Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«В теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию»[7].

Целью законодательства об оперативно-розыскной деятельности является систематизация всех имеющихся законных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. наличие возбужденного уголовного дела;

2. ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На основании изложенного, можно охарактеризовать каждое из них.

Возбужденное уголовное дело (п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД) является основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ не связывает основание возбужденного уголовного дела ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает некоторые ограничения.


Наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать применительно к трем моментам:

1) в случае нахождения такого дела в производстве органа дознания;

2) в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;

3) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

В качестве следующего основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий предусматривается получение органами дознания (следователем), осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет полных достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Речь идет о фактических основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий.

«Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке»[8].

Порядок розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодательством в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения настоящей задачи следует рассматривать в первую очередь постановление следователя о розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

При получении материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя:

- информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица;

- проверку его по учетам ОВД;

- опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого,

и некоторые другие.

После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о необходимости проведения мероприятий по розыску, оперативный аппарат органа обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить согласно установленного плана работы по данному делу.


Поступление сведений о без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодательством в качестве отдельного основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

«Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными»[9]. Сведения о безвестно пропавшем поступают, как правило, от родственников, близких пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, в которых пропавший работал. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в КУСП дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия.

«При проведении ОРМ на основании заявлений о безвестном исчезновении граждан решается задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи с этим оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться сразу после получения заявления наряду с проверочными действиями»[10].

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Получение данного процессуального документа следует рассматривать в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этих документах должны содержаться фактические основания проведения данных мероприятий в виде сведений, обосновывающих их необходимость.

В качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрены запросы различных правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Под различными органами понимаются как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и иные органы федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Обязанности по выполнению запросов различных правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, определяются в межведомственных соглашениях и нормативно-правовых актах.

«Запросы других оперативных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести»[11].


Например, в качестве основания для проведения розыскных мероприятий может предусматриваться постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, которое установлено Федеральным законом от 20.04.1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[12].

Защищаемыми лицами согласно статьей 2 Федерального закона от 20.04.1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» перечисляются должностные лица государственных и правоохранительных органов (судьи всех уровней, прокуроры, следователи и т.д.) и их близкие родственники, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. В том числе к числу лиц, подлежащих защите, отнесены и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Исполнение данных запросов является обязанностью органов оперативно-розыскной деятельности.

В соответствие с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 года №144-ФЗ органы оперативно-розыскной деятельности обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. Из текста данной статьи следует, что правовым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут выступать запросы только тех международных организаций, членом которых является Российская Федерация, либо признает их юрисдикцию в соответствии с установленными международными правовыми нормами.

В качестве самостоятельного основания для проведения розыскных мероприятий законодательство определяет необходимость обеспечения безопасностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эта функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности от противоправных посягательств, в рамках своей деятельности, и закреплена в нормативно-правовых актах, регулирующих их данную деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона от 10.01.1996 года №5-ФЗ «О внешней разведке»[13], п. «т» ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 года №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[14], п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1996 года №57-ФЗ «О государственной охране»[15], ч. 2 ст. 28 Закона РФ от 01.04.1993 года №4730-I «О государственной границе Российской Федерации»[16] и т.д.).


Таким образом, «оперативно-розыскная деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основания включает в себя как поводы к проведению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий либо тех и других в совокупности»[17].

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПРЕТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1 Понятия и виды принципов оперативно-розыскной деятельности в России

Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие основополагающие идеи, выработанные сыскной практикой, выраженные в законодательных нормах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного общества, а равно нравственные и правовые представления граждан относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Значение принципов оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность данного вида государственной деятельности.