Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 7
Стресс (пер. с англ.) – напряжение, нажим, давление. Данный научный термин введён канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Автор предложил рассматривать стресс с позиций теории адаптации и определил его как неспецифическую реакцию организма в ответ на любое предъявляемое ему воздействие внешней среды. Данная реакция имеет большое биологическое значение для личности: она помогает ей оптимально приспособиться к возникшим трудностям, используя имеющиеся ресурсы. Ведь известно, что благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с окружающим миром. Факторы, вызывающие стресс, могут быть как положительными, так и отрицательными. Чрезмерная радость, как и тяжелое горе, запускает механизмы стресс-реакции. Данные факторы носят название стрессоров.
Стресс представляет собой, согласно Г. Селье, динамический процесс, имеющий ряд последовательных стадий или фаз:
-
- Реакция тревоги – мобилизует защитные силы организма. В это время учащается дыхание, сердцебиение, повышается давление, усиливается возбуждение. Внимание полностью фокусируется на стимуле, осуществляется повышенный контроль над ситуацией. В целом человек находится в состоянии повышенной напряженности и настороженности.
- Стадия сопротивления – в этот период организм продолжает приспосабливаться к новой ситуации, происходит обращение к «резерву», помогающему справиться со стрессором. Первоначальная тревога почти полностью проходит, повышается работоспособность, уровень сопротивляемости организма существенно превышает обычный. На этом этапе человек способен решать такие задачи, которые в повседневных условиях не могут быть им решены (например, перепрыгнуть через высокий забор, поднять тяжелый предмет, не спать всю ночь и т. п.).
- Стадия истощения – отражает последствия длительного или очень интенсивного воздействия стрессоров. Если такое воздействие затягивается, то происходит максимальная нагрузка на организм, нарушается физическое и психическое здоровье. Вновь возникает тревога. Снижается общая сопротивляемость организма, он становится ослабленным и уязвимым к болезням (например, человек начинает болеть в отпускной период из-за предваряющих отпуск стрессов на работе). Это связано с тем, что возможности организма не безграничны и при сильном и длительном воздействии они истощаются. На данной стадии начинаются психосоматические заболевания. Часто стресс является толчком для возникновения болезней, опасных для жизни человека.
Г. Селье проводил аналогию между тремя фазами стресса и этапами жизни человека: детством, зрелостью и старостью. Большинство стрессов заканчиваются уже на первой стадии, что способствует мобилизации организма и решению возникшей проблемы. Однако при более длительном воздействии стрессора у человека диагностируются чёткие признаки стрессового напряжения. Стресс может принимать хроническую форму [4].
Шеффер выделяет 15 признаков стрессового напряжения:
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Частые ошибки в работе.
3. Ухудшение памяти.
4. Частое возникновение чувства усталости.
5. Мысли часто «улетучиваются».
6. Периодические боли (голова, спина, область желудка).
7. Повышенная возбудимость.
8. Очень быстрая речь.
9. Отсутствие радости от работы.
10. Потеря чувства юмора.
11. Увеличение числа выкуриваемых сигарет.
12. Обращение к алкоголю.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Потеря аппетита, вкуса к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
В целом симптомы стресса можно разделить на группы: когнитивные, эмоциональные, поведенческие, физиологические.
Когнитивные – ухудшение восприятия, снижение концентрации внимания, ослабление кратковременной и долговременной памяти, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, импульсивность мышления, поспешность в принятии решений.
Эмоциональные – раздражительность, беспокойство, болезненная мнительность, подверженность приступам гнева, неудовлетворенность работой, резкое снижение степени удовлетворенности личности жизнью, депрессия.
Поведенческие – ухудшение взимоотношений в семье, нерациональное распределение времени, чрезмерная занятость, интенсивное курение, употребление алкоголя, пренебрежение отдыхом, возникновение речевых проблем, уклончивость в поведении и пр.
Физиологические – головные боли, сердцебиение, утомление, спазмы, обмороки, частые простудные заболевания, грипп, инфекции и пр [5].
Классификация стресса с точки зрения специфики воздействующего фактора позволяет подробнее изучить особенности стресс-реакций и подготовить программы психологической реабилитации при его возникновении. Американский учёный Р. Лазарус различает два вида стресса: психологический и физиологический. Критерием разделения на эти виды служат характеристики действующих стимулов, механизм возникновения и характер реакции.
Физиологический стресс может вызываться максимальными или минимальными воздействиями стрессора. Например, начать чрезмерные физические нагрузки – значит вызвать стресс, резко бросить заниматься спортом – тоже вызвать стресс. Любое токсическое вещество (никотин, алкоголь, лекарство, непривычный продукт и др.), поступающее в организм в большом количестве, способно спровоцировать стресс-реакцию. Физиологический стресс может вызываться высокими или же низкими температурами, перееданием или голодом, болевыми стимулами или полным отсутствием воздействий, переизбытком или недостатком кислорода, кровопотерей, болезнью, радиацией и другими факторами.
Психологический стресс возникает вследствие воздействия различных психологических стимулов на психику человеку. Его можно разделить на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационной перегрузке, при необходимости выполнения работы в высоком темпе, с высокой ответственностью за результат, в ограниченный строгими временными рамками период (например, работа авиадиспетчера). Эмоциональный стресс возникает в ситуации обиды, конфликта, угрозы, опасности для собственной жизни или жизни окружающих и т. п. Р. Лазарус [6].
Кроме того, выделяют и другие виды стресса, например организационный, профессиональный, спортивный, экзаменационный, травматический. Разделяют также стрессы повседневной жизни и стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях. В экстремальных ситуациях, как правило, пострадавшими оказываются несколько человек или целая группа людей.
Травматический стресс вызывается психотравмой. Психотравма – крайне сильный источник стресса, выходящий за пределы области обыкновенного человеческого опыта, который очень неприятен и вызывает симптомы страдания почти у каждого человека. Психотравмы делятся по характеру воздействия психотравмирующего фактора – на первичные и вторичные, по массовости поражения – на индивидуальные и коллективные. Первичная психотравма – та, которая получена непосредственно самим субъектом; вторичная (опосредованная) психотравма представляет собой стрессовую реакцию на описание травматических событий, происходящих с другими людьми. Такой психотравме могут быть подвержены родственники пострадавшего, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций; слушатели радиопрограмм, читатели прессы, зрители телевизионных программ, в которых освещаются какие-либо трагические события, понесшие за собой смерть и разрушение.
Можно выделить четыре основных характеристики психотравмы: осознаваемость произошедшего события; его внешний источник; нарушение привычного образа жизни; переживаемое ощущение ужаса, бессилия и беспомощности [7].
Таким образом, приходим к выводу о том, что небольшие стрессы полезны для личности, так как они позволяют ей мобилизоваться и в короткий срок осуществить необходимую деятельность, используя возможности и резервы своего организма. Длительные же и интенсивные стрессы увеличивают опасность нарушения физического и психического здоровья человека, ведут к разрушительным последствиям для организма, вплоть до летального исхода.
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И СТРЕССА
Методы преодоления конфликта.
В 80-ые годы XX века на основе социологии и психологии возникла самостоятельная наука конфликтология. Ее основной задачей является разработка принципов и технологий управления конфликтами и конфликтными ситуациями.
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разрешения.
Урегулирование и разрешение конфликтов — это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее время стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, переводная литература. Тем не менее говорить о какой-либо сложившейся системе в области урегулирования конфликтов не приходится. Напротив, анализ практики их разрешения показывает обратное. Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов:
1) запаздывание в принятии необходимых мер;
2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин;
3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических переговоров;
4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей.
Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.
Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общества, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения.
Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при разрешении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя:
1) анализ и выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш. Фейр называют этот процесс картографией конфликта)
2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;
3) реализацию принятого решения.
Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.
Методы, используемые для разрешения конфликтов, различны: устранение причин; сдерживание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости отказа от деструктивного участия в конфликте. Эти методы могут быть административными, социально-психологическими или смешанными [8].
С точки зрения разрешенности конфликты могут быть кажущимися разрешенными; частично разрешенными; полностью разрешенными.
Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов разрешения и урегулирования конфликтов. Одно дело урегулировать военный конфликт, другое - семейный, третье межличностный.
Как правило, в зависимости от теоретического понимания конфликта предлагаются соответствующие подходы к его разрешению или урегулированию. Тем не менее можно выделить более или менее общие схемы, хотя в принципе каждый тип конфликта требует своего подхода к разрешению или урегулированию.
Наиболее предпочтительным в ликвидации конфликта является заключение договора о согласии. Достижение согласия является довольно трудной задачей, требующей помимо доброй воли достаточной степени политической, экономической, культурной подготовленности сторон. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к согласию.
В ходе разрешения конфликта анализируются:
1. Источники конфликта - его исторические, экономические, социальные, национальные, конфессиональные предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная конфронтация.
2. «Биография» конфликта, т.е. его история и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, избранные способы «борьбы», кризисы и поворотные точки в его развитии; жертвы и иные последствия конфликта.
3. Стороны конфликта - личности, группы или большие сообщества. В зависимости от фактического вычленения реальных сил и участников определяется уровень социальной сложности конфликта.