Файл: Нравственное воспитание в спорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее, необходимо учитывать, что нравственные явления, каким бы ни был спорт, имеют одинаковый "удельный вес". Неважно, фигурное катание, художественная гимнастика, рукопашные виды спорта, командные виды спорта, где положительная судейская оценка, оценка зрителей является главной и, пожалуй, единственной целью. В этих видах спорта эстетическое начало, на мой взгляд, так же важно. Спортивная техника, спортивное совершенство, которые здесь играют главную роль, на мой взгляд важны.

Ведь хорошо выполненные технические элементы, правильная подготовка спортсмена и положительный результат, говорят о его трудолюбии и ответственности к выбранному делу.

Это мое мнение, и оно может показаться кому-то неправильным. Но, например, похоже думает польский ученый Анджей Тышка считает, что красота в этих видах спорта - это одно из самого главного.

Однако большинство полагают, что красота не важна в таких видах спорта как баскетбол, футбол и это мнение тоже может иметь свой вес.

Важную роль как источник социокультурных ценностей приобретает школьное образование. Системообразующим принципом образования становится развитие и укрепление духовных и физических сил личности, как определяющее условие ее самореализации, самосовершенствования и успешной социализации.

Одна из приоритетных задач школьного образования - формирование нравственной личности, наделением ее творческих способностей. Наряду с общесоциальными ценностями в образовательном процессе приобретают важное значение ценности физической культуры, поскольку их направленное использование обеспечивает становление личности, ее биосоциальных начал, сущностных характеристик телесной, душевной и духовной природы человека, различных ее способностей и потребностей.

В свою очередь, направленность использования представленного ценностного потенциала физической культуры в ходе процесса физического воспитания в целях становления нравственной культуры школьника обеспечивается дидактическим содержанием.

Дидактическое обеспечение физического воспитания в формировании нравственной культуры школьника включает общеизвестные в теории и методики физической культуры их принципы (общесоциальные, общеметодические, специфические), средства (физические упражнения, естественные силы природы), методы (строго регламентированного упражнения, игровой, общепедагогические) и формы организации занятий (классно-урочные, внеурочные).


Основными принципами физического воспитания в становлении нравственной культуры учащихся являются: всестороннее развитие личности, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности воздействий.

Основными средствами физического воспитания в формировании нравственной, моральной и духовной культуры школьника явились: элементы физических упражнений, которые обеспечивают школьнику дисциплину; природная среда; теоретическая подготовка; гигиеническая обеспеченность (места занятий, инвентарь, оборудование, одежда); специально-подготовительные упражнения (развивающие, подводящие); строевые упражнения (перестроения); эстафетный бег (специальные беговые упражнения в парах, по несколько человек).

К основным методам формирования нравственной культуры школьника в процессе физического воспитания можно отнести: метод строго регламентированного упражнения; наглядного воздействия (зрительной наглядности); вербального воздействия (объяснение, рассказ, беседа, разбор, оценка, поощрение); использование технических средств (видео); целостного педагогического процесса: методы формирования сознания (работа с книгой, метод примера), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучения, демонстрации, создание воспитывающих ситуаций).

Основными формами организации формирования нравственной культуры школьника в физическом воспитании являются:

  •  классно-урочные - уроки физической культуры по видовой принадлежность: теоретической подготовки, вводные уроки, уроки контроля; уроки подготовки великих спортсменов; мотивирующие видеоуроки, вызывающие в человеке чувство патриотизма и т.д.

  •  в режиме дня: активные занятия физическими упражнениями и принятие участия в этом, это в иной раз показывает, что вы находитесь в контакте с учащимися, что оказывает положительное воздействие на человека.

  •  внеклассные: секции по видам спорта, соревнования, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия;

  •  внешкольные: физкультурное образование в семье, самостоятельные занятия (в том числе подготовка сообщений, рефератов, конкурсы работ).

В нравственном воспитании средствами физической культуры проступают такие черты, как массовость нравственного воспитания, высокие требования к нему, возрастающая роль общественности в нравственном воспитании трудящихся именно через спорт; органические сочетание спортивного мастерства и массовой физической культуры. С детских лет следует тренировать волю ребёнка в совершении разных дел и соблюдения всех нравственных норм, так как все это сохраняется у ребенка на всю жизнь. Всё, что окружает ребёнка, подростка, может воспитывать нравственные понятия и если не давать ему это с детства, то он не научится этому никогда. Важное воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий, то есть их красота с свою очередь будет оказывать положительное влияние на нравственное воспитание. В нашей стране масса спортивных сооружений: дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных кортов, катков, и т.д.



Ситуация 2. Спортсмен, систематически опаздывающий на тренировки, приглашен вами для «крутой беседы» по поводу его дисциплины. Но неожиданно для себя вы – тренер данного спортсмена — сами опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Спортсмен вас дождался и с любопытством ожидает, как вы себя поведете в создавшейся ситуации.
Задание:

выберите из предложенных способов решения проблемы и обоснуйте своё решение.

Как вы бы поступили на месте тренера? Разрешите проблему.
1. Сразу же начну беседу и потребую от него объяснения по поводу опозданий.
2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу.
3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.
4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу.


  1. Попрошу извинения и использую свое опоздание для обоснования замечания.

Любой человек может опоздать 1 раз, но, когда это на постоянной основе, на лицо явное расстройство дисциплины. Попрошу извинения за то, что спортсмен меня ожидал. А далее мы начнем беседу, и я выясню, с чем или с кем связаны систематические нарушения, поясню чем важна дисциплина во всех сферах деятельности. Ведь без дисциплины не добиться результата.