Файл: Пояснительная записка программы занятий Развитие интеллектуальных способностей ребенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплекс развивающих игр и упражнений для подростков
1) Пояснительная записка программы занятий «Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет).
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.
Восприятие.
-
Игра «Угадай голоса»
Цель: развитие восприятия звуков
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
-
Игра «Угадай мелодию»
Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3—5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.
3.Восприятие величины предмета.
На доске плакат, на котором изображены три линейки. Подростку предлагается на глаз определить размер каждой линейки в сантиметрах.
Затем определяют, насколько ребенок ошибся. А сравнив степень его ошибки со средней ошибкой по классу, мы можем сказать, как сформировано восприятия величины у подростка.
Виды памяти:
-
Упражнения на развитие долговременной памяти
Цель: тренировка долговременной памяти
Долговременная память отвечает за хранение информации о прошедших событиях, а также информации, которая составляет большинство наших знаний, полученных нами в прошлом. Стимуляция этих воспоминаний позволяет усилить их и, как следствие, уменьшить вероятность забывания этой информации.
Кроме того, стимуляция воспоминаний улучшает нейронные сети, в которых хранится вся эта информация, что также улучшает нашу долговременную память.
Для тренировки этого вида памяти следует прибегнуть к следующему упражнению:
Постарайтесь вспомнить и объяснить с наибольшей точностью и детализацией информацию о:
Каком-то значимом событии 40-х годов.
Каком-то значимом событии 50-х годов.
Каком-то значимом событии 60-х годов.
Каком-то значимом событии 70-х годов.
Каком-то значимом событии 80-х годов.
Каком-то значимом событии 90-х годов.
Самом значимом событии из вашей личной жизни.
-
Упражнение
Цель- тренировка кратковременной памяти.
Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.
Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.
Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.
-
Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.
Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.
Что у вас получилось?
Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.
Мышление.
1. Упражнение для развития мышления
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
Маша отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
2.Игра «Разговор сквозь стекло»
Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.
Ход игры: Дети разбиваются на пары.
«Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите».
3.Упражнение «Кролик и Лис»
Цель: развитие коммуникативных умений в ситуации высокой межличностной конфликтности.
Участники располагаются для работы в парах. Ведущий объявляет инструкцию: «Сейчас мы проведем игру «Кролик и Лис». Каждая пара договорится о том, кто сначала будет Кроликом, а кто Лисом. Через три минуты нужно будет поменяться ролями. Братец Кролик вышел прогуляться и случайно «нарвался» на братца Лиса, которому очень хочется «кушать». Лис намерен Кролика «съесть» и как можно скорее. Кролику предстоит убедить Лиса, что его есть не стоит, и доказать, почему этого не следует делать. Кролик должен использовать все свои умения, знания и способность к убеждению. Начинает игру Лис, который говорит Кролику: «Кролик, я тебя съем». Если Кролик молчит более 10 секунд, Лис его съедает. Времени для каждого – 3 минуты».
По сигналу ведущего участники в течение трех минут ведут диалог из ролей, а затем меняются ролями. После того, как все участники побывают в двух ролях, они поочередно высказываются, обсуждая те эпизоды диалога, которые явились свидетельством успешности в убеждении другого или, наоборот, способствовали неуспеху в общении.
Ведущий, подводя итоги проявленным участниками умениям успешного общения, может классифицировать их. Набранный банк конструктивных способов ведущий фиксирует на бумаге. Обращается внимание на те эпизоды диалогов, в которых Кролик успешно противостоял попыткам Лиса его съесть. После этого ведущий может обсудить способы противодействия психологическому нападению в реальных жизненных ситуациях. Если данная тема заинтересует участников, может возникнуть оживленная дискуссия, в том числе связанная с проблемами насилия.
Внимание.
Упражнение. Игра «Паучок».
Цель игры –развитие внимания, координации движений.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок).» Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху; увеличить поле до 25, 36 клеточек.
Упражнение «Не собьюсь»
Цель - развитие концентрации, распределения внимания
педагог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Цель: развитие зрительного внимания.
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Эмоции
-
Упражнение «Мусорное ведро»
Психолог показывает мусорное ведро и просит несовершеннолетних объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Ребятам предлагается написать на листочке все плохое, негативные моменты из своей жизни. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Ребята описывают негативные моменты своей жизни, комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.
2. Занятие: познание своего Я «Сад чувств».
Цель занятия: Восстановить внутреннее равновесие.
Оборудование:
• бумага и карандаши;
• «Камень повествования» - яркий поделочный камень, примерно с кулак размером, который дети могли бы держать в руках;
• Аудиокассета с записью спокойной музыки серии «RELAX»)
Содержание игры:
Все удобно сядьте. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжёлое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались или поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызвать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас.
Этот ребенок должен будет взять камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать.