Файл: Общие подходы к педагогическим технологиям. О взаимодействии субъектов в технологиях обучения Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Академическая группа: ЗФ-114-280-2-1
Учебная дисциплина: Технологии обучения в области БЖ в общеобразовательной организации и вузе
Преподаватель: Тюмасева Зоя Ивановна
Электронная почта: zit@cspu.ru
Студент: Рыжов Евгений Евгеньевич
Педагогическое образование, ОвОБЖ
Выполнить задание по теме:
«Общие подходы к педагогическим технологиям. О взаимодействии субъектов в технологиях обучения»
Задание 1. Изучить материал лекции и записать в тетрадь определения следующих понятий: «технология», «методика», «личностноориентированные технологии»; классификация технологий обучения.
Дайте определения следующим понятиям: | Ответ |
-технология | - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). |
- педагогическая технология | - совокупность определенных приемов и методов |
- совокупность приемов | – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; |
- методика | -совокупность способов организации педагогического процесса |
- личностноориентированные технологии | — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса |
В настоящее время проблема классификации технологий обучения привлекает постоянное внимание ученых. Существующие исследования позволяют выделить несколько подходов к данной проблеме.
1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений.
Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания латературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.
3.Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:укрепление дидактических единиц(УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика»Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.
5. Природосообразные технологии, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка:обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
6. Альтернативные:вальдорфскаяпедагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.
7. Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных –«Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).
Другой подход основан на анализе позиций
– ведущих и ведомых – субъектов образовательного процесса.
Классификация технологий обучения по соотношению позиций
взрослого и ребенка в образовательном процессе
Характеристики | Технологии | ||
авторитарные | дидактоцентрические | личностноориентированные | |
Содержание | Педагог является определяющим субъектом учебно-воспитательного процесса, а учениклишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требованийи принуждения | Целевая установка – обученность учащихся: уровень сформированных ЗУН. В построении учебногозанятия приоритетотдается не субьектамобразования, а дидактика, методике. Учащийся становитсяобъектом управления спомощью дидактических средств; при этом может учитываться индивидуальное своеобразие личности учащегося | В центре образовательной системе– личность ребенка, которой необходимо обеспечить комфортные, безопасные, оптимально развивающие условия дляреализации ее природных потенциалов, самоактуализации. Личность ребенка является системообразующей: целью образовательнойсистемы, а не средствомдостижения какой-либо отвлеченной цели |
Тип отношений | S→O (подавляющий) | S→OS (адаптивный) | S→S (гуманно-личностный) |
Используемые методы обучения | Доминируют объясниткльно-иллюстративные методы, в которых учащемуся отведена пассивная роль «принимателя» знаний | Преобладают информационные (дидактоцентрические) технологии, основу которых составляет формирование системы умственных и практических действий: направляющие тексты, технологические карты, программированные учебники и пр. | Антропоцентрические технологии: акцент на формировании обобщенных способов учебно-профессиональной деятельности, развитии совокупных характеристик личности – знаний, умений, навыков, способов учебных действий, механизмов личностного самоуправления, сферы эмоционально-нравственных характеристик личности |
Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:
1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;
2.По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;
3.По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);
4.По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.
5.По ориентации на личностные структуры – информационные (формирование знаний, умений и навыков по предметам - ЗУН), операционные (формирование способов умственных действий - СУД), эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - ДПС);
6.По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).
Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по
типу организации и управления познавательной деятельностью:
1. классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение);
2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств);
3. система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося);
4. обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
5. система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения;
6. компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров);
7. система «репетиторов» - индивидуальное обучение;
8. «программное обучение» - обучение по заранее составленной программе с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, в индивидуальной форме с применением учебных средств.
Если в основу классификации положить отношение педагога к ученикам, то можно выделить такие технологии:
1. авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;
2. личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей;
3. гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка;
4. технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества;
5. технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.