методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности является продолжением принципа конспирации и подчеркивает взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
«Большое значение в оперативно-розыскной деятельности имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя и противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
Выбор органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, методов и средств осуществления данной деятельности зависит от сложившейся ситуации и определяется самостоятельно правоохранительным органом. Результаты розыскной деятельности могут использоваться в качестве оснований для возбуждения уголовного дела, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.