Файл: Государственноправовых и финансовоправовых дисциплин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ликвидация полного товарищества происходит при возникновении общих обстоятельств, влекущих ликвидацию юридического лица (ст. 61 ГК РФ), а также при возникновении новых обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 76 ГК РФ. В случае если в полном товариществе остается единственный участник, ему дается шесть месяцев на то, чтобы преобразовать товарищество в хозяйственное общество с одним участником.
Товарищество па вере (коммандитное товарищество). Представляет собой объединение нескольких лиц и их капиталов, созданное на основе договора между ними для совместной хозяйственной деятельности.
Все участники товарищества на вере подразделяются на две группы: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Первые осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут по его долгам полную ответственность всем своим имуществом, причем неограниченно и солидарно. Правовой режим этой группы схож с тем, который установлен для участников полных товариществ. Вторая группа участников — вкладчики (или коммандитисты) делают вклады в имущество товарищества и не несут ответственности по его долгам, они несут лишь риск убытков от утраты своих вкладов в имуществе товарищества. В отличие от полных товариществ, где все участники должны быть профессиональными предпринимателями, в товариществе на вере только полные товарищи должны быть индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями, что касается вкладчиков, то ими могут быть любые граждане и юридические лица за исключением тех, которые специально перечислены ГК РФ. Коммандитисты отстранены от предпринимательской деятельности и управления делами товарищества. Они сохраняют лишь право на получение дохода на сделанный ими вклад и вынуждены доверять полным товарищам в использовании этих вкладов. Такое положение вещей и предопределило наименование данного вида товарищества — «на вере».
Единственным учредительным документом коммандитного товарищества является учредительный договор, который составляется и подписывается только полными товарищами. В этом документе содержатся условия о совокупном размере вкладов коммандитистов, конкретный же размер вклада каждого из них может быть отражен во внутренних документах товарищества, например в его договорах с вкладчиками или в так называемом свидетельстве об участии, выдаваемом вкладчику товарищества. Полные товарищи также участвуют в образовании складочного капитала, при этом закон не определяет соотношение вкладов полных товарищей и коммандитистов.
Права вкладчиков товарищества на вере определены в учредительном договоре и включают в себя получение необходимой коммерческой информации о деятельности товарищества, право на ознакомление с его отчетами и балансами, право на получение соответствующей их вкладу части прибыли товарищества, а также право выхода из товарищества с получением своего вклада или право передать вклад полностью или частично другому вкладчику или третьему лицу (п. 2 ст. 85 ГК РФ). В последнем случае у других вкладчиков товарищества появляется преимущественное право на покупку вклада, продаваемого выходящим участником. Однако согласия полных товарищей на передачу вклада (или его части) коммандитистом не требуется.
При ликвидации товарищества па вере вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение своих вкладов из имущества, оставшегося после удовлетворения требований других кредиторов товарищества, а если и после этого у товарищества сохраняется остаток имущества, то они участвуют в его распределении наравне с полными товарищами (п. 2 ст. 86 ГК РФ). Товарищество па вере сохраняется при наличии в нем хотя бы одного полного товарища и одного вкладчика (п. 1 ст. 86 ГК РФ). Если же из него выбывают все вкладчики, то полные товарищи вправе либо преобразовать товарищество на вере в полное или ликвидировать его. 28
2.2. Особенности правового статуса унитарных юридических лиц
Правовое положение унитарных предприятий определяется статьями 113-114 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и принятым в соответствии с ним Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества - оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.29
В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. унитарный коммерческий юридический правовой
Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности. Поэтому в уставе унитарного предприятия, который является его учредительным документом, определяются предмет и цели деятельности предприятия (ст. 9 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Как и всякая коммерческая организация, унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование. 30
В уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (ст. 17 Закона об унитарных предприятиях).
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. В соответствии со ст. 18 Закона об унитарных предприятиях сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. 31
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.