Файл: Изучение местного самоуравления в России: истории и современности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом сама процедура перехода публичной власти на местах к Советам характеризуется длительностью и сложностью: долгое время прежние городские и земские органы управления местными сообществами действовали параллельно с учреждаемыми по стране Советами. Центральной властью были изданы разъяснения относительно взаимодействия указанных органов[9]. Так, согласно разъяснениям, земские и городские органы управления местными сообществами, которые выступают против или саботируют решения Советов, должны немедленно ликвидироваться, те же органы, которые демонстрировали лояльность к деятельности Советов, сохранялись и осуществляли свою деятельность под управлением Советов, по их поручению.

Последующий период характеризуется активным законотворчеством в рассматриваемой сфере. Так, издавались декреты, которые расширяли компетенцию местных Советов, конкретизировали их отдельные полномочия. Все вопросы управления жизнедеятельностью местного сообщества были переданы Советам. В 1918 г. на разрешение местных Советов было передано полномочие по определению границ соответствующих административно-территориальных единиц.

Конституция РСФСР 1918 г. к полномочиям местного совета относила следующие[10]:

  • реализация на местном уровне постановлений центральной власти;
  • осуществление мероприятий по культурно-хозяйственному развитию соответствующей административно-территориальной единицы;
  • управление делами, имеющими значение для местного сообщества и др.

На начальном этапе финансовые отношения Советов регулировались центральной властью. В конце 1919 г. Советы получили большую самостоятельность: они имели право приостанавливать действия распоряжений народных комиссариатов, когда такие распоряжения противоречили интересам местного сообщества[11].

Тогда же были определены административно-территориальные единицы, где возможно формирование местного самоуправления. Это были волости, города, губернии и др., при этом размер территории и численность населения не имели значения. Административно-территориальные единицы именовались коммунами, в них учреждались отделы по управлению коммунальным хозяйством, деятельность которых регулировалась центральным органом в сфере коммунального хозяйства[12].

В конце 1924 г. Советы получили право в городах самостоятельно решать вопросы финансирования собственной деятельности. Кроме того, с развитием товарно-денежного оборотом советы получили возможность извлекать доход посредством вновь установленных налогов, взимания платы за жилье и предоставляемые услуги коммунального характера.


В последующем расширяется и политико-административные функции Советов. Советы в городах решают вопросы организации охраны общественного порядка и безопасности, для чего им предоставляется полномочие по изданию соответствующих постановлений. Также городские Советы получают право формировать избирательные комиссии, избирательные участки и определять процедуру производства выборов.

В сфере земельных отношений городские Советы получают полномочия использовать городское имущество, в частности, земельные участки, реализуют градостроительные полномочия, в частности, решают вопросы планировки территории города, отвода земельных участков для застройки или использования для сельскохозяйственных нужд и др.

Таким образом, в 1930-х гг. вместо ранее действующих Советов учреждаются Советы депутатов трудящихся. После упразднения Съездов такие Советы становятся постоянно действующими органами. В их ведении сосредотачиваются все важнейшие вопросы управления местным сообществом.

Глава 2. Местное самоуправление всовременнойРоссии: проблемы иперспективы

2.1Местное самоуправление как форма народовластия.Структура органов местного самоуправлениявРФ

Российское государство в настоящее время находится на пороге решения широкого спектра задач во всех сферах жизнедеятельности, вследствие чего система государственного и муниципального управления подвергается определенному реформированию. Задачей российского государства в настоящее время является формирование современного гражданского общества и построение правового государства. Для успешной реализации указанной задачи необходимо выявить совокупность факторов, влияющих на нее, включая оценку участия в указанных процессах населения Российской Федерации.

Основой правового государства и гражданского общества в Российской Федерации выступает обеспечение активного участия населения в решении общественно-политических проблем, в том числе и на уровне муниципальных образований[13].


Российская Федерация на конституционном уровне осуществляет признание и гарантию местного самоуправления. Муниципалитеты наделены правом осуществления местного самоуправления самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы муниципального управления исключены из системы органов государственного управления. Причем местное самоуправление выступает в качестве одной из основ конституционного строя России[14].

Под местным самоуправлением понимают деятельность местного сообщества и созданных им органов по решению вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования, в соответствии с принципами самостоятельности и ответственности, включая вопросы владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление, направленное на решение вопросов, имеющих значимость для местного населения, действует исходя из интересов этого населения. В основе организации местного самоуправления находится учет исторических и других местных традиций. Конституция России и федеральное законодательство определяет границы местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит императивное указание на осуществление местного самоуправления на всей без исключения территории Российской Федерации.

Таким образом, местное самоуправление представляет собой не право его осуществления, а обязанность местных сообществ. Такой взгляд на местное самоуправление определяется трактовкой его как формы осуществления народовластия. В соответствии с Конституцией России народ Российской Федерации имеет право на осуществление своей власти либо в непосредственной форме, либо посредством органов государственного и муниципального управления.

На практике народовластие осуществляется посредством системы органов публичной власти, имеющей двухуровневую структуру, в которой первый уровень представлен федеральными органами государственного управления, второй – органами государственного управления регионального уровня и третий – органами муниципального управления. В силу своей специфики органы муниципального управления как муниципальная власть признаются наиболее приближенными к населению, а, следовательно, способными в наиболее эффективной мере осуществлять решение его проблем[15].

Население России лишено права на упразднение местного самоуправления. Основой как самих муниципальных образований, так и права их населения на осуществление местного самоуправления выступает Конституции России и законодательство, но ни в коем случае не волеизъявления граждан.


Законодательство предусматривает такие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как местный референдум, муниципальные выборы, другие формы прямого волеизъявления. Помимо этого население Российской Федерации наделено правом осуществления местного самоуправления посредством создания органов муниципального управления, которым население передает свое право на управление развитием территории муниципального образования[16]. Право на осуществление местного самоуправления распространяется также на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законодательство не допускает возможности дискриминации граждан в участии в местном самоуправлении по каким-либо признакам[17]:

  • пол,
  • возраст,
  • национальность,
  • языковая принадлежность,
  • происхождение,
  • должностное или имущественное положение,
  • религиозные убеждения,
  • принадлежность к общественным объединениям и прочее.

Право население на осуществление местного самоуправления может быть ограничено исключительно на уровне федерального законодательства. Причем такое ограничение может быть установлено только исключительно в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, законных прав и интересов других лиц, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

На органы государственного управления федерального и регионального уровней возлагается обязанность защиты государственной гарантии права населения на осуществление местного самоуправления.

Местное самоуправление преимущественно осуществляется посредством формирования органов муниципального управления, к числу которых относятся орган муниципального управления представительного характера, орган муниципального управления организационно-распорядительного характера и глава муниципального образования. Также эта система органов может включать орган, ответственный за осуществление контрольной функции.

Орган муниципального управления представительного характера является выборным органом, основной задачей которого выступает реализация законодательной власти на территории муниципального образования, а также осуществление контроля за деятельностью исполнительно-распорядительного органа.

Орган муниципального управления исполнительно-распорядительного характера или муниципальная администрация осуществляет практическую реализацию местного самоуправления на территории муниципального образования.


Глава муниципального образования в зависимости от его устава может возглавлять либо законодательную, либо исполнительной ветви власти.

В Российской Федерации в структуре публичной власти выделяют два уровня[18]:

  • во-первых, уровень государственного управления, представленный органами государственного управления федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, уровень муниципального управления, представленный органами муниципального управления различного характера.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления.

В общем виде структура органов местного самоуправления включает в свой состав такие органы как исполнительный, представительный, контрольный, а также главу муниципального образования.

В любых типах муниципальных образований в обязательном порядке присутствует исполнительный и представительный орган муниципального управления, а также глава. Наличие контрольного органа муниципального управления определяется, как правило, величиной муниципального образования.

Включение иных органов в структуру муниципального управления может предусматриваться уставом муниципального образования.

  1. Представительный орган муниципального управления - данный орган муниципального управления является выборным. Он наделяется правом представления интересов местного населения и принятия решений от имени населения по вопросам, имеющим местную значимость. Действие решений представительного органа муниципального управления распространяется на территорию муниципального образования, в систему органов управления которым входит этот орган.

В состав данного органа включаются депутаты, избираемые населением муниципального образования в ходе прямых, всеобщих и равных выборов посредством тайного голосования.

Число депутатов данного органа определяется уставом муниципального образования.

Основная цель деятельности представительного органа муниципального управления состоит в формировании правовой базы осуществления муниципального управления на территории муниципального образования.

Данный орган муниципального управления призван осуществлять реализацию следующих полномочий[19]:

  • во-первых, утверждение устава муниципального образования и его корректировка;
  • во-вторых, принятие муниципального бюджета, контроль соблюдения порядка его исполнения;
  • в-третьих, определение организационных и правовых основ управления муниципальной собственностью;
  • в-четвертых, формирование основ межмуниципального сотрудничества;
  • в-пятых, определение основ осуществления организационного и материально-технического обеспечения функционирования органов муниципального управления и так далее.