Файл: Изучение местного самоуравления в России: истории и современности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, важностью местного самоуправления в экономической и правовой жизни России. Местное самоуправление – самая древняя форма организации общественной жизни, которая была интересна для изучения с момента своего возникновения. Начиная с первых государственных образований на территории современной России (Киевская Русь, Новгородское государство, Московское государство), местное самоуправление играло определяющую роль в формировании и укреплении российской государственности. Все сферы жизни общества взаимосвязаны, поэтому изучение прошлого опыта местного самоуправления и нахождение путей преодоления возникающих проблем, позволит улучшить жизнь населения в настоящем и будущем. Богатая история России раскрывает различные способы организации местного самоуправления. Некоторые правители проводили реформы, направленные на усиление центральной власти, другие предоставляли некоторую свободу в решении местных вопросов населению. Но все преобразования были обусловлены духом времени. Поэтому сейчас важно идти вперед, развивать систему местного самоуправления.Изучение истории развития местного самоуправления представляется ценным поскольку, многие события имеют свойство повторяться, и чтобы избежать ошибок в формировании местного самоуправления, нужно знать, что происходило в прошлом. Местное самоуправление можно определить как совокупность организационных форм в рамках муниципального образования, посредством которых обеспечивается решение населением вопросов местного значения. Общие принципы организации местного самоуправления заключаются в предоставлении локальным административным субъектам, о которых идет речь, возможностей для выстраивания эффективной стратегии социально-экономического и политического развития с учетом местных особенностей. В ряде случаев основные принципы организации системы местного самоуправления предполагают отделение соответствующих политических институтов, работающих на локальных территориях, от государственной власти. Данный подход, в частности, закреплен в Конституции РФ[1]. Таким образом, государственная и муниципальная системы власти в России формально действуют независимо. Важным источником на общенациональном уровне является — Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Цель работы– изучение местного самоуравления в России: истории и современности.


Объект исследования - общественные отношения, возникающие в области генезиса местного самоуправления.

Предмет исследования -организация местного самоуправления.

Поставлены задачи:

  • изучить историю самоуправления в дореволюционной России;
  • дать общую характеристику местного самоуправления в период становления СССР;
  • рассмотреть сестное самоуправление как форму народовластия, структуру органов местного самоуправления в РФ;
  • определить проблемы реализации местного самоуправления;
  • проанализировать перспективы развития системы местного самоуправления и основные пути совершенствования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области местного самоуправления: Постового Н.В., Емельянова Н.А., Анимица Е.Г. и Тертышного А.Т., Коржихиной Т.П. и других.

Практическая значимость. Результаты представленного исследования позволяют существенно дополнить имеющиеся научные знания в области изучения местного самоуправления, особенно принциповорганизации.

Методы исследования.При написании данной работы были использованы такие методы исследование, как анализ, синтез, историко-правовой метод. Использован системный подход и формально-юридический анализ.

Структураданнойработысостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы.

Глава1. ИсториястановленияместногосамоуправлениявРоссии

1.1Историясамоуправления в дореволюционной России

На современном этапе развития науки муниципального управления среди специалистов не существует единого подхода к пониманию периода зарождения самоуправления на территории России. Некоторые специалисты рассматривают в качестве такого периода зарождение общинного строя у славянских народов.

Другие специалисты обращаются к X-XI векам, считая традиции решения местных вопросов на вече истоком российского самоуправления. Еще одна группа специалистов называет начальным этапом формирования российского самоуправления или первую земскую реформу царя Ивана IV, осуществленную им в середине XVI века, или реформы Петра Великого, создавшего магистраты, или реформы Екатерины II, учредившей ландраты.


В качестве важнейшего этапа становления местного самоуправления в России выделяют деятельность императора Александра II, осуществившего крестьянскую реформу в 1861 году, земскую реформу в 1864 году и городскую реформу 1870 года. В результате осуществления данных реформ выделилось волостное, земское и городское самоуправление.

Реформа 1861 года способствовала распространению волостного и сельского самоуправления на освобожденных крепостных крестьян.

Волостное самоуправление осуществлялось волостным сходом и волостным старостой с привлечением волостного управления и волостного крестьянского суда.

Сельское самоуправление осуществлялось силами сельского схода и сельского старосты. Замещение должностей сельского самоуправление осуществлялось посредством проведения выборов. Срок полномочий выборных лиц составлял 3 года.

В обязанности сельского схода входило решение следующих вопросов[2]:

  • во-первых, пользование общинными землями;
  • во-вторых, удовлетворение общественных нужд;
  • в-третьих, благоустройство общинных территорий;
  • в-четвертых, призрение;
  • в-пятых, обучение членов общины грамоте;
  • в-шестых, осуществление раскладки казенных податей и денежных сборов и прочее.

На сельского старосту возлагались обширные полномочий в части управления общественными делами в пределах установленной компетенции и административно-полицейскими делами, включая охрану общественного порядка, обеспечение безопасности имущественной и личной, осуществление паспортного контроля. Решение сельского схода наделялись законной силы только при условии присутствии сельского старосты.

Сельское самоуправление подлежало контролю со стороны мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских присутствий по крестьянским делам.

Земское самоуправление с 1864 года было введено только в 34 губерниях при общем их числе в количестве 69. Введение земского самоуправления подразумевало формирование распорядительных и исполнительных органов. Распорядительными органами являлись собрание уездные и губернские земские, а исполнительными – управы уездные и губернские земские. Члены собрания избирались на срок 3 года тремя куриями по куриальной системы выборов на основе сословного ценза.

Земское самоуправление осуществляло решение следующих вопросов[3]:

  • во-первых, организация устройство и содержание местных путей сообщения;
  • во-вторых, организация и поддержание работы земской почты;
  • в-третьих, создание и обеспечение работы земских школ, больниц, приютов и богаделен;
  • в-четвертых, обеспечение развития торговли на местах и промышленного производства, организация народного продовольственного отдела;
  • в-пятых, организация и обеспечение деятельности ветеринарных служб и агрономических служб;
  • в-шестых, осуществление взаимного страхования;
  • в-седьмых, строительство церковных, тюремных сооружений и сумасшедших домов.

Земское самоуправление обладало определенными особенностями, имеющими актуальность и в настоящее время. К числу таких особенностей относятся следующие[4]:

  • во-первых, исключение земских учреждений из системы органов государственного управления. Земская служба представляла собой исполнение общественных обязанностей, не предусматривающих вознаграждение за ее осуществления;
  • во-вторых, финансирование земств за счет собственных средств. Земства наделялись собственным бюджетом, доходы которого формировались посредством губернского земского сбора, целевыми дотациями государства, частными пожертвованиями и прибылью от торгово-промышленной деятельности. При наличии бюджетного дефицита земства наделялись правом установления дополнительных сборов;
  • в-третьих, наличие у земств значительного объема полномочий в отношении решения местных вопросов. Органы земского самоуправления обладали полномочиями издания обязательных для населения постановлений и обложения населения сборами.

Государственное самоуправление получило свое развитие с 1870 года, когда было принято Городское положение. Городское самоуправление обладало важнейшей отличительной особенностью, выражающейся в его бессословном характере. Участие в городских выборах предусматривало не сословный, а имущественный ценз, что было обусловлено невозможностью разделения городского населения на сословия[5]. Избирательным правом и правом быть избранным в Городскую думу наделялись собственники недвижимости, представители купечества, владельцы торговых и промышленных заведений, плательщики городских сборов. Мужчины осуществляли голосование не только за себя, но из-за женщин, то есть жен и дочерей.

Реформа городского управления, существенная в 1892 году, отнесла выборных лиц, осуществляющих городское самоуправление, к категории государственных служащих.

Такимобразом,в состав органов самоуправления была включена городская дума, председательство в которой возлагалось на городского голову и городскую управу.Городское самоуправление жестко контролировалось государством.

1.2Общая характеристика местного самоуправления в период становления СССР


Действующая в советский период система управления на местах не является системой местного самоуправления в классической трактовке указанного понятия. Однако при этом необходимо отметить, что Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов послужили прототипом современных органов самоуправления местными сообществами. Этот институт рассматривался в советском государстве как инструмент реализации власти народа.

В октябре 1917 г. на территории Советского государства осуществляли деятельность около 2000 Советов, в их числе Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – около 1500; Советы крестьянских депутатов – около 500[6].

В рассматриваемый период названные институты народовластия основывают свою деятельность не на положениях законодательных актов, на позиции населения местного сообщества. Так, самостоятельно Советами определяются количество депутатов, разрабатываются документы, определяющие их собственную структуру и компетенцию.

Важно подчеркнуть, что в рассматриваемый период Советы не являлись типичными органами управления на местном уровнем, они решали, прежде всего, политические задачи, выступая первичным звеном системы, реализующей диктатуру пролетариата. Они рассматривались в качестве институтов осуществления управленческих решений местного сообщества на принципе самостоятельности и как инструмент, посредством которого класс рабочих и крестьян реализовывал свои интересы[7].

Отдельные аспекты деятельности Советов постепенно получали свое закрепление. Так, в частности, в конце октября 1917 г. постановлением Совета народных комиссаров в число полномочий местного Совета было включено полномочие по распределению.

Советы в рассматриваемый исторический период в качестве органов управления местными сообществами характеризовались следующими чертами[8]:

  • Советы, учреждаемые на местах, выступали управленческими органами, которые реализуют свои полномочия в пределах соответствующей административной территории;
  • Советы, учреждаемые на местах, входили в состав единой системы власти и управления Советского государства, то есть организационно они находились в подчинении вышестоящих государственных органов;
  • Советы, учреждаемые на местах, должны были решать вопросы, имеющие значение для местного сообщества, однако рамки их деятельности устанавливались центральной властью страны.