Файл: Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
Контрольная работа по
дисциплине «Социальные и политические институты и процессы»
на тему: «Преступность в молодежной среде»
Студентка гр. ИБ360821-н _______Н.А. Мандрыкина
Научный руководитель: ____________________
канд. полит. наук, доц. П.П. Петров
Тула 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности…. | 5 |
1.1. Понятие молодежной преступности…………………………………… | 5 |
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности…… | 8 |
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности…. | 15 |
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи……. | 15 |
2.2. Личность молодого преступника………………………………………. | 16 |
2.3. Профилактика преступности молодёжи……………………………... | 20 |
Заключение……………………………………………………………………. | 24 |
Список использованной литературы………………………………………... | 26 |
Введение
Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности.
Проблема становится тем актуальнее, чем более глубоким и масштабным оказывается процесс реформации, который переживает государство, и чем больше негативные последствия этих процессов сказываются на функционировании традиционных социальных институтов, ответственных за подрастающее поколение.
С другой стороны, избранная тема прямо связана с анализом криминологической ситуации в целом, с общей картиной процессов преступности в стране. Молодёжная преступность относится к числу наиболее масштабных и опасных криминальных феноменов. Она занимает значительную часть объёма преступности в целом, отличается в большинстве случаев наивысшей интенсивностью роста, негативными структурными изменениями. Молодёжная преступность в решающей степени определяет на долгие годы вперёд тенденции преступности во всей её массе и по большинству конкретных видов преступлений. Чаще всего именно молодые люди совершают наиболее тяжкие и опасные преступления. Из их числа и с их участием формируются наиболее организованные, обладающие криминальным опытом, вооружённые преступные группы, осуществляющие самые дерзкие посягательства.
Молодёжная преступность, как и вся преступность, относится к числу хронических, вечных социальных болезней общества, и потому, видимо, никогда не перестанут быть актуальными попытки найти средства для минимизации и самой молодёжной преступности, и её широкомасштабных общественно-значимых последствий.
Такова социальная потребность в исследовании и решении комплекса вопросов, составляющих содержание избранной темы работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации преступной деятельности молодежью.
Предмет исследования – молодежная преступность.
Цель работы заключается в изучении преступности в молодежной среде.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить задачи:
- охарактеризовать понятие молодежной преступности;
- привести криминологическая характеристика молодежной преступности;
- определить особенности детерминации преступного поведения молодежи;
- рассмотреть личность молодого преступника;
- выявить особенности профилактики преступности молодёжи.
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности
1.1. Понятие молодежной преступности
Преступность среди молодежи всегда вызывает повышенный интерес и тревогу. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного законодательства свидетельствует о существенных недостатках условий, обеспечивающих успешную социализацию молодежи, ее интеграцию в общественную и экономическую жизнь страны.
Молодежная преступность – специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально экономические трансформации. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики с определенными коррективами могут расцениваться как прогностические для всей преступности.
Одним из основных критериев отграничения молодежной преступности от иных проявлений преступности является возраст лиц, которые оказываются вовлеченными в преступную деятельность. На данный критерий указывает упоминание в ее названии того, что она «молодежная». Но при этом само определение возраста в конкретном количестве лет жизни, как это имеет место в случае использования термина «несовершеннолетний», сталкивается с некоторыми трудностями. В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст.
Так, к молодежи одни исследователи относят лиц не старше 25 лет, другие отодвигают этот временной порог до 30 лет, «а в общественном мнении вообще бытует слишком расширительное понимание молодости (до 40 лет), когда к нему относят и «молодого ученого» за тридцать, и «молодого поэта» за сорок, и даже «молодого режиссера» за пятьдесят». Сложность при определении возраста состоит в том, что следует принимать за основу в определении того, что именуют «молодежным возрастом», «юностью». Это могут быть происходящие в организме физиологические изменения (к примеру - половое созревание), процессы психического развития, адаптация к жизни в обществе. Единого мнения здесь нет.
О том, что такое юность, а, следовательно, кто относится к молодежи, пытались постичь давно. Как отмечает социолог С.И. Левикова: «Молодежь - это одновременно и не дети... но также и не взрослые». Молодость - это смена социального статуса ребенка на социальный статус взрослого, которая не бывает одномоментной, а всегда предполагает достаточно длительный временной период. В этот период происходит привыкание к взрослому образу жизни, который состоит из ответственного подхода к планированию своей деятельности, самостоятельности суждений и взглядов [7].
В настоящее время в основном преодолено стремление установить непосредственную зависимость между молодостью и физиологическими процессами, которые переживает человек. Безусловно, что такая зависимость существует, но она не настолько непосредственна, чтобы только ее одну брать за основу выделения молодости как периода человеческой жизни. Несомненно, имеются иные процессы, которые с большим основанием могут претендовать на то, чтобы быть основой определения возрастного периода, именуемого «молодостью». Как отмечает Саймон Фрис «понятие «молодежь» описывает аспекты социальной позиции людей, которые влияют на их биологический возраст». Понимая это, многие ученые склонны считать, что молодость определяется процессом социализации, который переживает всякая личность в один из ранних периодов своей жизни. Так, отмечают, что «в качестве основного критерия выделения молодежи как социальной общности обычно избирается период первичной социализации». О том, что такое социализация, И.С. Кон пишет: «Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
Изначально социализация была предметом исследования социологии. В ней она рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя «и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы». В настоящее время уже стало аксиомой то, что «социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения».
В последующем она попала в сферу интересов социальной психологии. Здесь она определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны... процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». Существо социализации состоит в том, что «это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта» [3].
Однако следует отметить, что процесс социализации является непрерывным и не ограничивается каким-либо возрастом. Более того, «процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте». Причем данный взгляд на продолжительность социализации, не ограничивающий этот процесс рамками детства, отрочества и юности, получил широкое распространение в науке сравнительно недавно. До этого распространенным было мнение о том, что данный процесс протекает лишь на ранних этапах жизни человека.
Итак, поскольку самостоятельность возрастной категории лиц, относящихся к молодежи, является весьма относительной, поскольку в нее включены крайне неоднородные группы правонарушителей. В связи с этим молодежную преступность в зависимости от возрастного критерия, можно подразделить на две большие возрастные группы:
- подростковую преступность (преступность несовершеннолетних) – преступность лиц с 14 до 18 лет;
- непосредственно молодежную преступность – преступность лиц с 18 до 30 лет.
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности
Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Характерными чертами преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую переступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, разбойные нападения.
Наблюдается тенденция омоложения преступности несовершеннолетних, повышения криминальной активности детей младших возрастов, имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. Отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Налицо тенденция к омоложению «пьяной» преступности: каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой степенью латентности. Более того, в силу особенностей правового и физического положения несовершеннолетних и их личностной характеристики статистические показатели преступности несовершеннолетних более «регулируемы» в следственной и судебной практике. Распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются