Файл: Нравственное воспитание в спорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственное воспитание в спорте.

Целью любого спорта является борьба, противостояние, преодоление страха. Главным во всех этих видах спорта, по мнению людей, является физическая подготовка, однако наличие нравственности играет не меньшую роль, так наличие нравственности помогает достойно принять поражение, не опуститься в глазах людей, а это нередко важнее победы, потому что после этого ты получаешь дополнительную мотивацию, которая заставляет тебя быть еще сильнее, чем раньше. В связи с этим здесь можно рассматривать нравственную составляющую действий отдельных спортсменов, той или другой команды, ведь почти во всех случаях побеждает именно за счет воли и нравственного воспитания. Эти предметы рассмотрения делятся на другие, меньшие элементы. Было бы нелогично связывать нравственное воспитание только с деятельностью спортсмена, но это не так. Она также заключается в деятельности тренера, спортивных организаций, когда содержание их деятельности направлено на действительное обеспечение оптимальных условий для раскрытия в спорте творческих потенций человека.

Реальная практика включения населения в активные занятия спортом в различных странах, а также исследования, проводящиеся в последнее время огромным числом специалистов в разных научных сферах, показали, что со спортом связан широкий круг нравственных явлений, и потому спортивная деятельность имеет огромный нравственный потенциал.

Таким образом, спорт предоставляет зрителям и спортсменам великолепную возможность для того чтобы быть лучше других. Спортсмены могут проверять себя на силу воли, нравственно развивать себя и людей вокруг себя. Зрители могут черпать из спорта огромную мотивацию, также естественно многие будут подражать своим любимым спортсменам и поэтому именно они будут являться примером для этих людей. Это одна из причин для именитых спортсменов, по которым они не могут вести себе неправильно, то есть не соответствовать нравственным нормам общества.

В соответствии с современными представлениями, нравственное воспитание - это есть процесс, обеспечивающий, в конечном счете, включенность человека в социокультурные процессы
, творчество, искусство (т.е. становление нравственной культуры человека). Воздействуя на отдельные стороны личности, он особым образом взаимодействует с нравственностью человека (поведение, отношения, быт и т.д.). Проблема заключается в том, как осуществить целенаправленную организацию этого процесса через формирование у человека адекватного отношения к культуре, в частности моральной. Известно, что именно эта часть культуры является основополагающей в жизни человека, так как именно она учит человека, как взаимодействовать с окружающим миром.

Соответствующую подготовку, потенциал в формировании нравственных знаний, интересов, вкусов, деятельности и в целом нравственной культуры личности обеспечивают ценности физической культуры, представленные во всем многообразии в процессе физического воспитания.

 Физическое воспитание - процесс, стимулирующий целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.

Влияние нравственного содержания спорта на его функциональную сторону проявляется и в том, что организация того или иного вида спорта в первую очередь предполагает проверить человека на нравственность и моральное воспитание. Так, например, разные боевые искусства показывают человека с разных сторон, его духовной деятельности и этот человек несомненно будет вызывать у окружающих уважение, потому что только волевой человек, имеющий и нравственность в том числе, будет состязаться с другим человеком на глазах у огромного количества людей. Это несомненно тренирует дух человека, его волю. Часто можно видеть, как некоторые богатые спортсмены состязаются друг с другом, это не является спортом в полной мере этого слова, это скорее спектакль и люди сразу чувствуют это и понимают, что это шоу за деньги. Можно показать все это на примере бокса. На примере боя, который ожидали миллионы людей: Флойд Мэйвезер против Конора Магрегора. Люди называли этот бой боем века, а их ждало огромное разочарование, так как никакого шоу из этого не вышло и бойцы подвели зрителей отсутствием настоящего боя, который был заменен на искусственное шоу в исполнении двух «актеров». Это явный пример отсутствия нравственности и как я уже говорил ранее замена воли к победе жаждой наживы. Пока бокс понимался и реализовывался на практике как поток ударов, он был груб, жесток, "физиологичен". Выступление боксеров, исповедующих иной стиль ведения боксерского поединка: легкие, обманные движения, отточенные до

совершенства движения рук и ног боксера, позволяющие ему уклоняться от ударов соперника и самому наносить их и т.д., привели к существенным изменениям и в самом боксе. Он стал истолковываться, прежде всего, как система искусной защиты, а не тем видом спорта, за который его полюбили миллионы людей: за духовность и нравственность, и волю к победе любой ценой.

Нравственное воспитание призвано формировать у людей нравственные потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать нравственность в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой предоставляют широкие возможности для этого. Они оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки.

В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи нравственного воспитания.

Специальные задачи - это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

Для решения как общих, так и специальных задач нравственного воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах морального и духовного учения, знать особенности нравственного воспитания и особенности чувств, испытываемых человеком в процессе спортивной деятельности, ведь, если сам преподаватель не будет знать сути этого, то он не сможет донести эту суть до того кого он учит и кому он пытается привить это. Преподаватель сам должен быть пропитан этими чувствами до «костей мозга» и сам должен чувствовать все это.

К средствам нравственного воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

  1.  Содержание и организацию учебно-тренировочных занятий

  2.  Спортивный режим

  3.  Соревнования (строгое выполнение их правил)

  4.  Деятельность преподавателя (тренера)


Нравственное воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

  1.  Убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций

  2.  Беседы, при совершении занимающимся каких-либо проступков

  3.  Обсуждения на этические темы

  4.  Наглядный пример

  5.  Поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой

  6.  Оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя

  7.  Наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива, временное исключение из состава команды.

Известно, что нравственность как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления нравственности (мораль, воля, духовность), их понимание людьми, их воплощение в жизнь действиями людей в обществе, взглядах, теориях, нравственную деятельность людей, в ходе которой создаются нравственные ценности и т.п.

Мир нравственных явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные нравственные ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают главную роль для человека, вызывают у него нравственные чувства, нравственное удовольствие, оцениваются им с особой, нравственной точки зрения. Нравственная оценка существенным образом зависит от развитости у человека нравственных взглядов, теорий, которых он придерживается, нравственные категории, на которые он опирается в ходе познания самой сути физической культуры в нравственном воспитании человека. Например, человек, у которого отсутствуют нравственные понятия, не сможет их оценивать у других людей и он не имеет никакого права так поступать, это может выглядеть глупо, но отсутствие нравственности подразумевает под собой неправильное понятие самой сути нравственности, а это довольно распространенное явление в современном обществе.

Предметом изучения нравственной составляющей физической культуры может являться - моральное и духовное содержание, нравственные ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с нравственной точки зрения; формы нравственной деятельности человека в области физической культуры и спорта.

При характеристике воздействия моральных и духовных феноменов спорта на его функциональную сторону следует учитывать и роль упомянутых выше специализированных, интегральных ощущений спортсмена, на базе которых формируются и определенные нравственные переживания. Эти ощущения помогают спортсмену почувствовать господство над своим собственным телом, над деятельностью мышц, а вместе с тем оказывают влияние на повышение эффективности спортивного действия.


Можно привести еще один пример роли нравственности, а именно воли, в спорте. Таким образом, можно привести в пример российского биатлониста, участвовавшего в Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году, Антона Шипулина. В концовке Антон отставал от своего главного соперника Уле-Эйнара Бьерндалена на 10 секунд. Однако Антон сумел не разочаровать зрителей, показав присущие спортсмену силу воли и нравственность. Он сумел сохранить концентрацию и на финишной прямой опередил соперника, чем безмерно обрадовал зрителей и разочаровал соперника. Уже после игр, Антон, отвечая на вопрос, кого бы он назвал главным героем уходящих Олимпийских игр, ответил: «Безусловно, Уле-Эйнара Бьорндалена. Этим спортсменом я восхищался всегда, и он в очередной раз доказал, что является величайшим атлетом, несмотря на свой возраст. То, что он завоевал здесь два золота, очень впечатляет». Это в очередной раз доказывает, что нравственное воспитание, которое ему дал спорт в лице биатлона, располагается на высшем уровне. Чтобы так высказываться о сопернике, надо иметь нравственное воспитание, достойное соперника, то есть оно должно быть на высшем уровне. Это еще раз показывает, что сила воли, которая является частью нравственности, играет важнейшую роль в спорте.

Если же говорить об оказании влияния спорта на нравственность зрителей, то Ю. Рост в полемических заметках о футболе на страницах "Литературной газеты" заметил: «Спортсмены издавна, а теперь в особенности, указывает он, стали носителями символов, качеств не какого-то конкретного лица, а всего клуба, города, страны, которые они представляют». Когда один спортсмен, одна команда выигрывает у другой, это уже не воспринимается как частный случай из жизни данных спортсменов. Это событие приобретает более обобщенный смысл. Некий социальный оттенок приобретает и качество игры. Погоня за очками, без стеснения в средствах, серые, монотонные игры рождают новый тип болельщика, не понимающего игры, ее красоты. Для них неважно, как играют, важно, кто выигрывает. Среди других факторов, породивших эту новую форму "боления", считает Ю. Рост, надо учитывать и снижение игрового искусства.

Существенное влияние на нравственный потенциал той или другой деятельности оказывают, как уже отмечалось, условия для проявления этой деятельности. В спорте все нравственное воспитание, во всех смыслах этого слова, важно «включать» прежде всего, на тренировках, именно там надо выкладываться на 100%, а уже, если там ты себя показал, то о самом главном событии ты не должен беспокоиться, ты и не будешь о нем беспокоиться.