Файл: Методы преодоления конфликта и стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношений людей, всегда притягивали внимание человека. Конфликты возникают во всех сферах общества и ситуациях жизнедеятельности каждого человека, отличаясь лишь формами конфликтного взаимодействия. По мимо этого, конфликт несет в себе много негативных эмоций, стрессов и переживаний, что отрицательно сказывается на психическом здоровье участников конфликта, именно поэтому можно считать проблему конфликтов и стресса актуальной.

Важно отметить, что приобретение теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтной ситуации необходимо для того, чтобы эффективно решать возникающие проблемы. Каждый человек должен знать основные представления о конфликтах и способах поведения при их возникновении.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности является стресс. Жизнь современного человека характеризуется значительным ускорением ее темпа, приходиться выполнять большой спектр задач, иногда рисковать, неся за это ответственность. Все это увеличивает стрессовую нагрузку на психику человека. Незначительные моменты стресса неизбежны и безвредны. Но чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

В настоящий момент существует большое количество методик, техник и тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом и конфликтными ситуациями. Некоторые методики являются современными разработками, но все они берут начало из работ специалистов, которые занимались исследованиями психических процессов.

Цель исследования: изучить и проанализировать научную литературу по методам преодоления конфликтов и стресса.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по методам преодоления конфликта и стресса.
  2. Сформулировать вывод по результатам теоретического исследования.

Объект исследования – конфликт и стресс.

Предмет исследования – методы по преодолению конфликта и стресса.

Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, обобщение.


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ПРЕОДАЛЕНИЯ КОНФЛИКТА И СТРЕССА

Конфликт: понятие, структура, причины.

Что такое конфликт? Многие ответят: спор, серьезное разногласие, ссора, противоречие. Но до сих пор нет единой точки зрения на вопрос о том, что такое конфликт. В переводе с латинского conflictus – столкновение. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Главная особенность любого конфликта заключается в том, что это наивысшая степень развития разногласий во взаимоотношениях людей и общества в целом [1].

В отечественной научной литературе, по нашему мнению, наиболее полное определение конфликта дал Шайхутдинов, который выделяет следующие способы использования понятия конфликт:

- конфликт как объект исследования;

- конфликт как область специализации научных методов;

- конфликт как механизм, искусственно создаваемый организаторами для интенсификации мышления и деятельности;

- конфликт как эталон, позволяющий увидеть то, что невозможно при нормальном течении дел;

- конфликт как случившееся, по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновения сторон до полной структуры конфликта.

Однако это определение не отражает сути и всех основных черт конфликта как понятия психологического и организационного. Остановимся на основных общеметодологических понятиях конфликта, которые отражают его сущность:

- конфликт - ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное проведение другой;

- конфликт - поведение, основным направлением которого является поражение, ослабление или подавление оппонента;

- конфликт - противоречие между людьми;

- конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне доказать свои взгляды;

- конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами;

- конфликт - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [2].


Существует четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой.

Внутриличностный тип конфликта принимает различные формы. Одна из наиболее распространенных из них – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу конечного результата его работы, или производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на чрезмерную перегрузку или недогрузку, а также вызываться чисто личными, психологическими проблемами.

Межличностный конфликт является одним из самых распространенных. В организациях он проявляется по-разному. Иногда это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, одобрение проекта или влияние на подчиненных; иногда связан с психологической несовместимостью людей. Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей, взгляды и цели которых в корне различаются.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда эта личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Производственная неформальная группа устанавливает нормы поведения. Чтобы быть принятым этой группой, каждый должен их соблюдать. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя. Руководитель часто вынужден принимать меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю, снизить производительность.

Межгрупповой конфликт возникает в связи с тем, что любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, мнение которых о принятых решениях и действиях иногда прямо противоположно. Примерами таких конфликтов могут служить конфликты между неформальными организациями и руководителями, между профсоюзами и организацией. Часто в основе межгруппового конфликта лежат разногласия между линейным и штабным персоналом, а также между функциональными группами внутри организации.

Необходимо иметь в виду, что один тип конфликта в случае, если не происходит его своевременного разрешения, может переходить в другой, более тяжелый.

Начавшийся как межличностный, он превращается в конфликт личности и группы, если одной из противоборствующих сторон удается создать вокруг себя неформальную группу поддержки, а затем – и в межгрупповой, когда эти группы образуются обеими сторонами. Такой конфликт разрешать наиболее сложно, так как кроме личных интересов и психологических особенностей людей здесь активную роль начинают играть групповые интересы, солидарность, психологическая поддержка и взаимозависимость.


Иногда межгрупповой конфликт, особенно в тех случаях, когда он долго не разрешается, может приобрести форму так называемого всеобщего конфликта, который очень трудно остановить. Он способен вообще разрушить всю организацию.

Основными причинами возникновения конфликтов являются: ограничение ресурсов, которые можно делить; взаимосвязанность заданий; различие в целях; различия в манере поведения; в уровне образования, а также плохие коммуникации (плохая передача информации).

В любой организации, как правило, существуют источники конфликта, что может привести к возникновению конфликтной ситуации в процессе управления. Однако даже при большой возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. В таких случаях конфликт затухает.

Участники конфликта.

В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейные конфликты), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Основными участниками конфликта являются те субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга, их называют сторонами или противоборствующими силами.

Объект.

Является непременным атрибутом конфликта. Объект иногда рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба участника конфликта. Объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

Предмет.

Ядром любого конфликта является противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Таким образом, предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Если конфликт конструктивен, то он выполняет следующие функции:


  • разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
  • информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
  • сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
  • стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
  • выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
  • диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:

  • эмоциональное выгорание;
  • увольнение, изгнание;
  • снижение продуктивности, работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
  • занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
  • эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней средой.

Причинами возникновения конфликтов могут быть различия целей, психологическая несовместимость партнеров, недостатки в организации переговоров, неудовлетворительные коммуникации, некомпетентность, неполномочность и многое другое. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Существуют неизбежные источники конфликта, зависимые от ряда внутренних и внешних факторов [3].

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что конфликт осуществляется двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей и способов их достижения. Предполагается, что субъектом воздействия в процессе конфликта может быть либо отдельный человек, два человека или группа людей.

Понятие стресс и его особенности.