Файл: Совершенствование системы оценки персонала в ООО «Век»..pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1752
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы роли мотивации в поведении организации
1.1. Мотивация: понятие, виды, основные функции
1.2. Современные теории мотивации
Глава 2. Роль системы мотивации в ООО «ВЕК»
2.1. Общая характеристика ООО «ВЕК»
2.2. Анализ системы мотивации в ООО «ВЕК»
Глава 3. Совершенствование мотивации персонала ООО «ВЕК»
3.1. Мероприятия по оптимизации мотивации персонала ООО «ВЕК»
- Информирование сотрудников (доведение актуальных и необходимых сведений о состоянии дел в организации): справочные материалы, собрания сотрудников, отчеты о работе, совещание общественного актива, презентация новых видов продуктов, технологий продаж, в том числе с помощью информационных стендов).
- Оценка работы сотрудников (система планомерной и формализованной оценки по определенным, заранее установленным критериям): методы оценки результатов труда и потенциальных возможностей сотрудников, навыков и умений делового общения и поведения на работе[23].
- Оптимизация и регулирование рабочих процессов (гибкое приспособление рабочего времени штанного персонала к трудовым потребностям персонала в организации): сокращение времени андеррайтинга и принятия решения, унификация котировочных листов и тарифных сеток, скользящий график отчетов[24].
Выделяют следующие формы активизации субъективной активности персонала[25]:
- Лекция-семинар «Должностная инструкция»
- Тренинг-семинар по постановке целей
- Тренинг эффективных продаж
- Отчетные встречи и собрания
- Наставничество
- Целевое информирование
- «Круглые столы» с участием руководства
- Практическое занятие «Функциональные обязанности»[26]
- «Идейная почта»
- Поздравления с памятными датами
- Конкурс «Лучший сотрудник»
- Поощрения за успехи в работе
- Корпоративные мероприятия[27]
- Целевое информирование
Проведение лекции-семинара «Должностная инструкция» может активизировать осознанное отношение сотрудников к своим функциям, знаниям, правам и ответственности: каждый участник лекции-семинара получит возможность оценить свою работу с точки зрения нормативных и корпоративных требований, предъявляемых к этой профессии[28].
В результате тренинг - семинара по постановке целей все участники в диалоге с руководителями компании смогут сформировать общее видение приоритетов в организации продаж, определить оптимальные пути и способы достижения поставленных целей. В процессе тренинга будет построена система не только вертикальной целей организации и подразделения продаж, но и система взаимосвязи между целями компании и личными целями сотрудников. Каждый участник получит возможность познакомиться и в дальнейшем активно использовать технологию достижения целей (коучинг), а также понять систему оценки результатов своей деятельности[29].
Тренинг эффективных продаж поможет участникам глубже понять структуру и технологию процесса продаж, свою роль в системе продаж и все закономерности, связанные деятельностью компании. Также он обеспечит участникам получение знаний и навыков, необходимых для успеха на каждом этапе продаж и в целом по сфере данной деятельности[30]. Это даст возможность сотруднику занять активную позицию по отношению к конечным целям и результатам своей деятельности, задуматься над возможностью и необходимостью повышения ее эффективности и результативности. Многие участники смогут выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме, внести дополнения и замечания по организации и технологии продаж. Такие встречи помогают не только совместно создавать своеобразную корпоративную книгу продаж компании, но, одновременно, позволяют повысить лояльность сотрудников по отношению к организации и поддерживать дух корпоративности на деле.
Результатом проведения еженедельных отчетных встреч и ежемесячных собраний может стать возросшее понимание важности оперативного и достоверного информационного обмена между сотрудниками и их руководителями[31].
Совместные корпоративные мероприятия дадут возможность сотрудникам познакомиться с руководством и с сотрудниками компании в неформальной обстановке, обсудить в непринужденной атмосфере интересующие их вопросы. Активные межличностные контакты также способствуют формированию духа корпоративности и лояльности по отношению к компании[32].
Активное внедрение системы наставничества (кураторства) значительно сократит число возникающих профессиональных ошибок у персонала из-за незнания или непонимания порядка, правил или процедур конкретных видов деятельности. В целом это позволит развить корпоративность и сформировать новые виды межличностных связей внутри компании и оптимизировать бизнес-процессы в цикле продаж[33].
«Идейная» почта предоставит возможность каждому сотруднику участвовать в организации рабочего процесса, вносить свои предложения и замечания. В результате взаимопонимания работа станет более согласованной из-за детального и оперативного информирования всех сотрудников об интересующих их вопросах, ответы на которые они получат в ходе отчетных встреч, в том числе и от руководителей высшего звена.
Целевое информирование сотрудников о текущих задачах, достигнутых результатах и деятельности различных подразделений компании обеспечит каждому сотруднику возможность доступа к оперативной информации, что существенно облегчит выполнение ими основных функций, а также уменьшит количество ошибок, возникающих из-за незнания или непонимания[34].
Поздравление с памятными датами позволит повысить лояльность по отношению к компании, а также поможет осознать значимость каждого сотрудника для организации[35].
Конкурс «лучший сотрудник» активизирует желание персонала принять участие в различных номинациях конкурса. Конкурс также сформирует большую заинтересованность сотрудников в положительной оценке своей деятельности, повысит лояльность по отношению к компании, а также позволит уменьшить количество ошибок, возникающих в результате деятельности персонала[36].
Таким образом, на основании первой главы можно сделать вывод о том, что мотивация – это процесс, который направлен на стимулирование деятельности сотрудников организации. Основные виды мотивации: внешняя, которая предполагает использование административных и экономических методов, и внутренняя, которая направлена на использование социально-психологических методов.
Основные функции мотивации:
1) стимулирование к действию,
2) выбор направления,
3) осуществление контроля и поддержки необходимого поведения.
Известны несколько современных теорий мотивации и повышения результативности труда: система стимулирования сотрудников подразделений продаж, основанная на теории подкрепления (материальный метод); регулирование поведения и трудовой активности сотрудников с помощью постановки целей, или управление по целям (целевая теория); теория обогащения труда и перепроектирования работ, в основе которой лежит изменение характеристик работы сотрудников (теория обогащения труда).
В качестве основных современных подходов и форм повышения уровня профессиональной мотивации персонала можно выделить: организационную культуру; идентификацию с организацией; систему соучастия; принципы руководства; обслуживание персонала компании; привлечение к принятию решений; кружки качества; «Job»-факторы; организацию рабочего места сотрудника; кадровую политику; информирование сотрудников; оценка работы сотрудников; оптимизацию и регулирование рабочих процессов.
Глава 2. Роль системы мотивации в ООО «ВЕК»
2.1. Общая характеристика ООО «ВЕК»
Коммерческая организация ООО «ВЕК» имеет организационно-правовую форму – Общество с ограниченной ответственностью, где общество, учреждаемое одним или несколькими лицами, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
ООО «ВЕК» занимается оптовой торговлей профессиональными пневмо оборудованиями:
- компрессоров
- насосов
- подъемных оборудований
- расходными материалами.
Параметрические характеристики организации представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Параметрические данные организации
Полное наименование организации |
Общество с ограниченной ответственностью «ВЕК» |
Сокращенное наименование |
ООО «ВЕК» |
ИНН |
7801592746 |
ОКПО |
45517120 |
ФИО руководителя коммерческой структуры |
Генеральный директор Кусачев Сергей Николаевич |
Основной целью создания ООО «ВЕК» является: получение прибыли.
Основные ценности ООО «ВЕК» приведены на рис. 2.1
Рис. 2.1. Ценности работы компании
На рис. 2.2 обозначена структура управления ООО «ВЕК».
Рис. 2.2 Структура управления ООО «ВЕК»
Представленная структура является линейно-функциональной, имеет как достоинства, так и недостатки, обозначенные на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Достоинства и недостатки линейно-функциональной организационной структуры
Генеральный директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью ООО «ВЕК», несет ответственность за сохранность и эффективное использование активов организации, за последствия принимаемых решений, финансово-хозяйственные результаты деятельности Общества.
В табл. 2.2 представлены основные финансово-экономические показатели деятельности организации.
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности ООО «ВЕК» за 2016-2018 гг.
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
руб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
47716 |
54493 |
65039 |
10546 |
22,10 |
17323 |
136,30 |
|
Себестоимость |
47441 |
51583 |
64391 |
12808 |
24,82 |
16950 |
35,72 |
275 |
2910 |
648 |
-2262 |
-77,73 |
373 |
135,63 |
|
75 |
2358 |
82 |
-2276 |
-96,52 |
7 |
9,33 |
|
200 |
552 |
566 |
14 |
2,53 |
366 |
183,00 |
|
159 |
439 |
453 |
14 |
3,18 |
294 |
184,90 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,004 |
0,001 |
0,04 |
0,039 |
х |
0,036 |
х |
Продолжение табл. 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Коэффициент уточненной ликвидности |
1,77 |
1,80 |
1,79 |
-0,01 |
х |
0,02 |
х |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,85 |
1,83 |
1,81 |
-0,02 |
х |
-0,04 |
х |
Коэффициент финансовой автономии |
0,48 |
0,46 |
0,45 |
-0,01 |
х |
-0,03 |
х |
По данным таблицы 2.2 видно, что годовая выручка организации выросла на 10546 тыс.руб. или на 24,82% и составила 65039 тыс.руб.
Наряду с ростом выручки увеличилась себестоимость на 12808 тыс.руб., а относительно 2016 года себестоимость увеличилась на 16950 тыс.руб. Необходимо отметить, что затраты организации дигрессивные, то есть увеличиваются медленнее чем уровень деловой активности. Несмотря на это прибыль от продаж относительно 2016 года снизилась на 2262 тыс.руб.
ООО «ВЕК» получает доходы только от основного вида деятельности, операции финансового характера и прочие доходы отсутствуют.
Далее, охарактеризуем кадровый состав организации за 2016-2018 гг.
В табл. 2.3 приведена характеристика кадрового состава организации.
Таблица 2.3
Оценка кадрового состава организации за 2016-2018 гг.
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонения, 2018 к |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
2016 г. |
2017 г. |
|
Численность персонала |
13 |
100 |
14 |
100 |
16 |
100 |
3 |
2 |
Кадровый состав |
||||||||
Руководители |
2 |
15,38 |
3 |
21,43 |
3 |
18,75 |
1 |
0 |
Служащие |
1 |
7,69 |
1 |
7,14 |
2 |
12,50 |
1 |
1 |
Специалисты |
9 |
69,23 |
9 |
64,29 |
10 |
62,50 |
1 |
1 |
Рабочие |
1 |
7,69 |
1 |
7,14 |
1 |
6,25 |
0 |
0 |
Гендерный признак |
||||||||
Мужской |
9 |
69,23 |
8 |
57,14 |
9 |
56,25 |
0 |
1 |